![]() ![]() | |
Оценка индекса человеческого развития (ИЧР) с учетом всех необходимых показателей Данная статья была представлена на III Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Компьютерный мониторинг и информационные технологии» 12 декабря 2006 года. Объектом исследования данной работы является индекс человеческого развития.
Специальный индекс человеческого развития объединяет три показателя:
1) валовой внутренний продукт на душу населения;
2) грамотность населения;
3) продолжительность предстоящей жизни.
ИЧР дает композитную оценку человеческого
прогресса. Впервые данный показатель был предложен в 1990 г. группой исследователей
Программы развития ООН. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и
женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.[1] На сегодняшний день ИЧР модифицирован в двух своих компонентах:
1) показателях образования;
2) показателях дохода (ВВП на душу населения). Показатель образования определяется как грамотность
населения с учетом среднего числа лет обучения.
В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое
значение ВВП на душу населения. Если страна находится выше среднемирового значения
ВВП, то увеличение дохода на душу населения рассматривается в качестве уменьшения ее
предельного вклада в человеческое развитие. Считается, что страны с ИЧР:
- менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития;
- 0,5-0,8 - средний уровень;
- 0,8 и выше - высокий уровень развития.[2] Однако индекс человеческого развития,
рассчитанный по трем вышеперечисленным показателям, не дает полного
представления человеческого прогресса. Поэтому необходимо использовать еще
и такие показатели, как: развитие человеческого потенциала продиктовано заботой о человеке,
ожидаемая продолжительность жизни при рождении,
уровень грамотности взрослого населения,
уровень грамотности молодежи,
коэффициент чистого показателя поступивших в начальную школу,
коэффициент чистого показателя поступивших в среднюю школу,
число детей, окончивших 5 классов,
совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первой, второй и третьей ступени,
ВВП на душу населения,
индекс ожидаемой продолжительности жизни,
индекс уровня образования,
индекс ВВП. [3] А также значение индекса развития человеческого потенциала,
рейтинг ВВП на душу населения,
коэффициент младенческой смертности,
детская смертность в возрасте до 5 лет,
вероятность того, что при рождении, ожидаемая продолжительность жизни составит 65 лет,
зарегистрированный уровень материнской смертности,
расходы на общественное образование в % от ВВП,
расходы на общественное образование в % от объема общих государственных расходов,
расходы на дошкольное и начальное образование,
расходы на среднее образование,
доля поступивших в учебные заведения в естественных, математических и прикладных наук третьего уровня,
магистральные телефонные линии,
число абонентов сотовых мобильных сетей,
пользователи системы Интернет,
выданные населению патенты,
поступления роялти и лицензионные выплаты,
расходы на научно-исследовательскую работу и опытно-конструкторскую разработки. [4]
Кроме того, такие показатели, как
ученые и инженеры, занимающиеся НИОКР,
ежегодные темпы роста ВВП на душу населения, в %,
среднегодовое отклонение индекса потребительских цен,
год получения женщинами права голоса,
год избрания или назначения первой женщины в парламент,
женщины в органах управления на министерском уровне, в %,
уровень экономической активности женщин,
занятость по отраслям экономики (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг). [5]
Поэтому необходимо создание
программы вычисления индекса человеческого развития с учетом
всех вышеперечисленных показателей, что позволит дать более точную
оценку человеческого прогресса.
Цель работы – создание программы,
которая позволит вычислять индекс человеческого развития с учетом многих факторов.
Литература
1. Саградов А.А.. Роccия и индекс
человеческого развития. Журнал "Мир России",№3, 2000 г.
2. Полетаев А.В., Агранович М.Л.,
Жарова Л.Н.. Российское образование в контексте международных
показателей: Сопоставительный доклад.- М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Доклад о развитии человека за 2003
год, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 2003.
4. Доклад о развитии человека 2004.
Культурная свобода в современном многообразном мире./ Пер.
с англ.- М.: Издательство «Весь мир», 2004 – 328с.
5. Доклад о развитии человека 2005.
Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля
и безопасность в мире неравенства. ./ Пер. с англ.- М.: Издательство
«Весь мир», 2005 – 416с.
|
© 2007 ДонНТУ, Пивнык Т.А. |