Ни для кого не секрет, что большинство специальностей, осваиваемых студентами в высшей школе, можно разделить, исходя из их специфических особенностей, на две большие группы: эксплуатационные и созидающие.
К первой группе относятся все специальности, основными задачами которых являются задачи эксплуатации - профилактика, диагностика, ремонт, планирование. Примерами могут служить: большинство гуманитарных специальностей - медицинские, юридические, экономические, финансовые и др., военно-технические специальности - инженерных, ракетных войск и др., некоторая часть технических специальностей - энергетические, горных и подъемно-транспортных машин, автомобильного хозяйства и др.
Ко второй группе относятся специальности, основными задачами которых являются создание новых приборов, устройств, зданий, различного рода сооружений, систем управления, оборонной техники, вычислительных систем, аппаратно-программных комплексов и др. Примерами могут служить соответствующие специальности машиностроительного, приборостроительного, строительного направлений, направлений оборонной техники и кибернетики.
Цели обучения специальностям этих двух групп совершенно различные. Если для первой группы наиболее важными целями являются получить знания о существующей предметной области, необходимые и достаточные для решения указанных задач - профилактики, диагностики, ремонта и планирования, то для второй группы наиболее важными целями являются научить студентов проектировать, разрабатывать, создавать новое, то, что еще не существует, но должно быть. Отсюда и подход к необходимому контролю знаний должен быть различным.
Практика показывает, что существующий современный уровень тестирования, заключающийся в вопросах, на которые студент должен или дать ответ в наиболее простой формализованной форме, или выбрать ответ из некоторого небольшого предлагаемого ему набора ответов, может дать более или менее достоверную оценку знаний (с вероятностью не более 50%) только на специальностях первой группы. Этот факт можно подтвердить множеством примеров использования электронных тестов, известных автору. Но практически не дает (и не может дать!) сколь-нибудь положительного результата на специальностях второй группы. Для применения тестирования на этих специальностях нужна другая идеология тестирования.
Предлагается следующая идеология тестирования, ориентированная для использования на созидающих специальностях. Тестирование должно выявлять умение решать задачи, соответствующие изучаемой дисциплине или комплексу дисциплин. Решение каждой задачи, имеющей форму минипроекта, должно составлять несколько этапов (5-10). На каждом этапе студент должен принимать оптимальное (или рациональное) решение в соответствии с заданным критерием качества минипроекта. Оценивается выполнение им каждого этапа. Первый этап любой задачи всегда начинается с выбора последовательности выполнения этапов путем их выбора из списка и упорядочивания.
В случае неправильного (нерационального) решения система выдает студенту сообщение об этом и "подсказывает" наиболее рациональное в данной ситуации решение, после чего студент может продолжать проектирование. Итоговая оценка является следствием числа ошибок и степени удаления принимаемых решений на каждом этапе от оптимальных, определяемой с учетом весового коэффициента соответствующего этапа. Наибольший вес имеет оценка качества законченного проекта, определяемая по заданному критерию с учетом всех ограничений путем сравнения параметров разработанного минипроекта с требованиями задания. Если проект полностью удовлетворяет всем требованиям задания и его качество, оцененное величиной критерия - наивысшее, то невысокие балы, набранные на некоторых предыдущих этапах, за исключениям первого, снижают итоговую оценку незначительно.
Такая идеология тестирования знаний опробована на дисциплинах "Схемотехника ЭВМ" и "Микропроцессорные системы", изучаемых студентами специальности 220100. Достоинством такой идеологии является не только адекватность получаемых оценок (не хуже 90%) реальным уровням знаний конкретных студентов, обучающихся на "созидающих" специальностях, но и наличие в системе, построенной на основе такой идеологии, элементов обучения и самоконтроля, что позволяет ее использовать в технологии дистанционного обучения.