Погорелая Ольга АлександровнаДонецкий национальный технический университетРЕФЕРАТпо дисциплине «Ораторское искусство»Принципы и методы ораторского искусства, применяемые при выступленииПодготовка. Первое, что я сделала как оратор, готовясь к выступлению, это определила свои цель и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач создала образ, в котором предстану перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер, которые будут описаны далее. План выступления. Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление включает в себя краткое содержание идеи о реализации самостоятельной работы студента, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Основная часть выступления – доказательство. Здесь я буду опираться на фактический и справочный материал, чтобы доказать аудитории правильность идеи. В заключении я подвожу итог, кратко повторяю ключевые мысли своей речи, еще раз излагаю главную идею выступления. Поскольку тема довольно актуальна, призываю слушателей к конкретным действиям по ее реализации. Постановка речи и голоса. Различные фразы будут произноситься с разной интонацией, чтобы речь не была монотонной. В определенные слова буду вливать больше силы и энергии. Для реализации этого мною в тексте отмечены знаки препинания, каждый из которых характеризует определенный тембр голоса и паузы, важные слова, на которые следует обратить внимание, подчеркнуты. Отработка жестов. Поскольку аудитория довольно большая (более 50 человек) мною будут делаться широкие жесты, то есть будут работать не только кисти, но и руки от локтей до плеч. Это будет говорить обо мне, как об уверенном в себе человеке. Правая и левая рука будут включаются попеременно и использоваться в равной мере, так выступление будет смотреться естественнее. Жесты также будут только открытыми, чтобы слушатели прониклись доверием к оратору. [5] ВступлениеРеформирование системы образования требует модернизации учебного процесса, поиска эффективных форм и методов работы со студентами. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса. Это требует решения двух взаимосвязанных задач – повышение эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности! [3] Роль самостоятельной работы при овладении любым предметом едва ли можно переоценить! Более того, ее значение в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации и необходимости постоянного повышения профессионального роста и самосовершенствования![1] ДоказательствоСамостоятельную работу студентов в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно подразделить на следующие виды: • самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); • самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; • внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентами домашних заданий учебного и творческого характера.[1] Необходимо выделить следующие этапы самостоятельной работы студентов: Первый этап – подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий; сквозное планирование самостоятельной работы на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов. Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов. Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью. Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломного проекта, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). [2] На основании этого, следует выделить требования к организации самостоятельной работы студента: o Следует последовательно увеличивать объемы самостоятельной работы от семестра к семестру по мере овладения студентами навыками самообразования, расширять используемые формы самостоятельной работы, последовательно переходя от простых к более сложным (выступление на практическом занятии, реферат, курсовая работа, дипломная работа). o Постоянно повышать творческий характер выполняемых работ, активно включать в них элементы обобщения практического опыта, научного исследования. Усиливать их самостоятельный характер! o Преподаватель должен постоянно управлять самостоятельной работой, преодолевать самотек в ее организации, осуществлять продуманную систему контроля и помощи студента на всех этапах обучения. ЗаключениеМногие из названных форм самостоятельной работы студентов и ее контроля уже использовались и используются преподавателями. Очень важно научить студентов, особенно младших курсов, работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, рефераты, эссе, профессионально грамотно оформлять курсовые, а затем и дипломные работы. Очень важно научить студентов различным формам и видам самостоятельной работы, а также сформировать у них понимание того, что без самостоятельной работы, систематического добывания знаний нельзя стать подготовленным к творческому труду специалистом! [2] Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь![2] Литература1. Сушенцов А.А. Материалы второй научно-практической конференции ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ, Йошкар-Ола, 2005 2. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БГУ. Протокол размещен на сайте www.hist.bsu.by 3. Гелашвили Н. И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения. – Тбилиси: Ганатлеба, 1988. 4. Положение о самостоятельной работе студентов. Протокол размещен на сайте www.rea.ru 5. Сергей Шипунов (Тренинг-центр «Оратор») «Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией)» |
||