МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ПРОХОДКЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ШАХТНЫХ СТВОЛОВ
Источник: Сборник трудов кафедры "СШ и ПС", ДонНТУ 2006
Снижение затрат на проходку и крепление шахтных стволов, а также на долговременную их эксплуатацию может быть
достигнуто за счет реализации комплекса мер: повышения качества проектирования, сокращения сроков строительства,
применения оптимальных решений по креплению, обеспечивающих снижение его стоимости, улучшение технологии и
удешевление ремонтных работ, повышения уровня трудосбережения и т.д. Данная статья посвящена вопросу оценки
экономического эффекта от внедрения технологий, направленных на уменьшение времени строительства вертикальных
шахтных стволов.
На начальном этапе расчета определяется сокращение сроков проходки ствола за счет внедренияновой технологии:
где Тс - сокращение сроков проходки ствола за счет внедрения новой технологии, мес;
LТ - протяженность участка ствола, пройденного с использованием новой технологии, м;
V1 и V2 - скорость проходки ствола до и после внедрения новой технологии соответственно, м/мес.
Экономический эффект от внедрения новой технологии определялся по формуле:
где А - амортизация забойного и общешахтного оборудования шахты и подрядчика, грн.,
где Аз - амортизация забойного оборудования шахты, грн;
Аш - амортизация и содержание оборудования шахты, грн;
Н - условно-постоянная часть накладных расходов, грн.,
где Нм - накладные расходы в месяц, грн;
Купн - коэффициент условно постоянной части в накладных расходах для проходки ствола;
Ээ - экономия электроэнергии, грн,
где Эо - расход электроэнергии для работы подъемной установки, обогрева и освещения, компрессорной станции и других
потребителей, кВт/ч;
То - время работы электрооборудования в месяц, ч;
Сэ - стоимость промышленной электроэнергии, грн/кВт;
Т - экономия за счет транспортирования породы автосамосвалами, грн,
где Ср - стоимость 1 часа эксплуатации самосвала в период работы, грн;
Стп - стоимость 1 часа эксплуатации самосвала при технологическом перерыве, грн;
Тр и Ттп - время работы автосамосвалов и технологических перерывов в месяц соответственно, ч;
П - экономия за счет стоимости перевозки рабочих автобусами, грн,
где Са - стоимость затрат на эксплуатацию автобуса в сутки, грн;
Та - время эксплуатации автобусов в месяц, сут;
К - командировочные расходы рабочих участка, грн,
где Ксут - суточная сумма командировочных расходов на 1 человека, грн;
Тк - количество суток пребывания рабочих в командировке в месяц, сут;
Nсс - среднемесячная численность рабочих в командировке на участке.
Следует отметить, что данная методика была успешно применена для оценки экономического эффекта от внедрения
технологий проходки вертикальных шахтных стволов, разработанных авторами [1,2].
Библиографический список
1. Бородуля А.А. Обгрунтування параметрів анкерно - бетонного кріплення підчас спорудження сполучень вертикальних
стволів вугільних шахт: Автореф. дис. канд. техн. наук: 05.15.04 / Нац. гірн. ун-т. - Дніпропетровськ, 2002. - 17 с.
2. Купенко I.B. Обгрунтування ефективних параметра буропідривних poбiт при проходці вертикальних шахтних стволів:
Автореф. дис. канд. техн. наук: 05.15.04 / Нац. гірн. ун-т. - Дніпропетровськ, 2004. - 18 с.