Зинченко Валентина Алексеевна Горно-геологический факультет кафедра Геоинформатики и геодезии Специальность: «Инженерная геодезия» Тема магистерской работы: |
Реферат
Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всем мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.
Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для девелоперов и инвесторов. Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать локальные интересы инвесторов и девелоперов (по вполне понятным причинам ориентирующихся на максимизацию личной выгоды) с общественными интересами. Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации – детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры. Как показывает мировая практика, даже незначительные просчеты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города – проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок. Негармоничная застройка останется таковой до тех пор, пока здания не будут снесены или не придут в негодность. Слишком низкий и слишком высокий коэффициент плотности застройки также крайне сложно поддается корректировке. Аналогично – нерациональное распределение территорий и отдельных земельных участков с точки зрения их функционального использования. В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:
При отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведенных условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.
Велика актуальность проблем упорядочения промышленных территорий определяется процессами стихийной приватизации и выборочного строительства объектов, не связанных с промышленным производством: торговых и торгово-развлекательных центров, жилых зданий, предприятий коммунального обслуживания. Реконструкция промышленных площадей при отсутствии перспективных концепций и планов территории, необходимых для функционального ее использования, планов «красных линий», инженерного обеспечения, эскизов застройки ведет к хаосу. Наступление же городской застройки на зеленые зоны приводит к уничтожению уникальных природных ландшафтов — и при этом не решает поставленных инвесторами задач. Эти территории являются важным ресурсом городского развития, потому здесь должен быть соблюден необходимый баланс открытых и застроенных пространств, проведен комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий.
В среднем за неделю в города переселяется более миллиона человек. В 200 городах развивающихся стран население сегодня перевалило за миллион. В 20 городах уже по 10 миллионов жителей. И уменьшения темпа роста не предвидится. Вопросы перспективного развития городов в Украине, определения масштабов и направлений их территориального роста не могут решаться без учета интенсифицирующихся процессов рыночной стихии, неуправляемой субурбанизации. Приобретение предпринимателями пригородных земель, ведение на них жилищного, коммунального, промышленного и других видов строительства без учета общих тенденций комплексного развития городских и пригородных территорий может привести к самым худшим последствиям.
Сегодня намечен непрерывный рост плотности застройки и населения при сокращении площади зеленых насаждений и продуцируемый этим явлением рост техногенных и экологических нагрузок на город. Нагрузки возрастают, прежде всего, на сложившуюся инженерную инфраструктуру города и предельно концентрируются в центральной части больших городов. Практически все старые коммуникации работают на пределе возможностей. Это связано в большой степени с подключением к ранее построенным коммуникациям новых высотных зданий. При этом состояние коммуникаций никем не контролируется. Поэтому наблюдается резкое увеличение потерь воды из коммуникаций в грунт, что превращает территорию центра в зону сплошной геологической опасности не пригодной, а иногда опасной, для проживания людей. При выдаче разрешений на строительство, в настоящее время, не учитываются сложнейшие природные инженерно-геологические условия строительства. Строить позволяют даже на склонах и над руслами древних рек, что может привести в дальнейшем к крупным авариям, и, возможно, к катастрофам. Концентрация в зоне уплотненной застройки большого количества транспорта может привести к тому, что самоочистка и самовосстановление городской воздушной среды станет невозможной. Несмотря на заявленное властями понимание опасности строительства высотных зданий из-за отсутствия необходимого количества пожарных депо и специального оборудования у пожарников, при попустительстве чиновников продолжается активное строительство высотных зданий.
В развитых странах мира для предупреждения структурных социально-градостроительных дисбалансов в городах специальные службы постоянно отслеживают изменения в системах обеспеченности, занятости и миграции населения, развития высокотехнологичных и наукоемких предприятий, общественных и культурных связей и др., что является признаком здорового отношения к развитию и процветанию города. В Украине этим не занимаются или, по крайней мере, не заявляют о таких исследованиях и шагах по улучшению ситуации (если это нужно). Но даже без проведения специальных исследований можно отметить следующее:
Также одной из важных причин возникновения конфликтов является то, что нет разделения микрорайонов и кварталов и закрепления за жилыми домами и иными объектами придомовой территории. Ведь каждый земельный участок придется согласовывать со всеми землепользователями. Чересчур плотная застройка центральной части города и его спальных районов также ведет к неизбежным конфликтам. Считается, что транспортная проблема – одна из основных для градостроителей. В больших городах большие транспортные пробки, загрязненный выхлопными газами воздух. Особенно остро это ощущается в центре, где ширина многих дорог не рассчитана на современный уровень потока машин. Расширять их сложно еще и потому, что многие дома, расположенные в центральной части города, признаны памятниками архитектуры, либо расположены близко к дороге.
