Я немного увлекаюсь фотографией, поэтому мне было интересно написать про историю фотографии. Как возникла фотография и кто является ее отцом.
7 января 1839 г. Академия наук в Париже собралась на очередное заседание. Взявший слово астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил собранию новый процесс воспроизведения изображений, получаемых чисто "механическим" путем в приборе, похожем на приспособление, известное как "камера-обскура" (лат. "темная комната"), и с XVI в. использовавшееся художниками в качестве своего рода рисовальной машины.
Поразительное изобретение
Новость и в самом деле произвела достаточно сильное впечатление. В парижских газетах, правда, еще в 1835 г. появлялись краткие сообщения, но суть изобретения оставалась в тайне. Только в кругах столичных художников и ученых много лет ходили неясные слухи о небывалом изобретении. Но лишь немногие люди, бывшие накоротке с Дагером, видели картинки полученные по новому методу. Волнение газетчиков по поводу нового открытия переросло в восторг, когда они узнали, что изобретатель - человек не безвестный: Дагер вот уже пятнадцать лет работал директором Диорамы, заведения, развлекавшего публику зрелищами, основывавшимися на хитроумных обманах зрения и изощренной игре со светом и главное - очень полюбившимися парижанам.
О новом способе получения изображений по-прежнему толком ничего не знали, и возникла странная мысль о природе, которую якобы заставили воспроизводить себя, да еще в мельчайших подробностях, безо всякого приложения рук человеческих. Между тем не один Дагер мечтал о чем-то подобном. Многие и прежде него пробовали запечатлеть игру света, но особенных успехов не добивались. Дагер сумел воспользоваться достижениями науки, прежде всего химии и физики, в частности оптики, и мечта об остановившемся мгновении смогла, наконец, в первой половине XIX в. осуществиться. В чисто техническом смысле фотография может выглядеть плодом продолжительного процесса, начало которому было положено в XVIII в., когда чувствительность солей серебра (нитрата серебра и хлористого серебра) к воздействию света обнаружили немцы Шульце (1687-1744) и Шеле, а также житель Женевы Жан Сенебье и англичанин Уильям Луис. Зная об этом, Томас Уэджвуд научился, в самом начале XIX в., получать отпечатки предметов, в том числе растений, просто прикладывая их к листку светочувствительной бумаги. Правда, отпечатки эти не были долговечными, но подобные опыты очень скоро получили широкое распространение в научных кругах Европы. Так что к 1839 г. кое-что о том, что требуется для получения фотоизображения, уже было известно. Задолго до того, как было обнародовано открытие Дагера, англичанин Томас Янг, еще в 1803 г., а через несколько лет - до 1822 г. - и на другом берегу Атлантики Сэмюэл Морзе умели получать негативные отпечатки, пусть очень бледные и нестойкие. А в самом начале 1830-х гг. в том же направлении начали работать американец - астроном Джон Дрэпер и англичанин - Джеймс Б. Рид.
Ньепс и Дагер
Над задачей закрепления отпечатка, придания ему долговечности трудился с середины 1820-х гг. Нисефор Ньепс. Отпрыск знатного семейства из городка Шалон-на-Соне (Шалон-сюр-Сон) занялся исследованиями в этой области поздно, только в 1816 г. (в возрасте 51 года). После непродолжительных опытов с получением - по примеру Уэджвуда -простеньких негативных отпечатков предметов, прикладывавшихся к листам светочувствительной бумаги, Ньепс приступил к попыткам получения изображений с помощью камеры-обскуры. Его изыскания затянулись, изобретательные и утонченные опыты порой перемежались продолжительными периодами застоя, но иногда ему удавались внезапные и значительные прорывы. Опробовав на светочувствительность множество химических соединений, Ньепс к началу 1820-х гг. остановился на разновидности асфальта, которую называют битумом изживалась в камере-обскуре, а потом обрабатывалась парами ртути. В конечном счете возникало - проявлялось - очень четкое и изобиловавшее многими подробностями изображение.
Запоздалое недовольство
Заявление Араго, прозвучавшее в начале 1839 г., удивительным образом подстегнуло ход истории. Умышленное сокрытие сведений о способе изготовления отпечатков как бы развязывало руки и языки, и любители строить догадки и выдумывать объяснения пустились во все тяжкие. Были и просто сомневающиеся, были толковавшие о шарлатанстве или колдовстве, но хватало и таких, которые, выходя из мрака безвестности, заявляли о своих притязаниях на приоритет. По крайней мере стало ясно, что подобные идеи к тому времени носились в воздухе.
Серьезнейший из протестов по поводу декларации Араго прозвучал из Англии, где 31 января 1839 г. Уильям Хенри Фокс Толбот представил Королевскому обществу в Лондоне свой метод получения фотоснимков - на бумаге. Этот литератор и ученый приступил к экспериментированию со светом в 1834 г. Уже в 1835 г. Тол-бот располагал первыми «светорожденными рисунками», то есть негативными отпечатками предметов и растений на светочувствительной бумаге, покрытой составом из солей серебра. Чуть позже Толбот начал применять небольшие камеры-обскуры, в которых он получал тоже негативные изображения. Но англичанин, похоже, недооценил важность своих достижений, иначе он не прервал бы свои опыты со светом, чтобы вернуться к ним только в конце 1838 г.
Обнародование парижского открытия побудило Толбота удвоить свои усилия и направить их не только на собственно исследования, но и на то, чтобы о них узнали и чтобы общество знало о них как можно больше, прежде всего из газет. Уже в феврале (1839 г.) Толбот доставил в Академию наук в Париже свои «фотогенные» (греч. «светорожденные») изображения и сообщил детали своего метода, оказавшегося очень оригинальным. Так, он, подобно Дагеру, применял в качестве фотосенсибилизаторов (светочувствительных веществ) соли серебра, но у него сразу же (без негативов и без перехода от негативного изображения к позитивному) получались нормальные - позитивные - изображения на бумаге. Само применение бумаги в качестве подложки или основы уже превращало его методику в нечто непохожее на процесс у Дагера. Правда, картинкам Толбота было еще далековато до дагеротипов, если сравнивать четкость и иные качества снимка, и все же тогда именно в Толботе видели самого серьезного соперника Дагера.
Но конкуренцию Дагеру в то время мог бы составить и Эркюль Фло-ранс. Уроженец Ниццы, Флоранс по 1 образованию был живописцем. До 1820 г. он эмигрировал в Бразилию и потому по-настоящему историки фотографии открыли его лишь в 1970-е гг. Судя по уцелевшим записям, еще в 1833 г. он научился закреплять образы, получавшиеся в камере-обскуре, и уже думал о какой-то процедуре перехода от негативного изображения к позитивному. В октябре 1839 г. он описал свое открытие в газете, выходившей в Сан-Паулу.
Фотографические процессы любого рода и на все вкусы
За известием об изобретении Дагера, и особенно после обнародования некоторых секретов методики Толбота, очень скоро последовали заявления многих других изобретателей, претендовавших на приоритет в открытии фотографии: порой и в самом деле можно было говорить об определенных достижениях, а то и о самобытности предлагаемой процедуры. Но случалось и так, что ни один из снимков по заявленной методике не сохранился, так что насчет обоснованности притязаний в таких случаях теперь судить затруднительно. Именно так обстоит дело с заявками на изобретение метода фотографии, которые представили в Академию наук в Париже на протяжении 1839 г. поляк Максимильян Страш и французы Демаре, Лассень и Вериньон. От других остались разрозненные снимки, среди таких везунчиков - члены Академии наук в Мюнхене Карл Август фон Штайнхелль и Франц фон Кобелль, еще один мюнхенец, астроном Якоб Карл Энзлен, а также шотландцы из Эдинбурга: Андру Файф и Манго Понтон. И этот список далеко не закончен. В лондонской газете «Атениум» в июне 1839 г. писали, что «не проходит и дня, чтобы в нашей почте не было очередного письма, извещающего об открытии или якобы многое улучшающем свершении, имеющем касательство к искусству фотогеничного (греч. «рожденного светом» или «рождающегося от света») рисования».
Из всех объявившихся в том же 1839 г. изобретателей особо стоит упомянуть два имени - это Джон (Фредерик Уильям) Гершель и Ипполит Байяр. Объединяет их оперативность: оба за очень краткие сроки в самом начале названного года сумели развить оригинальные и очень надежные процессы получения фотоотпечатков непосредственно на бумаге
Первый из них, английский астроном и физик, был близок к Толботу. 14 марта 1839 г. Гершель доложил Королевскому обществу о своей методике, ссылаясь на исследования, которые он начал за шесть недель до доклада обществу. Примечательно большое влияние, оказанное этой методикой и ее создателем на разработки Толбота. Это и обеспечило Гершелю почетное место в истории фотографии. В 1831 г. они вдвоем экспериментировали, и Гершель заметил, что соли платины чувствительны к свету, и сообщил об этом другу. А в 1839 г. он, снова первым, применил гипосульфит натрия (серноватистокис-лый натрий) для окончательного закрепления полученных изображений. Эту методику сразу же освоил Толбот, а несколько позже ее перенял и Дагер.Второй изобретатель, Ипполит Байяр, происходил из совсем иной среды. Он служил в министерстве финансов и вращался в кругах столичных деятелей искусства. Услыхав о сообщении Араго, Байяр через несколько дней после этого известия решился самостоятельно приступить к собственным исследованиям и стремительно добился блестящих успехов. Пятого февраля 1839 г. он уже у Сезара Депре в Академии наук и показывает ему свои пробные снимки. Прошло каких-то два месяца после того, как он начал свои опыты, и вот 20 марта у него получаются первые, причем сразу же позитивные изображения, и он снимает, в частности, мертвую натуру: скульптуры и гипсовые слепки - и пытается снять человеческие фигуры. Успехи ошеломляющие, тем более что добился их самоучка, у которого не было даже запаса знаний по химии, да и в оптике он тоже вроде бы не разбирался.
Что же получается:
фотография или фотографии? Гелиография
Ньеп-са, дагеротипы Дагера, «фотогеничные -
светорожденные - рисунки» Толбота... Сама
разноголосица в словаре красноречиво
свидетельствует о расколе. Причем о термине
«фотография» пока и не слышно, хотя его уже
используют британские физики Уит-тон
и Гершель и немецкий астроном фон Медлер.
Похоже, что и Эркюль Флоранс тоже
пользовался этим
термином с
Дар человечеству
Как бы то ни было, дагеротип пока| затмевал все прочие искания и находки. Сам Дагер перенес тяжелый удар: пожар уничтожил его Диораму. Еще и поэтому деятельность соперников тревожила его как никогда раньше. Так что Дагер подзуживал Араго, а тот, в свой черед, давил на кого мог. И 14 июня Дагера принял министр внутренних дел и заключил с изобретателем соглашение, по которому последний передавал государству права на фотографические процессы и тайны Диорамы взамен на выплачиваемый пожизненно пансион Дагеру и наследникам Нисефора Ньепса. Ввиду участившихся нападок Араго пришлось поспешно отвергнуть заявки Толбота и Байяра. Но все-таки приходится признать, что в 1839 г. методика Дагера позволяла получать намного более четкие изображения, чем методики его главных соперников. Парижское ученое сообщество нимало не убедили отпечатки, представленные Толботом: физик фон Гумбольдт назвал их «белесыми потеками» и «выцветшими старыми гравюрами, по которым погулял локоть».
Наконец, 19 августа
Через считанные дни после сессии «оптические
лавки заполонили толпы разгоряченных
любителей, питавших надежды получить хоть
какой-нибудь дагеротип; повсюду снимали
памятники. Всяк желал скопировать вид,
открывающийся из его
окна [...]. Самые убогие оттиски... принимались
с несказанной радостью, коль скоро
процесс этот был еще внове
и представлялся сущим волшебством».
В сентябре во дворце д'Орсе прошло
несколько демонстрационных сеансов.
По этому случаю сам Дагер снял несколько
видов на Сену и набережные, причем, по
словам свидетелей, время, уходившее на
снимок, - длительность выдержки -
составляло всего-то около пятнадцати минут.
Тогда же платные показы новшества были
устроены и
в провинции - предприимчивые организаторы
чаще всего называли себя учениками
Дагера. К этому времени у нескольких
парижских оптиков, включая Шевалье,
Леребура и самого Дагера, имелись комплекты
фотооборудования, а обходился
такой комплект в кругленькую сумму - около 300
франков; в то время, чтобы получить такие деньги,
рабочему надо было трудиться 100 дней. Очень
скоро процесс Дагера перешагнул за границы Франции: виды
Парижа и фотонатюрморты были
отправлены государям Австрии, Баварии,
России, Пруссии и Бельгии, узнавшим о
новинке и пожелавшим поскорее узнать о ней
поподробнее. 11 сентября некий загадочный француз - г-н
Сент-Круа -устроил
первую публичную презентацию процесса в
Лондоне. И новшество повсюду встречало
восторженный прием. А потом, словно
растекающаяся вода или расходящийся в воздухе пыльный шлейф, оно вышло за
пределы Европы:
художники Орас Берн и Фредерик Гупиль-Феке, отправляясь
по морю в Египет,
прихватили с собой
дагеров аппарат и «дагеротипи-ли там, как львы», да еще и показали новое приспособление египетскому паше. Однако
вряд ли где-то еще к Дагеру отнеслись с большим вниманием,
чем в Соединенных Штатах:
именно там изобретение имело успех самый
скорый и самый прочный.
На исходе октября
Что стало с неудачливыми соперниками
Оглушительный успех
дагеротипии затмил все прочие
конкурирующие процессы. Для Толбота
Кроме того, методика съемки
негативного изображения с проявлением
скрытого образа позволила ему разделить
процесс и превратить его в ряд самостоятельных
операций, заметно сократив требуемую
выдержку, - через несколько дней, в октябре
Что до Байяра, то, хотя
снимки, которые он выставлял
в Париже в июне
Литература:
1. Кантент Бажак. Возникновение фотографии; Пер. с франц.А.Кавтаскина.- М.: "Астрель",2003. - -159.