Первоисточник: Российский портал
"Глобальная сеть дистанционного образования",
"Технологии и медиа"
http://www.cito.ru/gdenet/technology
http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone
Программы дистанционного образования предполагают две основных формы активности учащихся:http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/isdn
ISDN — цифровая сеть с интегрированными услугами (integrated services digital network) — международный стандарт связи для передачи голоса, видео и данных по цифровым телефонным линиям или обычным телефонным проводам. ISDN поддерживает скорости передачи данных от 64 Kbps (64,000 бит в секунду). Большинство линий ISDN, предоставляемых телефонными компаниями, являются на деле двумя линиями, объединенными в B -канал. Одну линию можно использовать для голосовой связи, вторую — для передачи данных; либо можно использовать обе линии для передачи данных, получив скорость передачи 128 Kbps, втрое большую, чем предоставляют сегодняшние самые быстрые модемы.http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/microwave
Высокочастотная микроволновая передача была, прежде всего, стандартным способом наземной связи, много лет используемой телефонными компаниями и радиожурналистами (FM). Микроволновые сигналы передаются высоко направленными дискообразными антеннами и для наземной и для спутниковой коммуникации. Микроволновые передачи могут модулироваться, перенося и аналоговые, и цифровые сигналы для передачи на расстояние голоса, видео или баз данных. Распространенное в США учебное телевидение с фиксированным обслуживанием (ITFS) использует микроволновую передачу для трансляции учебных программ ограниченному кругу пользователей.http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/coaxial
Коаксиальный кабель широко используется во многих странах для кабельного телевидения, телефонного сервиса и компьютерных сетей. Кабель имеет одну центральную медную проводящую жилу, изолированную диэлектриком, еще одно проводящее кольцо и еще один изолирующий экран. Сигнал в кабеле распространяется или в форме ветвящегося дерева, или звезды и нуждается в усилителях, которые устанавливаются в точках, расположенных вдоль сети. Усилители могут быть односторонними или двухсторонними; двухсторонние усилители дают возможность обеспечить интерактивные услуги по сети, позволяя потребителям выбрать из меню услуг (например, посещение магазина, не выходя из дома, видео на заказ, или образовательные услуги). Кабельные сети часто поддерживают услуги и программы спутниковых систем коммуникации, обеспечивая их местное перераспределение.http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/sattelites
Вращающиеся на земной орбите спутники используются для приема и передачи сигналов телефона, телевидения, радио и для коммуникации баз данных. Основное устройство релейной связи в спутниках — транспондер, преобразователь непрерывных данных в цифровые — стало во много раз эффективнее благодаря значительному прогрессу в технологии сжатия (компрессии). Система спутниковой связи включает в себя спутники и наземные станции для передачи и получения сигналов. Спутники прямого вещания, транслируют радио- и телевизионные программы, которые потребители могут получать через кабельную сеть или домашнюю дисковую антенну. Цифровая спутниковая система вещания охватывает в настоящее время все континенты. Сигналы от этих спутников — включая программы дистанционного образования — могут быть получены в том числе и на портативных приемниках.http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/fiberoptics
Оптико-волоконной связью называется технология, использующая стеклянное (или пластиковое) волокно для передачи данных. Оптико-волоконный кабель состоит из пучка стеклянных жил, каждая из которых может передавать сообщения, модулированные на световой волне.http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/internet
Сеть Интернет — мировая ассоциация компьютерных сетей. Она представляет собой яркий пример реализации концепции интерсетей, то есть интегрированной сетевой паутины, состоящей из различных физически неоднородных коммуникационных сетей, объединенных между собой в единую логическую архитектуру. Интернет объединяет множество серверов, на которых находится огромный объем информации по разнообразным темам. Информация на серверах организована для доступа пользователей различными способами. По этому признаку наиболее популярными являются серверы FTP, WWW и Telnet.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast
Дистанционное образование предполагает две основные формы деятельности учащихся:http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/radio