Как показывает опыт развитых стран, решить проблему фатальной устремленности инвесторов к единому историческому центру города, сбалансировать развитие города можно было бы путем разработки проекта децентрализации. 30-50 лет назад с подобными проблемами столкнулись крупнейшие города многих стран и решались они путем создания в составе города компактных жилых поселений со всей сопутствующей городской инфрастуктурой и местами приложения труда, или иначе, новых городских центров. Из перегруженных исторических центров городов в них перебазировались объекты бизнеса, культуры, науки и образования, что обеспечивало полный жизненный цикл городского образа жизни в комфортных и привлекательных по природному окружению условиях. В советские времена варианты создания нескольких городских центров в крупных городах рассматривались. Но сегодня в угаре градостроительного хаоса, спешно застраиваются элитным жильем все свободные участки в районах, которые прилегают к центру, и может случиться, что создавать полноценные общественные центры в других комфортных районах города, скоро станет невозможно.
Только повышение роли градостроительного регулирования на основе проектно-планировочной документации — генеральных планов городов и проектов планировки пригородных зон — позволит упорядочить функциональное зонирование, обеспечить оптимальную планировочную организацию, создать систему пространственных связей и инженерного оборудования территорий. В большинстве стран созданы ответственные за реализацию территориальной политики специальные государственные структуры: министерство организации территорий и градостроительства в Германии, комитет по планированию и использованию территорий – во Франции, министерство жилищного строительства, планирования и охраны среды – в Голландии...
Согласно международным канонам, градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:
Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:
Сегодня развивается законодательство в области градостроительства. Его разработка идет успешно, увеличилось количество разрабатываемой градостроительной документации в городах Украины.
Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространенным решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего ее целостность и долгосрочность – генерального плана развития города.
Градостроительная политика — основа устойчивого развития территории. Генеральные планы — инструмент реализации градостроительной политики государства на территории городов. Их разработка— процесс сложный, многоплановый, в котором в первую очередь должны учитываться основополагающие факторы: настоящее и будущее социально-экономического развития города, архитектурно-планировочная организация и территориальное развитие, охрана окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия и многие другие.
Создание схемы «красных линий» - это первая часть подготовки градостроительной документации для воплощения в жизнь генерального плана развития областного центра.
К наиболее важной градостроительной документации относятся генеральный план, проект детальной планировки и проект застройки. Высшую ступень в иерархической лестнице предпроектного планирования занимает генеральный план, а наиболее приближенным к строительному проектированию - проект застройки. Разрабатываемая градостроительная документация (ДПТ), о которой сегодня много говорят, не выполняет свои стратегические функции, а фактически делает легитимным незаконное строительство, фиксируя объекты строительства, под которые не выделены земельные участки. Можно привести множество примеров того, как застраиваются территории, предназначенные для использования в общественных целях, рекреационные зоны, прибрежные территории и т.д.
Выводы:
Современные требования к выполнению таких проектов, как разработка генерального плана города, заключаются в максимальной актуальности картографических данных, минимизации сроков выполнения работ, качестве и глубине проработки проекта. В этом случае самой важной функцией материалов космических съемок является получение объективной и актуальной информации о современном состоянии городской территории.
На сегодняшний момент во многих городах Украины наблюдается множество градостроительных ошибок:
Для нормального функционирования города необходимо чтобы градостроительная документация содержалась в актуальном состоянии. Существующая ныне градостроительная документация на бумажных носителях не всегда актуальна и достоверна. Иногда даже не удобна для быстрого доступа.
Целью магистерской работы является рассмотрение методики применения космических снимков в комплексе с другими необходимыми документами для создания генерального плана города. В работе будет рассматриваться технология использования крупномасштабных космических снимков для решения задач градостроительства.
Использование космических изображений с применением ГИС-технологий обеспечило прогресс в развитии современных методов создания генеральных планов. На экране можно совмещать картографическую информацию и космические снимки для сравнения и корректировки информации. Также преимущество использования космических снимков заключается в том, что они позволяют оперативно получать актуальную информацию. Одно космическое изображение хранит в себе информацию об отдельных компонентах природы (растительность, гидрография, рельеф и пр.) и о направлениях использования земель (промышленные территории, строительство и т.д.). Различные способы дешифрирования одного и того же снимка позволяют получать более детальную информацию о разных объектах.
Анимация - Совмещение картографической информации с космическим снимком. (4 кадра, размер 398х253, 178 Кб)
Использование данных космической съемки, технологий создания баз данных электронного картографирования с использованием современных геоинформационных технологий позволяет быстро создать генеральный план и использовать его ресурсы для решения широкого спектра прикладных задач. Поэтому внедрение новых технологий обновления картографической информации по крупным городам с использованием материалов космической съемки и современных геоинформационных технологий имеет большое практическое значение.
Следовательно, из вышесказанного можно сделать вывод, что цель магистерской работы является актуальной и востребованной в дальнейшем.
На сегодняшний момент наметилась тенденция социально-экономического развития городов, которая отождествляется с генеральным планом. Эта стратегия связывается с ожиданиями и мечтами населения на жизнь в красивом и здоровом городе. Однако зачастую население даже не догадывается, что же будут строить по соседству с их домами…
Рассматриваемый в магистерской работе подход должен обеспечить доступность градостроительной информации не только для людей, непосредственно с ней работающих, но и простых граждан. Конечно простые граждане не получат доступ к секретной документации, но общие сведения иметь будут. Это позволит ориентировать результаты планирования территории на множественность и многохарактерность «потребителей», чего не было раньше, и улучшить городскую среду.
|
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ > |
Автобиография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание |