Доклад по дисциплине "Основы ораторского мастерства"  на тему: «ОСНОВНЫЕ ОРАТОРСКИЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ »

Коноплева А. П.

Донецкий национальный технический университет

ВСТУПЛЕНИЕ

Во все времена живое, яркое и правдивое слово оратора было мощным средством воздействия на людей. Суть ораторского искусства заключается не в простой передаче информации (в наше время для того, чтобы пополнить багаж знаний, достаточно компьютера и Интернет), а в умении передать то самое важное, ради чего оратор, преодолевая свои страхи и волнения, выходит к аудитории, в умении донести прочувствованную мысль. Именно "прочувствованную мысль" в своем выступлении оратор обязан использовать приемы воздействия на эмоции слушателя. В этом и заключается главная ценность такого рода «обмена информацией».

Эмоциональная речь оратора:

- стимулирует внимание; - сохраняется в долговременной памяти;

- развивает мышление;

- активизирует сознание слушателей.

В наш век технического прогресса и монополии материальных благ в умах и сердцах людей проявляется множество проблем в духовной сфере жизни. Необходимо менять отношение общества к литературе, музыке, искусству в целом. Именно ораторское мастерство своими целительными силами способно пробудить тягу к познанию, тягу к красоте и свету.

Тема моего доклада: «Музыка как…». Задачей моего выступления было не «высоко интеллектуальное разглагольствование» на тему высокого искусства. Я просто попыталась сказать слушателю нечто новое, и на мой взгляд интересное, нечто настолько важное, что перевернуло мое понимание многих вещей и самой себя. Я хотела заинтересовать и донести хотя бы толику тех эмоций, которые прочувствовала сама…

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОРАТОР

Освоение информации осуществляется посредством сложного психического механизма восприятия. Человеческое восприятие теснейшим образом связано с активной деятельностью мозга, проникновение мышления в сущность воспринимаемого. Одной и важнейших закономерностей восприятия является его зависимость от содержания психической деятельности человека, от его личностной характеристики. Исследования подтверждают, что восприятие зависит от прошлого опыта личности, его активность определяется потребностями и интересами, желаниями и настроениями индивида.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка личности. Что такое установка? Это важное звено, образующееся в системе психического взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействия, начинающегося с воздействия внешнего мира на индивида как на субъект. Установка выражает внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать информацию, готовность к определенной активности, выбору варианта поведения из ряда возможных.

В соответствии с усвоенными установкам люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы, их осознанные или бессознательные влечения, их ценности. Установки как бы выполняют функцию наведения человека на определенную информацию, повышают или ослабляют уровень эмоционально-чувственного отношения к содержанию и форме, оказывают воздействие на интенсивность мыслительного процесса.

В плане рассматриваемой проблемы необходимо еще раз подчеркнуть такое важнейшее свойство установки, как выражение состояния готовности личности к определенной форме реагирования на информацию. Оратор должен постоянно наблюдать за аудиторией, за ее реакцией на принципиальные положения своего выступления, форму его подачи, манеру своего поведения.

Как показывает опыт лучших публичных деятелей, желательно до выступления ознакомиться с будущей аудиторией: выяснить ее социальный и демографический состав, уровень культурно-образoвательной подготовки, возраст и пол, с тем, чтобы предвидеть возможную реакцию на выступление. Подобная информация позволяет сориентироваться в установках аудитории, а потому лучше продумать многие технологические моменты выступления, заранее подобрать определенные формы и методы педагогического воздействия на слушателей.

При изучении аудитории важно выяснить такое ее социально-психологическое качество, как экспектация - ожидание. Это субъективная настроенность на что-то или кого-то, направленная заинтересованность в чем-то. Если выступление затрагивает эту настроенность людей, они слушают внимательно, легче поддаются сопереживанию. <Ожидание> распространяется не только на информацию, с которой выступает оратор, но зачастую и на личность выступающего, особенно если это руководитель коллектива или человек, отмеченный учеными степенями или почетными званиями. В подобных случаях аудитория, как правило, проявляет повышенное ожидание, ибо, желают того или не желают слушатели, в их сознании идет сравнение уровня выступления оратора с уровнем его общественного признания. В этой связи кстати приходятся слова Г. Белинского: <...как скоро рассказывающий обна­ружил суждение, он вместе с ним обнаружил и себя: свои взгляд на вещи, свое образование, даже свой Фактер>. И очень важно, чтобы личностные характеристики выступающего наиболее приближенно соответствовали <ожиданию> аудитории.