Радио, как технология, наиболее доступная по цене и охвату, используется в сфере образования с момента его появления. Радио используется в передачах школьного радио, для консультаций и подготовки работающих учителей и при проведении кампаний по борьбе с неграмотностью взрослых и за распространение базового образования. В сочетании с консультациями, использованием печатных материалов, местных групп прослушивания и очных встреч, во многих странах радио используется для преподавания различных предметов на уровне школы и колледжа. Рядом крупных университетов дистанционного обучения Британии, Индонезии, Испании и Таиланда радио используется в многочисленных дистанционных образовательных курсах. Теперь, когда аудиокассетные магнитофоны так распространены, эфемерность радиовещания и фиксированное время передач не является более препятствием. А там, где студенты имеют доступ к телефонии, программы с дискуссиями по телефону помогут преодолеть односторонность радиовещания.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/television
Создание и трансляция телевизионных программ, очевидно, требует гораздо больших затрат, чем создание и трансляция радио программ, особенно при трансляции по общедоступным каналам, когда предполагается, что программы будут соответствовать производственным стандартам новостных, документальных и развлекательных программ.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/instructional
Учебное телевидение с фиксированным обслуживанием (ITFS) — это недорогая система трансляции на определенную, узкую аудиторию, используемая многими американскими колледжами и школами для телеобучения в небольших районах (в радиусе приблизительно сорока километров от микроволнового передатчика). ITFS студии относительно невелики и просты в использовании по сравнению с профессиональными студиями эфирного или спутникового телевидения. Поэтому учителю или преподавателю колледжа довольно легко одновременно использовать ТВ-уроки, добавляя к ним какой-то живой материал и используя видеоматериалы, записанные заранее, и даже поддерживать двустороннюю телефонную связь с удаленной студенческой аудиторией, позволяющую задавать вопросы и получать ответы. Некоторые ITFS системы включены в кабельные сети, чтобы уроки могли транслироваться учащимся, занимающимся на дому.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/online
Некоторые виды онлайнового сервиса играют важную роль в дистанционном образовании: к таким видам относятся базы данных по предметным областям и библиотечный сервис, онлайновый доступ к информации об учебных курсах и к административным услугам типа приема платы за обучение и регистрации. В некоторых странах, особенно Франции, много лет обеспечен доступ к общественным услугам "видеотекста" через терминалы, обслуживаемые государственной телефонной компанией, включая онлайновые услуги в области дистанционного образования и программ обучения. Однако персональные компьютеры с Web-браузерами уже давно стали наиболее распространенным способом обращения к услугам он-лайн.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/hypertext
World Wide Web в перспективе может стать глобальным образовательным форумом, в пределах которого будут преподаваться и изучаться самые разнообразные учебные программы и курсы наук. Интернет в состоянии в любой момент предоставить каждому учащемуся информационно-образовательные возможности, сопоставимые с возможностями самой универсальной, совершенной и всеобъемлющей энциклопедии знаний и даже превышающие их. При этом все учебные материалы Web-курсов допускают оперативную корректировку и любые дополнения. Тексты, теоремы, примеры и упражнения можно транслировать в интерактивном режиме, сопровождая их необходимыми иллюстрациями, графиками или, например, демонстрацией влияния изменения параметров и условий на ход исследуемого процесса. В зависимости от своих потребностей и интересов учащийся может перемещаться в пространстве Интернета, извлекая нужную информацию из различных сайтов и пользуясь системой их перекрёстных ссылок. Web-ориентированная модель образования характеризуется полной свободой от каких бы то ни было пространственно-временных ограничений и доступностью для всех заинтересованных учащихся вне зависимости от их местонахождения.http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/multimedia
В образовании понятие "мультимедиа" означает интегрированное использование, в компьютерной системе, оцифрованного текста, аудио, графики, анимации и видео для презентации различных элементов содержания курса. Эти элементы могут быть представлены самым разнообразным способом, позволяя студентам выбирать свой собственный путь в освоении учебно-методического комплекта курса, пользуясь клавиатурой или "мышкой".http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction
http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/postal
Почтовая корреспонденция используется в дистанционном образовании с тех пор, как появились общедоступные почтовые услуги по единому тарифу, то есть во многих странах уже более 150 лет. Почтовая корреспонденция и поныне остается главным — а иногда и единственным — каналом коммуникации между студентом и тютором в дистанционном обучении даже в развитых странах. К почтовой корреспонденции прибегают в первую очередь, когда студенту нужно отправить письменное домашнее задание своему личному тьютору, который затем проверяет его и отсылает студенту свои замечания в письменном виде. Взаимодействие между тьютором и студентом становится плодотворнее, письменными замечаниями можно потом пользоваться при повторении пройденного материала, да и денежные затраты минимальны. Почтовая корреспонденция имеет и свои недостатки: работы проверяются слишком долго, особенно если почтовые услуги медленны или ненадежны, и для групповой коммуникации она не подходит. На некоторых курсах дистанционного обучения сейчас предпочитают почте факс, если у студентов и тюторов есть возможность пользоваться факсом и телефонными линиями. В большинстве же случаев традиционная почтовая корреспонденция вытесняется электронной — сохраняя при этом большую часть тех особенностей технологии межличностной коммуникации, о которых говорится в публикациях этого раздела.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/email
Электронная почта — это форма компьютерного обмена сообщениями с промежуточным их хранением, которая позволяет пользователю отсылать текстовые сообщения с персонального компьютера по сети передачи данных (такой, как, например, Интернет) одному или более адресатам, которые с помощью своего персонального компьютера или рабочей станции получают эти сообщения из своего "почтового ящика" на центральном сервере. Доступ к электронной почте получает широкое распространение во многих странах посредством использования учрежденческих или корпоративных сетей или сетей Интернета сервисных провайдеров. По мере увеличения пропускной способности сети передачи данных и возможностей по обработке данных персональных компьютеров увеличиваются и возможности присоединения файлов к электронным сообщениям, от форматированных документов до звуковых и даже видео файлов. Электронная почта может использоваться для передачи сообщений от одного корреспондента другому и от одного корреспондента множеству корреспондентов (посредством электронных списков рассылки) и таким образом служить средством группового общения. Например, тьютор может с помощью электронной почты легко разослать одно и тоже сообщение каждому студенту группы, а группа студентов может использовать электронную почту, чтобы сообща работать над выполнением задания.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/conferencing
Система компьютерных конференций, развившаяся из электронных "досок объявлений", используется для поддержки обменивающихся текстовой информацией асинхронных студенческих групп и коммуникации «многих со многими». Компьютерные конференции позволяют организовать, структурировать, отыскать нужные и восстановить потерянные сообщения. С помощью их программных средств можно связывать одно сообщение с другим в форме комментария, организовать распределение сообщений по различным направлениям, дискурсивным линиям, темам. Участники легко обнаруживают, кто внес свой вклад в конференцию, кем было прочитано то или другое специфическое сообщение, а модератор или организатор конференции могут использовать специальные команды, чтобы определить членство конференции, установить последовательность сообщений участников, структурировать обсуждение и фиксировать открытие и закрытие тем конференции. Некоторые системы конференций обладают возможностями, которые могут быть использованы для обеспечения совместной деятельности студентов учебной группы: например, опциями опроса и голосования, переключающимися режимами "только чтение" и "чтение и письмо". Более современные Web-системы конференций могут использоваться в сочетании с базами данных и другими информационными ресурсами WWW.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/moos
MOOs (Многопользовательские объектно-ориентированные среды) — это основанные на тексте среды, установленные на персональных компьютерах для осуществления коммуникации в реальном времени между двумя или более удаленными друг от друга участниками. Каждый из участников выступает в своей, специфической роли и среде MOO можно придать конфигурацию, позволяющую создавать ролевые и игровые ситуации. Пользователи сообщаются между собой через Интернет, применяя специальное программно-инструментальное обеспечение, доступное в сети, включая осуществляемую в реальном времени аудиосвязь или текстовой чат. MOOs изначально использовались для неформального общения и профессионального обучения на расстоянии, хотя и не в рамках формальных курсов.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/audioconferencing
