Автор: Надежда Баловсяк
Опубликовано 17 марта 2005 года
Первоисточник: http://www.cio-world.ru/Career/experts/37961/
В последние несколько лет одним из приоритетных направлений развития современного российского образования является внедрение и повсеместное использование средств дистанционного обучения. Развитие этой технологии на Западе, ее относительная дешевизна и ряд других преимуществ привели к всплеску исследовательского интереса к данной проблематике и спровоцировали рост предложений дистанционного обучения в русскоязычном сегменте интернета.
Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Изучение интернет-технологий и программного обеспечения для работы в интернете является обязательной частью любой вузовской (а иногда и школьной) программы. Со временем интернет стал не только объектом изучения, но и превратился в среду, в которой можно вести полноценное обучение желающих.
Сейчас термин "дистанционное обучение" (distant learning) стал синонимом понятия "электронное обучение" (e-learning) или "онлайновое обучение" (online learning), означая, на самом деле, не только обучение через интернет. Таким образом, дистанционное (или онлайновое) обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности интернет-технологии (для изучения материала, сдачи тестов, консультаций, общения в процессе всего обучения, а иногда и итогового контроля).
Дистанционное обучение (ДО) позволяет решить ряд проблем, присущих традиционной методике обучения. Главное преимущество ДО заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволила реализовать в российском образовательном пространстве идеологию открытого образования, означающего общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения.
Кроме преимущества географической свободы в выборе места учебы, позволившей решить проблему доступности, дистанционная технология обладает рядом других достоинств. Педагогические особенности этой технологии предусматривают, в основном, самостоятельную работу студента в удобное для него время. Таким образом, возможность самостоятельного управления графиком обучения делает его привлекательным для занятых людей, которые желают получить второе образование или повысить квалификацию.
Это же достоинство является одновременно и "ловушкой" для тех, кто считает, что, обучаясь дистанционно, можно работать над учебным материалом эпизодически, время от времени. Обычно обучение построено таким образом: студент периодически получает от преподавателя задания, предусматривающие изучение теоретического материала, сдачу итоговых тестов, базирующихся на теории, а также, возможно, выполнение практических заданий. Если задания и тесты вовремя не будут сданы, задания следующего этапа обучения студенту не высылаются. Таким образом, нарушается график обучения, который всегда в начале курса студент согласует с преподавателем.
Несмотря на то, что словосочетание "дистанционное обучение" часто мелькает на страницах ведущих оффлайновых и онлайновых изданий, а в интернете множество сайтов, предлагающих курсы удаленного образования, на самом деле только единицы из них предлагают пользователям то, что полностью соответствует "классическому" определению ДО.
Поэтому, выбирая курс, следует знать, каким должно быть "настоящее" дистанционное обучение, чтобы отличить все то, что иногда некорректно называют этим модным термином.
В дистанционном обучении слушатель использует только интернет-технологии во всех видах учебной деятельности. Пользователь, авторизовавшись на сайте, получает доступ к учебным материалам (иногда после оплаты курса). Современные технологии позволяют разместить не только текстовую информацию, но также иллюстрации, видео- и аудиоматериалы. Все это снабжается удобной системой навигации по разделам курса. Обычно в среде дистанционного обучения предусмотрено не только размещение учебных материалов, но и тестирование, а иногда также средства общения с преподавателем и другими учащимися.
Дистанционное обучение может быть групповым или индивидуальным. Бытует не совсем верное мнение, что при дистанционном обучении слушателям не доступны методы и педагогические приемы группового обучения, что, дескать, слушатели, находясь на удалении друг от друга, не могут полноценно общаться и заниматься совместной работой. На самом деле современные системы ДО предлагают целый ряд средств общения: те же форумы и чаты стали неотъемлемой частью методики ДО. А грамотный преподаватель сумеет организовать работу таким образом, что студенты даже перестают замечать, что учатся тет-а-тет с компьютером, а вовсе не в группе.
Еще одним важным моментом в организации ДО является способ общения студента и преподавателя. Такое взаимодействие организуется синхронно или асинхронно. Первый способ предусматривает общение студента и преподавателя в режиме реального времени. В основном, для этого используются внутренние чаты систем дистанционного обучения. Иногда в системах также присутствуют средства для организации видеоконференций. Асинхронное обучение осуществляется тогда, когда студент и преподаватель не могут общаться в реальном времени, и тогда ДО организуется, главным образом, посредством переписки по электронной почте.
Консультации преподавателя (синхронные и асинхронные) - обязательное условие успешного дистанционного курса, и без них обучение не может быть полноценным.
Дистанционное обучение: российские реалии
В сфере предоставления услуг дистанционного обучения с использованием интернет-технологий можно выделить два направления деятельности. Первое связано с обеспечением функционирования систем дистанционного обучения. Сюда входят компании, разрабатывающие программно-технологические решения для создания систем дистанционного образования и предоставляющие в аренду ресурсы и программное обеспечение для организации удаленного обучения.
Второе направление деятельности состоит в предоставлении услуг доступа к дистанционным курсам, реже - в услугах, связанных с консалтинговой деятельностью по преобразованию традиционных оффлайновых курсов в системы, пригодные для использования в онлайновом обучении.
В первом направлении на рынке представлены как зарубежные, так и отечественные решения. Среди основных участников рынка можно назвать такие крупные компании, как Macromedia, IBM, Hewlett-Packard. Первая предлагает пакет eLearning Studio, который содержит набор инструментов для создания продуктов, использующихся в дистанционном обучении. Фирма IBM, в свою очередь, предоставляет продукт Lotus Learning Space, в состав которого входят модули для создания курсов, размещения контента, тестирования учащихся. В состав этого комплекта также входит клиентский модуль Live Virtual Classroom. Компания Hewlett-Packard предлагает HP virtual classroom, который представляет собой хостинг-сервис, позволяющий инструктору вести в реальном времени онлайновое обучение. Другими зарубежными участниками рынка дистанционного обучения являются компании SmartForce ( www.smartforce.com ), DigitalThink ( www.digitalthink.com ), BlackBoard ( www.blackboard.com ), Centra ( www.centra.com ).
Российскими компаниями, работающими в сфере услуг дистанционного обучения, являются "Прометей", Cognitive Technologies, "Город-Инфо". Особенность "Прометея" ( www.prometeus.ru ) состоит в его модульной структуре, что позволяет покупателям самостоятельно формировать продукт в соответствии с требующимися функциональными возможностями. Продукт компании Cognitive Technologies "СТ Курс" предназначен для создания и функционирования учебных курсов. Компания "Город" ( www.gorod.ru ) предлагает систему управления знаниями, в состав которой входят модуль работы с электронными курсами, модуль интерактивных тренингов и модуль аттестации.
На сегодняшний день одной из самых популярных является система "Прометей". Одной из причин такого успеха является не только модульная структура программы, но и наличие версий системы на украинском, казахском, узбекском и английском языках. Многие вузы страны и ближнего зарубежья используют систему "Прометей" для организации дистанционного обучения. Зарубежные решения используются, в основном, в сфере корпоративного ДО.
В сегменте рынка, посвященном процессу обучения с использованием дистанционных методов, дело обстоит хуже.
Если в сфере традиционного образования почти абсолютная монополия принадлежит государству, и негосударственные учебные заведения стали появляться, за редким исключением, сравнительно недавно, то в сфере дистанционного обучения государство - лишь одно из заинтересованных лиц.
Действующие в России учебные центры, предлагающие услуги дистанционного обучения, можно разделить условно на две группы по степени использования интернет-технологий. К первой группе относятся центры, использующие только интернет на всех этапах обучения - от входного тестирования до сдачи выпускных экзаменов. По сути, только учебные заведения этой группы предоставляют услуги ДО в чистом виде. В остальных случаях мы имеем дело только с использованием элементов дистанционного обучения и интернет-технологий для организации образовательного процесса.
Вторую, наиболее многочисленную на данный момент группу, составляют учебные заведения, которые сочетают дистанционную и традиционную формы обучения. Например, часто практикуется обучение через интернет при проведении очных тестирований и экзаменов.
Полноценное дистанционное обучение можно встретить в фирмах, предлагающих услуги сертификации. В этом случае соискатель сертификационного диплома может удаленно пройти курс, основанный на программе сертификации, после чего можно сдать экзамен на сертификат.
В системах ДО предложенные для изучения курсы делятся на две условные группы - кредитные и некредитные. Кредитные - это курсы, являющиеся частью учебного процесса в официальном учебном заведении. Определенный набор изученных и сданных кредитных курсов означает получение ученой степени. Некредитные курсы предназначены для повышения квалификации, получения определенных знаний, овладения умениями и навыками. Некредитные курсы не ведут к получению ученой степени.
Предлагаемые направления обучения очень разнообразны. Дистанционная технология, используемая в "чистом" виде либо как элемент традиционного обучения, позволяет получить полноценный диплом о высшем образовании или некие знания в интересующей студента области.
Среди государственных учебных заведений считанные единицы предлагают полноценное дистанционное обучение. Одним из таких является Центр компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Баумана ( www.specialist.ru ). Здесь можно окончить курсы по информационным технологиям, программированию и администрированию сетей. Предусмотрено несколько режимов обучения, и, выбрав наиболее оптимальный, пользователь получает возможность выполнять практические задания и общаться с преподавателем в режиме реального времени.
Дистанционно можно изучать английский язык ( www.languagelink.ru , angl.visits.ru, english.language.ru, www.lessons.ru , lang.ru, study.ru), физику и математику (academy.nad.ru). Есть также очень много предложений по бизнес-обучению ( www.businesslearning.ru , www.tantal-rim.com , www.ou-link.ru , www.inter-mba.ru )
Если попытаться сравнить эти два направления, то первое из них, связанное с разработкой программного обеспечения, на российском рынке оказалось гораздо эффективнее и успешнее чем направления, связанное непосредственно с предоставлением услуг ДО.
Существуют примеры полного цикла дистанционного обучения, включающего обучение, тестирование, общение с преподавателем и соучениками, использующие при этом только интернет для организации учебной деятельности. Большинство из них не связаны с классическим высшим образованием, где дистанционное обучение делает только первые шаги.
Одна из причин сложившейся ситуации кроется в недоверии будущих студентов и работодателей к дистанционно заработанному диплому. Но основные проблемы, с которыми сталкиваются те, кто решил учить удаленно - это недостаточное качество связи и скорости интернет-доступа.
Вторым фактором, сдерживающим развитие ДО, являются проблемы лицензирования такого вида образовательных услуг. Только когда эти все моменты, касающиеся дистанционного образования, будут закреплены на законодательном уровне, можно будет говорить о полноценном развитии этого вида обучения.
Несмотря на скептицизм отдельных деятелей просвещения, дистанционное обучение обретает популярность и в России, и в странах СНГ.
Сейчас ДО является уже не просто модной "новинкой-однодневкой", ее изучением занимаются ученые, практическим внедрением - серьезные педагоги, а программисты разрабатывают специальное программное обеспечение для организации систем ДО.
Воплотится ли бум дистанционного обучения сегодняшнего дня в повсеместное использование этой технологии в будущем, покажет время. Западный опыт свидетельствует об органичном сосуществовании ДО и традиционного образования.
Наверное, как и в любой другой сфере, многое будет зависеть от спроса, и, соответственно, от конкурентоспособности образования, полученного по интернету. Если дистанционный диплом сможет конкурировать с обычным не только в глазах работодателя, но и по объективному уровню знаний, отбоя от абитуриентов у виртуальных университетов не будет.