Разнообразны ситуации, обостряющие <ожидание> слушателей. Чем ближе к жизненному опыту сфера, которую затрагивает оратор, тем более внимательна аудитория. Вторжение выступающего в профессиональную область знаний слушателей также вызывает у них повышенное внимание, они сопоставляют свои знания с тем, что говорится в лекции ил беседе, придирчиво следят за понятийным аппарата, отбором теоретических и фактических данных. Или другая ситуация. Лекции на международные и культурно-образовательные темы, как правил доброжелательно воспринимаются аудиторией. Выступления же по бытовым вопросам и т. п. часто вызывают в ней широкий диапазон мнений. Ко всем этому должен быть готов оратор и, что весьма существенно, проявлять к слушателям такт, уважительное отношение к их знаниям и интересам, убедительно обосновывая излагаемые им положения.

Психологическая характеристика аудитории в многом зависит от состава ее слушателей по типа темперамента. Темперамент - природная основа проявления психологических качеств человека. Знание типов темперамента и учет их - одно из условий успешной деятельности лектора, публичного деятеля. Например, сангвиники жизнерадостны, любят шутки, легко переключаются, а потому ценят разнообразный материала в лекции или беседе. Ровен в поведении флегматик, он больше предпочитает строгую форму изложения, солидность обоснований выдвинутых положений. Страстен и энергичен, подвижен в своем внимании холерик. Ему импонируют <темповая> подача материала и мажорный настрой выступающего. Своеобразен меланхолик: застенчив, часто теряется в новой обстановке и при встречах с незнакомыми людьми, склонен к продолжительным внутренним переживаниям. В отношении к таким слушателям необходим особый такт.

Итак, перед выступающим стоит сложная задача установления надежной прямой и обратной связи с аудиторией, чтобы общение с ней было общением с каждым ее слушателем, а контакт с каждым слушателем закреплялся управлением всей аудиторией.

2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ДОКЛАДУ

Тема моего доклада, как уже было сказано: «Музыка как…».

Постановка вопроса довольна абстрактная и при желании раскрытие темы могло бы занять ни один час. Поэтому самой первой задачей, которую я поставила перед собой, была подготовка материала. Пересмотрев множество книжных и электронных источников, я обнаружила к своему глубокому сожалению, что нет ничего интересного, что можно было бы донести до аудитории, не углубляясь в философию с одной стороны (перегруженный сложной философией материал будет плохо восприниматься неподготовленным слушателем); а с другой не совершая работы «впустую», раскрывая всем давно известные факты (что может также оказать неблагоприятное воздействие на слушателей).

И поскольку аудитория, перед которой мне нужно было выступать – научно-ориентированные ВТ-шники, то и материал я решила выбрать, основанный на научных фактах, непосредственно связанный с темой моего доклада. Приведенный ниже отрывок моего доклада является ядром моего выступления, главным его смысловым наполнением:

«Ученые, занимающиеся таким специфическим и сложным вопросом как «Единство духа и материи»,провели ряд опытов над водой, в процессе которых было доказано, что вода под действием разной музыки имеет различные структуры. Так, было обнаружено, что вода «слушавшая» Моцарта, Бетховена обретала конкретную форму, становилась структурированной и действовала оздоравливающе, а тяжелый рок, наоборот, приводил молекулы воды в полный беспорядок, хаос.

На фото: кристаллы, замороженные после прослушивания «Пасторали» Бетховена, одной из его самых известных симфоний. Это яркая, радостная музыкальная история. И этот красивый кристалл доказывает тот факт, что хорошая музыка позитивно влияет на воду. 

После же прослушивания "Прощальной песни" Шопена молекулы воды словно отдаляются друг от друга.

Доктор, возглавивший данный эксперимент,комментирует в своем отчете: «Я никогда не был так удивлен, как после того, как я получил этот кристалл».

Он приобрел такую форму, потому что на него повлияла «Прощальная Песня»? Основная форма кристалла почти идеально разделена на маленькие частицы, которые «отделились» друг от друга. И это, несмотря на тот факт, что увеличительная сила микроскопа оставалась такой же, как и на других фотографиях».

В подтверждение всего сказанного во время доклада демонстрировались фотографии молекул воды.



Рисунок 1 – молекула воды, «прослушавшая» «Пасторальную» симфонию Бетховена



Рисунок2 – молекула воды, прослушавшая «Прощальную песню» Шопена

Демонстрация фотографий – это тоже один из приемов воздействия на аудиторию. Активизирует наглядно-образное мышление. Дальше приведено продолжение доклада:

«Нужны ли ещё доказательства того, что музыка – это не просто набор звуковых частот, амплитуд, тембров и т.д., а величайшая сила - прочувствованная мысль.

Уверена, что не стоит заострять на этом внимание более, но расскажу вам об ещё одном опыте, проведенном в Германии в одном из берлинский университетов. Суть опыта заключалась в том, что одной группе студентов перед сдачей сессии предлагали прослушать Моцарта, а другой – современную музыку низкого сорта. Результаты были таковы – первая группа сдала сессию гораздо лучше второй, хотя до этого обе группы имели одинаковое количество баллов.

Все опыты, проведенные учеными, доказывают, что хорошая музыка значительна и необходима не только для духовного и интеллектуального развития человека, как считалось раньше, но и для его физического состояния.

3. ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУШАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Первым и, пожалуй, наиболее важным элементом любого успешного выступления является первое впечатление, которое оратор оказывает на публику. Поэтому было просто необходимо каким-либо способом «завоевать» внимание слушателей.

Для этих целей был выбран следующий прием. На доске выписывались никому не понятные формулы, которые комментировались нехарактерными для обыденной жизни интонациями. Ниже приведен текст вступления. Жирным выделено то, что вычерчивалось на доске, а обычным шрифтом то, что произносилось (причем, говорить нужно было очень громко и внятно, иначе бы не привлекло внимание).

«Допустим, что музыки вообще нет! Да, такая смелая фантазия на тему « Музыки нет!». И что? Представить, конечно же, сложно, поэтому попробуем мы это дело просчитать. Ведь ни один Эйнштейн не смог доказать, что музыки нет…

Дано:

музыки нет или, скажем,«нет музыке!», то бишь,

музыка = 0 (1)

С развитием музыки развивается театр. Поэтому можно сделать вывод, что Театр прямо пропорционален музыке,поэтому

Театр = музыка * К развития

Как говорил товарищ Шекспир: « Театр – это жизнь!».

Театр = жизнь (З)

Подставляем вторую формулу в третью и получаем

Жизнь = музыка*Кразвития.

Подставляем числовые значения и получаем

Жизнь = 0 .

ТО есть без музыки, нет жизни. А жизнь у нас есть? А жизнь у нас, как вы понимаете, есть!... (Пауза)

Эйнштейн не смог и я не смогла. »

Еще одним необходимым условием выступления был доступный легкий язык доклада, желательно с элементами юмора.

После такого вступления, доказав аудитории, что доклад обещает быть интересным,я начала излагать основную часть (приведенную в предыдущем разделе).

Интонации голоса, выделение тех или иных слов, смысловые акценты, выделение из аудитории конкретного слушателя и обращение как бы к нему одному (это позволяет установить зрительный контакт с одним человеком, но привлекает по цепочке всю аудиторию) – это все те самые ораторские приемы, которыми я пыталась пользоваться во время своего выступления.Завершила свое выступление я такими словами (Экзюпери):

«В музыке от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево,- а с нею передается и сознание. Как сказал Экзюпери: «Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия. Мы получаем не только жизнь, а учимся родному языку, имеем возможность получить богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось нам на сохранение – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».

Так почему же люди так нуждаются в искусстве и музыке? Почему во время войны в землянке всегда была гармонь? Почему лучшая музыка рождалась на свет в самые смутные времена? Для чего? Зачем? Из-за чего возникает это вечное чувство неутоленности? А потому, что человек в своем развитии далеко ещё не достиг вершины, и нам надо ещё понять самих себя и Вселенную. Надо перебросить мостки во тьме. Этого не признают лишь те, кто мудростью почитает себялюбивое равнодушие; но такая мудрость – жалкий обман.»

Такое окончание, которое ставит много вопросов и не дает ответов, служит обращением к публике. Каждый слушатель должен найти свой ответ в глубинах своего подсознания. Именно такое завершение речи обычно наиболее эффективно воздействует на аудиторию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время подготовки к выступлению и непосредственно в момент самого выступления был получен важный практический опыт выступления на публике. Проанализировав приемы ораторского мастерства, для доклада были выбраны наиболее эффективные из них.

И если хотя бы один слушатель что-то понял во время моего выступления, или просто подумал о том, что я пыталась донести, тогда можно говорить об удачном моем дебюте в качестве оратора.