КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ

Юрзанова Таисия Константиновна

Елабужский государственный педагогический институт (ЕГПИ), г. Елабуга

URL: http://www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-97.html

Проблема МПС при подготовке будущего учителя имеет особое значение, так как показ разнообразных связей изучаемого курса с другими предметами играет не только большую роль для усвоения новых знаний, но это важно и с методической точки зрения. При этом МПС способствуют систематизации и углублению знаний студентов, формированию у них навыков и умений самостоятельной работы.

Наш вуз готовит учителей математики и информатики. Поэтому мы обязаны показать естественную связь этих наук, методы и средства которых взаимно обогащают друг друга. Взаимосвязанное изучение информатики и математики способствует развитию математической исследовательской деятельности и с применением ЭВМ в качестве рабочего инструмента существенно усиливает алгоритмическую направленность всех математических курсов.

Процесс познания математических объектов во многом укладывается в схему "интуиция, абстракция, символическая интерпретация". Важным этапом в этой цепочке является развитие навыков графического представления информации, причем такого представления, которое бы выявляло суть абстракции.

Начиная с Пифагора и Евклида, выдающиеся математики всех эпох прекрасно понимали, что рисунок, схема, чертеж стимулируют воображение, интуицию ученого и являются полезными как в научных исследованиях, так и в процессе обучения математике.

В книге "Красота фракталов" авторы Х.—О. Пайтген и П.Х. Рихтер, характеризуя компьютер как новое средство познания, акцентируют внимание на его графических возможностях: компьютер позволяет увидеть связи и значения, которые до сих пор были скрыты от нас. Через программирование и построение информационных моделей в содержательную часть математики входят абстракции человеческой деятельности, свойства искусственных и живых систем.

Изображения, созданные компьютером, позволяют дать самое удивительное и одновременно самое полное из всех известных описаний множества математических формул. Поэтому так важно, на наш взгляд, при освоении студентами структур программирования в курсах информатики учить их созданию "мира" математических образов, рассматривая, например, замечательные кривые, кривые, заданные в полярной системе координат комбинациями косинусов и синусов, красочные геометрические структуры в треугольнике Паскаля [1] или фракталы, заполнившие своей чарующей красотой мировую компьютерную сеть. Когнитивная графика вновь возвращает исследователей к геометрическим методам решения задач, уже почти забытым из-за символьных вычислений. Практическая реализация идей А.А. Зенкина [2] на занятиях со студентами позволила привлечь их интерес к теоретико-числовым проблемам, красочно проиллюстрировать некоторые теоремы из теории чисел, а используя цветовое кодирование цифр иррациональных чисел, предложенное художником А.Ф Панкиным, в сочетании с проведенным К.И. Бахтияровым [3] квантованием, выявить кластеры («сгущения») в иррациональных числах, получить таким образом «портреты» иррациональных чисел p и e и одновременно познакомиться с формирующейся в науке концепцией «параллельных миров».

Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением компьютерной графики оказалось достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта. Использование компьютерной графики в реализации МПС способствовало не только повышению эффективности процесса обучения, но и расширению кругозора студентов, что весьма важно в системе подготовки будущего учителя.



Литература

1. Абачиев С.К. О треугольнике Паскаля, простых делителях и фрактальных структурах. — В мире науки, № 9, 1989.

2. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. — М.: Наука, 1991.

Бахтияров К.И. Окно в параллельные миры трансцендентных объектов. — Информатика и образование, № 10, 2000