Аудиоконференции используют голосовую связь между участниками из двух или более пунктов. Традиционно, аудиоконференции поддерживались обычными телефонными линиями, но сейчас используются новые технологии, такие как Интернет и ISDN. Когда на пункте присутствует больше одного участника, требуется использование спикерфонов или специального оборудования. Когда вовлечено более двух пунктов, необходим специальный "мост" для телеконференций (арендованный у поставщика телекоммуникаций или предоставленный институтом); более современные системы могут использовать программное обеспечение, имеющееся в Интернет. Успешное проведение аудио конференций требует хорошего качества звука, надежный аудио "мост", комфортабельные условия для слушателей (высокоэффективные спикерфоны, головные телефоны, или и то и другое). Кроме того, требуется тщательное планирование сессий, требующих активное участие слушателей и внимательную проверку ответов.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/audiographic
Аудиографические системы дополняют аудио канал различными формами низкочастотных графических данных, таких как текст, диаграммы, дистанционная передача письменных сообщений или рисунки. Уровень, качество и гибкость визуальной поддержки сильно варьируется в зависимости от пропускной способности канала связи и сложности станции тьютора и учащихся, программного обеспечения и периферийного оборудования.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/videoconferencing
Видеоконференции используют голосовую и видео связь, обычно через цифровые системы передачи (ISDN, специальные каналы, оптиковолоконные или спутниковые системы). Шифратор/дешифратор (CODED) переводит в цифровую форму аудио и видеоинформацию перед передачей, производит необходимую компрессию, а на удаленном участке конвертирует входящую аудио и видеоинформацию из цифровой в аналоговую. Системы видеоконференций варьируют от крупной фиксированной установки — что часто используется для живых видеолекций в большой аудитории с односторонним видео и двусторонним аудио диалогом — до двухпунктовых настольных систем на персональных компьютерах, связанных с сетью. Недавние усовершенствования в технологиях видеокомпрессии, наряду с недорогим оборудованием и передачей (такой как общественные ISDN), сделали двусторонние "сжатые видеоконференции" доступными для классов, бизнеса и небольших колледжей. Эти технологии занимают нишу между очень дорогостоящими традиционными системами и настольными конференциями на персональных компьютерах.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/multimedia
Настольная система мультимедийной телеконференции предполагает использование нескольких различных инструментальных средств, через единый компьютерный интерфейс, но в отдельных окнах на экране. Эти инструментальные средства могут включать асинхронную текстовую конференцию (e-mail), аудиоконференцию, видеоконференцию, Web-ресурсы и совместную разработку документов или проектов несколькими участниками, расположенными в удаленных друг от друга точках. Такие системы требуют высокоспециализированных рабочих станций с памятью, мощностью и скоростью, достаточной для работы с мультимедийными приложениями (наряду со сжатым видео, камерами, микрофонами и цифровыми планшетами), а также доступом к широкополосной к оммуникационной сети (по крайней мере, ISDN). Существующие системы достаточно дороги и несовершенны. Но сильное коммерческое давление на этом рынке позволяет предполагать, что более дешевые и надежные системы станут все более и более доступными для использования в дистанционном образовании, особенно для корпоративного обучения.http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/integratedweb
Легко доступные и хорошо разработанные современные программные и инструментальные средства для организации приспособленной к определенным пользовательским задачам Web-среды позволяют относительно просто проектировать и разрабатывать Web-среды для дистанционного образования и обучения. Эти среды, или пространства, могут интегрировать в себе учебно-методические ресурсы курса (в виде страниц гипертекста, мультимедиа) и набор вспомогательных средств, включающий инструментарии, позволяющие взаимодействовать тьюторам, преподавателям и другим участникам учебного процесса как асинхронно (электронная почта, компьютерные конференции), так и синхронно (аудио- и видеосвязь через Интернет). Таким средам можно придавать различную конфигурацию, обеспечивая поддержку различных типов учебных занятий (индивидуальных, в небольших группах, пленарных). Как правило, они также содержат инструментальные средства, позволяющие преподавателю осуществлять проектирование и разработку курсов, управление академической группой, структурирование, тестирование и оценку знаний.http://www.cito.ru/gdenet/technology/print
Дистанционное образование предполагает две основные формы деятельности учащихся: