М.В. Новиков, Т.С. Бронникова
Разработка бизнес-плана проекта
Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001.
Источник:
http://www.aup.ru/
Переход к
библиотеке
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Он составляется при постановке научных исследований и
опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов,
услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов,
создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов
сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих
предприятий различных форм собственности и выполняет следующие
функции:
- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая
позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической
ситуации;
- повышение квалификации аппарата управления, заставляя
менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и
других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного
решения;
- защита средств инвесторов, что является моральным и
юридическим долгом предпринимателя;
- определение основных
потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;
- информирование
инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления
возможных финансовых проблем;
- обеспечение поставок сырья и
комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря
бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного
клиента;
- рекламирование и формирование убеждения потенциальных
потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном
количестве и достаточного уровня качества;
- снижение вероятности
банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.
Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически
оценивать собственные силы, так как ему приходится отвечать на такие
вопросы, как:
Так ли уж хороша сама идея?
Будет ли положительный
результат?
На кого рассчитана новая техника, продукт или
услуга?
Найдет ли она своего покупателя?
С кем придется
конкурировать?
Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам
не представляет труда ее скопировать?
По силам ли организовать такой
проект?
Для составления бизнес-плана необходима следующая
информация:
- идея и цель нового проекта;
- объем
потенциального спроса;
- оценка производственных возможностей для
реализации проекта;
- оценка управленческой команды.
Обязательными элементами бизнес-плана являются:
1. Оценка
конкурентоспособности НТ;
2. Маркетинговая стратегия, включая
ценовую политику и учет потребностей рынка;
3. Объем реализации
(прогноз на 3 года);
4. Показатели финансовой деятельности фирмы
(прогноз на 3 года);
5. Предложения потенциальному инвестору.
По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по
совместной деятельности или кредитор будет судить:
- о состоянии дел в
фирме в настоящее время;
- перспективах развития фирмы в последующие
несколько лет;
- реалистичности и перспективности того проекта
(научно-технического, производственного и др.), который лежит в основе
предложения;
- целесообразности сотрудничества с фирмами, исходя
из условий, изложенных в бизнес-плане.
Переход к библиотеке