Английский

ДонНТУ>    Портал магистров ДонНТУ>  

Почтовый ящик valentiniys@list.ru

Почтовый ящик zinchencovalya@mail.ru


Автобиография

Библиотека

Ссылки


Отчет о поиске

Индивидуальное задание

Зинченко Валентина Алексеевна


Горно-геологический факультет


кафедра Геоинформатики и геодезии


Специальность: «Инженерная геодезия»

Тема магистерской работы:
«Создание в ArcMap автоматизированной системы для решения градостроительных задач (на примере г. Донецка)».
Руководитель: доцент кафедры геоинформатики и геодезии
Гермонова Екатерина Александровна

Реферат


Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его «основную ткань», активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего «лица», а постоянный рост количества размещенных по всей их территории построек со стандартной архитектурой создает проблемы психологического порядка.

Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всем мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.

Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для девелоперов и инвесторов. Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать локальные интересы инвесторов и девелоперов (по вполне понятным причинам ориентирующихся на максимизацию личной выгоды) с общественными интересами. Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации – детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры. Как показывает мировая практика, даже незначительные просчеты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города – проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок. Негармоничная застройка останется таковой до тех пор, пока здания не будут снесены или не придут в негодность. Слишком низкий и слишком высокий коэффициент плотности застройки также крайне сложно поддается корректировке. Аналогично – нерациональное распределение территорий и отдельных земельных участков с точки зрения их функционального использования. В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:

  • наличие продуманного генерального плана и детальных планов территорий,
  • создание четкого алгоритма и механизма их реализации на практике,
  • обеспечение условий для гибкой адаптации градостроительной политики к динамично изменяющимся потребностям города.

При отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведенных условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.

Велика актуальность проблем упорядочения промышленных территорий определяется процессами стихийной приватизации и выборочного строительства объектов, не связанных с промышленным производством: торговых и торгово-развлекательных центров, жилых зданий, предприятий коммунального обслуживания. Реконструкция промышленных площадей при отсутствии перспективных концепций и планов территории, необходимых для функционального ее использования, планов «красных линий», инженерного обеспечения, эскизов застройки ведет к хаосу. Наступление же городской застройки на зеленые зоны приводит к уничтожению уникальных природных ландшафтов — и при этом не решает поставленных инвесторами задач. Эти территории являются важным ресурсом городского развития, потому здесь должен быть соблюден необходимый баланс открытых и застроенных пространств, проведен комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий.

В среднем за неделю в города переселяется более миллиона человек. В 200 городах развивающихся стран население сегодня перевалило за миллион. В 20 городах уже по 10 миллионов жителей. И уменьшения темпа роста не предвидится. Вопросы перспективного развития городов в Украине, определения масштабов и направлений их территориального роста не могут решаться без учета интенсифицирующихся процессов рыночной стихии, неуправляемой субурбанизации. Приобретение предпринимателями пригородных земель, ведение на них жилищного, коммунального, промышленного и других видов строительства без учета общих тенденций комплексного развития городских и пригородных территорий может привести к самым худшим последствиям.

Сегодня намечен непрерывный рост плотности застройки и населения при сокращении площади зеленых насаждений и продуцируемый этим явлением рост техногенных и экологических нагрузок на город. Нагрузки возрастают, прежде всего, на сложившуюся инженерную инфраструктуру города и предельно концентрируются в центральной части больших городов. Практически все старые коммуникации работают на пределе возможностей. Это связано в большой степени с подключением к ранее построенным коммуникациям новых высотных зданий. При этом состояние коммуникаций никем не контролируется. Поэтому наблюдается резкое увеличение потерь воды из коммуникаций в грунт, что превращает территорию центра в зону сплошной геологической опасности не пригодной, а иногда опасной, для проживания людей. При выдаче разрешений на строительство, в настоящее время, не учитываются сложнейшие природные инженерно-геологические условия строительства. Строить позволяют даже на склонах и над руслами древних рек, что может привести в дальнейшем к крупным авариям, и, возможно, к катастрофам. Концентрация в зоне уплотненной застройки большого количества транспорта может привести к тому, что самоочистка и самовосстановление городской воздушной среды станет невозможной. Несмотря на заявленное властями понимание опасности строительства высотных зданий из-за отсутствия необходимого количества пожарных депо и специального оборудования у пожарников, при попустительстве чиновников продолжается активное строительство высотных зданий.

В развитых странах мира для предупреждения структурных социально-градостроительных дисбалансов в городах специальные службы постоянно отслеживают изменения в системах обеспеченности, занятости и миграции населения, развития высокотехнологичных и наукоемких предприятий, общественных и культурных связей и др., что является признаком здорового отношения к развитию и процветанию города. В Украине этим не занимаются или, по крайней мере, не заявляют о таких исследованиях и шагах по улучшению ситуации (если это нужно). Но даже без проведения специальных исследований можно отметить следующее:

  • сегодня в экономике города вышли в лидеры оптовая и розничная торговля и общественное питание. Утеряны ведущие позиции высокотехнологичной промышленности и науки. Это говорит о том, что менее сложные функции вытесняют более сложные – науку, способную служить «инкубатором» инноваций, научно-технического прогресса, развитие которого возможно в условиях специфической стимулирующей среды крупнейшего города, и делающей его инструментом интенсификации всего общественного производства;
  • резко изменилась структура занятости населения, интенсифицировались миграционные процессы;
  • при большом количестве остро нуждающихся в жилье, идет целенаправленное строительство очень дорогого, хотя и не очень качественного жилья, недоступного для большинства жителей. И этим очень гордятся, как строители, так и власти.

Также одной из важных причин возникновения конфликтов является то, что нет разделения микрорайонов и кварталов и закрепления за жилыми домами и иными объектами придомовой территории. Ведь каждый земельный участок придется согласовывать со всеми землепользователями. Чересчур плотная застройка центральной части города и его спальных районов также ведет к неизбежным конфликтам. Считается, что транспортная проблема – одна из основных для градостроителей. В больших городах большие транспортные пробки, загрязненный выхлопными газами воздух. Особенно остро это ощущается в центре, где ширина многих дорог не рассчитана на современный уровень потока машин. Расширять их сложно еще и потому, что многие дома, расположенные в центральной части города, признаны памятниками архитектуры, либо расположены близко к дороге.

Как показывает опыт развитых стран, решить проблему фатальной устремленности инвесторов к единому историческому центру города, сбалансировать развитие города можно было бы путем разработки проекта децентрализации. 30-50 лет назад с подобными проблемами столкнулись крупнейшие города многих стран и решались они путем создания в составе города компактных жилых поселений со всей сопутствующей городской инфрастуктурой и местами приложения труда, или иначе, новых городских центров. Из перегруженных исторических центров городов в них перебазировались объекты бизнеса, культуры, науки и образования, что обеспечивало полный жизненный цикл городского образа жизни в комфортных и привлекательных по природному окружению условиях. В советские времена варианты создания нескольких городских центров в крупных городах рассматривались. Но сегодня в угаре градостроительного хаоса, спешно застраиваются элитным жильем все свободные участки в районах, которые прилегают к центру, и может случиться, что создавать полноценные общественные центры в других комфортных районах города, скоро станет невозможно.

Только повышение роли градостроительного регулирования на основе проектно-планировочной документации — генеральных планов городов и проектов планировки пригородных зон — позволит упорядочить функциональное зонирование, обеспечить оптимальную планировочную организацию, создать систему пространственных связей и инженерного оборудования территорий. В большинстве стран созданы ответственные за реализацию территориальной политики специальные государственные структуры: министерство организации территорий и градостроительства в Германии, комитет по планированию и использованию территорий – во Франции, министерство жилищного строительства, планирования и охраны среды – в Голландии...

Согласно международным канонам, градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:

  • градостроительного планирования развития территорий;
  • определения концепции использования земельных участков;
  • проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:

  • обеспечение условий для надлежащего социально-экономического развития города;
  • создание города, имеющего индивидуальный облик;
  • решение городских экологических проблем;
  • преодоление монотонности типовой застройки;
  • сохранение и научно обоснованная реконструкция существующих городских центров;
  • бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

Сегодня развивается законодательство в области градостроительства. Его разработка идет успешно, увеличилось количество разрабатываемой градостроительной документации в городах Украины.

Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространенным решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего ее целостность и долгосрочность – генерального плана развития города.

Градостроительная политика — основа устойчивого развития территории. Генеральные планы — инструмент реализации градостроительной политики государства на территории городов. Их разработка— процесс сложный, многоплановый, в котором в первую очередь должны учитываться основополагающие факторы: настоящее и будущее социально-экономического развития города, архитектурно-планировочная организация и территориальное развитие, охрана окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия и многие другие. Создание схемы «красных линий» - это первая часть подготовки градостроительной документации для воплощения в жизнь генерального плана развития областного центра.

К наиболее важной градостроительной документации относятся генеральный план, проект детальной планировки и проект застройки. Высшую ступень в иерархической лестнице предпроектного планирования занимает генеральный план, а наиболее приближенным к строительному проектированию - проект застройки. Разрабатываемая градостроительная документация (ДПТ), о которой сегодня много говорят, не выполняет свои стратегические функции, а фактически делает легитимным незаконное строительство, фиксируя объекты строительства, под которые не выделены земельные участки. Можно привести множество примеров того, как застраиваются территории, предназначенные для использования в общественных целях, рекреационные зоны, прибрежные территории и т.д.

Выводы:

  • при создании генеральных планов традиционными методами существует ряд недостатков, которые затрудняют, а иногда делают невозможным их создание. Среди них такие проблемы, как недостаточная информационная обеспеченность, большой формат чертежей, имеющихся в одном экземпляре, перенасыщенность чертежей генеральных планов различными изображениями и т.д.
  • традиционная градостроительная документация порой не дает актуальной информации о состоянии городских территорий. Генеральные планы городов выполнялись на базе планов и карт на бумажных носителях масштабов от 1:500, 1:2000, 1:5000. На взаимную увязку таких карт и планов, их актуальность и полноту аналитической информации, как правило, рассчитывать не приходилось. Громоздкость бумажных носителей, их большая номенклатура и количество не позволяли оперативно и досконально учитывать многообразные факторы, рассматриваемые при выполнении градостроительного проектирования.
  • отображение нового строительства на бумажных планах - долгий и трудоемкий процесс, выполнение которого не всегда возможно.
  • в большинстве случаев во многих городах Украины генеральный план вообще отсутствует, а аналогичные планы других служб не дают общей картины происходящих в городе изменений. Даже для города, например, площадью 170 кв.км проведение изысканий в сжатые сроки выполнить практически невозможно.

Современные требования к выполнению таких проектов, как разработка генерального плана города, заключаются в максимальной актуальности картографических данных, минимизации сроков выполнения работ, качестве и глубине проработки проекта. В этом случае самой важной функцией материалов космических съемок является получение объективной и актуальной информации о современном состоянии городской территории.

Цель и актуальность работы


На сегодняшний момент во многих городах Украины наблюдается множество градостроительных ошибок:

  • не выдерживаются (суживаются) красные линии улиц на фоне роста автомобилизации;
  • строятся банки, культовые сооружения, рынки, АЗС, офисы, предприятия коммерческой деятельности и пр., не предусмотренные генпланом;
  • застраиваются бульвары, скверы;
  • отсутствие территории под застройку;
  • нерациональность и катастрофически неудовлетворительное состояние сетей;
  • низкое качество архитектуры;
  • проблемы транспортных потоков. Необходима срочная корректировка транспортной схемы городов и плана красных линий, осуществление контроля за растущим уровнем застройки.

Для нормального функционирования города необходимо чтобы градостроительная документация содержалась в актуальном состоянии. Существующая ныне градостроительная документация на бумажных носителях не всегда актуальна и достоверна. Иногда даже не удобна для быстрого доступа.

Целью магистерской работы является рассмотрение методики применения космических снимков в комплексе с другими необходимыми документами для создания генерального плана города. В работе будет рассматриваться технология использования крупномасштабных космических снимков для решения задач градостроительства.

Использование космических изображений с применением ГИС-технологий обеспечило прогресс в развитии современных методов создания генеральных планов. На экране можно совмещать картографическую информацию и космические снимки для сравнения и корректировки информации. Также преимущество использования космических снимков заключается в том, что они позволяют оперативно получать актуальную информацию. Одно космическое изображение хранит в себе информацию об отдельных компонентах природы (растительность, гидрография, рельеф и пр.) и о направлениях использования земель (промышленные территории, строительство и т.д.). Различные способы дешифрирования одного и того же снимка позволяют получать более детальную информацию о разных объектах.

Анимация - Совмещение картографической информации с космическим снимком. (4 кадра, размер 398х253, 178 Кб)

Анимация - Совмещение картографической информации с космическим снимком. (4 кадра, размер 398х253, 178 Кб)

Использование данных космической съемки, технологий создания баз данных электронного картографирования с использованием современных геоинформационных технологий позволяет быстро создать генеральный план и использовать его ресурсы для решения широкого спектра прикладных задач. Поэтому внедрение новых технологий обновления картографической информации по крупным городам с использованием материалов космической съемки и современных геоинформационных технологий имеет большое практическое значение.

Следовательно, из вышесказанного можно сделать вывод, что цель магистерской работы является актуальной и востребованной в дальнейшем.

Научная новизна


Научная новизна работы заключается в том, что на данный момент на территории Украины только начинают применяются крупномасштабные космические снимки для городских территорий. Исследуемая технология должна доказать, что материалы космической съемки значительно облегчают работы по созданию и поддержанию в актуальном состоянии градостроительной информации. К тому же исследуемая технология позволит учитывать недостатки и ошибки в проектировании и вовремя их исправлять.

На сегодняшний момент наметилась тенденция социально-экономического развития городов, которая отождествляется с генеральным планом. Эта стратегия связывается с ожиданиями и мечтами населения на жизнь в красивом и здоровом городе. Однако зачастую население даже не догадывается, что же будут строить по соседству с их домами…

Рассматриваемый в магистерской работе подход должен обеспечить доступность градостроительной информации не только для людей, непосредственно с ней работающих, но и простых граждан. Конечно простые граждане не получат доступ к секретной документации, но общие сведения иметь будут. Это позволит ориентировать результаты планирования территории на множественность и многохарактерность «потребителей», чего не было раньше, и улучшить городскую среду.

Практическая ценность


Практическая ценность работы заключается в том, что рассматриваемый метод применения крупномасштабных космических снимков даст возможность оперативного получения актуальной информации о состоянии городских территорий, быстрого доступа к необходимой информации и поддержании генеральных планов в актуальном состоянии.

Источники:


  1. http://new-day.com.ua/?id=406 - Статья Елены Гвоздиковой от 16.06.06 № 63(483). "Новые старые градостроительные проблемы".
  2. Газета "Вечерний Харьков" от 29 марта 2006 г. №34. Статья Марины Ефановой. "Строительные войны".
  3. «Commercial Property» №22, июнь, 2005. Статья Андрея Назаренко. "ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН: ФОРМАЛЬНОСТЬ ИЛИ ОСНОВА РАЗВИТИЯ?".
  4. Недвижимость Киева от 11.01.2006 . Статья Юлии Ивашко. "ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?".
  5. http://gisa.ru - На сайте КРЕМЛЬ.ORG опубликовано интервью с ведущим юрисконсультом фонда «Институт экономики города» Леонидом Бандориным от 28.02.2005 по вопросу "Проблемы мегаполисов: эффективное использование территорий". Беседовал Алексей Диевский.
  6. Современные проблемы архитектуры и градостроительства: Научно-технический сборник. - Выпуск 13/ Главный редактор Н.М. Демин. - К.: КНУСА, 2006. - 220с. На украинском и русском языках.
  7. Градостроительство в век информатизации. Сборник научных статей отделения градостроительства. М.: Едиториая УРСС, 2002.- 208 с., ил.
ДонНТУ >   Портал магистров ДонНТУ >  

Автобиография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание