Источник: Градостроительство в век информатизации. Сборник научных статей отделения градостроительства. М.: Едиториая УРСС, 2002.- 208 с., ил.
автор: Академик РААСН И. М. Смоляр
заведующий кафедрой теории градостроительства МАРХИ
Информатизация ведущих областей человеческой деятельности является одновременно и следствием и причиной быстрого развития новейших информационных технологий. В первую очередь имеются в виду возможности обработки, хранения и использования информации на основе мощных систем ЭВМ. Они позволяют хранить, обрабатывать и предоставлять пользователям огромный по сравнению с прошлым объем сведений, что наряду с прочим стимулирует и саму потребность в информации в разных областях деятельности.
Российской градостроительство включено в этот процесс, хотя испытывает известные трудности, вызванные необходимостью информационного «освоения» новых для него явлений, связанных со сменой общественного строя и переходом экономики к рыночным отношениям. Можно сказать, что российское градостроительство вступает в новый век в условиях своего рода информационного «дефицита»: отсутствует полная, исчерпывающая информированность о современных процессах в экономике и градостроительстве — как в самих городах и регионах, так и по стране в целом. А между тем градостроительное проектирование в условиях информационной недостаточности попросту невозможно, и это составляет главную проблему в данной области в настоящее время и на перспективу начала XXI века.
Не приходится идеализировать информационное обеспечение градостроительного проектирования в советское время. И тем не менее плановые показатели развития города, его хозяйства и населения можно было получать в централизованном порядке, в государственных производственных отраслях и в городских службах — в общей сложности более чем по 200 показателям. Другое дело, насколько соответствовали реальности и были обоснованы эти фактические и плановые показатели народнохозяйственного планирования, но они были. Теперь же по многим аспектам и позициям их попросту нет.
Между тем в городах происходит усложнение и дробление экономико-социальных процессов, многократно увеличилось число самостоятельных и независимых хозяйствующих субъектов. Представление о них могут дать не централизованные и отраслевые планы, которых в прежнем виде практически нет, а главным образом, во-первых, соответствующая система сбора информации и, во-вторых, научные прогнозы, основанные на упомянутой достоверной, разносторонней и по возможности исчерпывающей информации о состоянии и возможном развитии городских процессов и явлений.
Проблема, таким образом, складывается из двух частей:
- первая — необходима теория градостроительной информации и соответствующая система сбора, обработки и осмысления всей потребной градостроительству социально-экономической и иной информации о протекающих городских процессах и явлениях, в том числе конечно — и собственно градостроительной информации;
- вторая — необходима современная научная методология градостроительного прогнозирования, основанная на полной и разносторонней информации, предусматривающая разработку долгосрочных прогнозов развития градостроительных процессов на всех уровнях страны в целом, отдельных регионов и конкретных городов.
Рассмотрим две эти части и их связи.
Что касается первой, то в последнее десятилетие в новой России были предприняты определенные усилия по усилению информационной обеспеченности градостроительства, и прежде всего в части создания и ведения
в городах градостроительного кадастра, разработки правил застройки и схем правового зонирования. Все эти разработки предусмотрены принятым в 1998 г. Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Составление Градостроительных кадастров в городах активно ведется, но пока оно больше направлено на систематизацию имеющейся информации и еще недостаточно стимулирует расширение всей необходимой информации и базы ее сбора.
Одно время и сами инициаторы разработки названных документов (градостроительных кадастров, правил застройки и правового зонирования), и многие специалисты на местах полагали, что этого в основном будет достаточно для упорядочения и регулирования градостроительных процессов в городах. Но, по-видимому, такое представление не вполне точное и оно меняется. Этим можно объяснить, что после многих лет стагнации снова возрождается интерес к разработке перспективной градостроительной документации, прежде всего генеральных планов городов. Интересно отметить, что это стремление коснулось и многих городов (таких как, например, Казань или Иркутск), которые перед этим много усилий приложили к созданию Градостроительных уставов, Правил застройки и Схем правового зонирования своих городских территорий, а теперь пришли к необходимости вернуться и к разработке Генеральных планов развития своих городов.
Нельзя не отметить, что в этой работе города сталкиваются с большими трудностями, особенно в части имеющегося информационного «вакуума» относительно перспектив своего развития. Судя по всему, этот пробел появился не случайно. С одной стороны, сами города, на которые после реформ перешла вся работа по планированию своего развитию, оказались к этому не готовы — ввиду полного отсутствия соответствующего опыта. С другой стороны, и центр не в полной мере понимал и способствовал решению проблемы.
Если обратиться к положениям действующего Градостроительного кодекса, то в качестве исходных показателей планирования и проектирования в нем вообще не значится информация прогнозного характера. По сути, это не учитывает весь предшествующий опыт перспективного планирования, в том числе и в первое постсоветское время.
В законе «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (1992-1998 гг., упразднен с принятием Градостроительного кодекса РФ) информация о прогнозах развития города признавалась необходимой, с четким определением самого понятия: «Градостроительный прогноз — результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения».
Как видим, авторы закона 1992 г. легализовали понятие градостроительного прогноза, и можно было ожидать, что введение ею в правовое поле получит за этим развитие и на практике, и в специальном законодательстве. К сожалению, произошло скорее обратное.
В принятом позже Градостроительном кодексе Российской Федерации (апрель 1993 г.) понятие градостроительный прогноз вовсе отсутствует (его пет ни в основных понятиях, применяемых в законе, ни в перечне градостроительной документации, ни в составе задач генеральных планов городов и т.д.). Примечательно, что в части перспективного развития населенных мест говорится о территориях резерва, об основных направлениях и границах развития территории и т.д., но нет упоминания о расчетной (или прогнозной) численности населения, о сроках градостроительного планирования, равно как и о других важных расчетных (прогнозных) показателях (например, по жилищной обеспеченности, развитию инфраструктурных систем и пр.), без чего практически нельзя решить ряд обозначенных в законе задач генерального плана города. Выходит, что по каким-то не вполне понятным причинам основной градостроительный закон обходит одну из важнейших проблем городского планирования.
Отсюда следует вывод: необходимо возродить институт градостроительного прогнозирования. Разработка градостроительных прогнозов должна иметь своими объектами три уровня: 1) страна в целом; 2) регионы; 3) конкретные города, в том числе крупные города и агломерации, средние и малые города. Система включает взаимосвязанную разработку градостроительных прогнозов двух видов — объективно возможное развитие (т. н. «исследовательские» прогнозы) и желательное развитие (т. н. «нормативные» прогнозы). Именно данный второй вид составляет основу и самую сущность разработки генерального плана развития города.
В целом же градостроительное прогнозирование становится отправной часть системы градостроительного планирования, структура и задачи которого подробно рассмотрены в литературе (1).
Следует особо подчеркнуть что научное прогнозирование развития городов должно базироваться на мощной и достоверной информационной базе, без которой само прогнозирование практически невозможно и бесперспективно.
Основой информационного обеспечения и базы прогнозного проектирования должно стать формирование градостроительного банка данных — в виде как можно более полного свода количественных и качественных показателей по всем системам, входящим в предмет разработки проектных решений. Наиболее адекватной формой является компьютерная обработка и хранение градостроительного банка данных. Поэтому, говоря о создании градостроительного банка данных, следует ориентироваться на создание автоматизированной ГИС — геоинформационной системы, основанной на компьютерных технологиях.
В работе с информацией — ввиду обширности объектов анализа (природа, население, хозяйство, территория, агломерация) — существует проблема отбора и уменьшения числа переменных, принимаемых для анализа и прогнозирования. Ее решение требует особого научного аппарата и соответствующих методов.
Например один из них — это так называемая факторная экология, использующая известный общенаучный метод факторною анализа (2). Известно, что в социально-экономических и демографических знаниях о городах существует обширная информация, охватывающая до 1500 изменяющихся показателей. В отраслевых исследованиях одновременно учитывается до 100 показателей. Факторная экология позволяет классифицировать основные переменные, изучаемые в социальной географии, выявить структуру этих величин и выделить группы с хорошей корреляцией переменных внутри групп. Таким образом можно выбрать ограниченное число репрезентативных данных, отражающих в совокупности всю изучаемую динамику.
Желательно избегать качественных описаний и ориентироваться на количественные показатели, используя различные процедуры перевода качественных признаков (функциональное зонирование, специализация предприятий, типы застройки и др.) в количественные измерения (3).
Таким образом, анализ проблем отечественного городского планирования обязывает сделать вывод о несоответствии традиционного планово-нормативного подхода, характерного для советского времени, новым социально-экономическим условиям. Имеются объективные предпосылки для «настройки» традиционного подхода на современные методы городского планирования: адаптированные к условиям переходной экономики; базирующиеся на достоверной информации и результатах научного прогнозирования; учитывающие возросшие приоритеты экологических, социальных и политических факторов; и согласующиеся с общей системой городского управления.
Информационную основу развития градостроительного прогнозирования, программирования и проектирования в XXI веке смогут дать следующие крупные мероприятия:
— проведение в 2002 г. Всероссийской переписи населения, которая имеет без преувеличения важнейшее значение для уяснения динамики городского населения России, регионов и городов за переломное десятилетие 1990-2000 гг., в т.ч. количественного (численного) развития населения по группам городов за этот период;
— изучение территориальной динамики городов, с выявлением новых тенденций в их развитии (сокращение территориального расширения городских территорий, интенсификация использования внутри городских земель и ресурсов, динамика плотностей и т.д.) на основе Земельного кадастра РФ;
— установление социально-экономических тенденций развития городов на основе специального комплекса (цикла) соответствующих исследований междисциплинарного характера и др.
На организацию и проведение них исследований, создающих информационную основу градостроительства, предстоит сконцентрировать необходимые средства и усилия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Смоляр И.М. Градостроительное планирование как система: прогнозирование, программирование, проектирование // Труды РААСН. М.: Эдиториал УРСС, 2001. (Теоретические основы градостроительства).
2. Полезе М., Карлос С. Факторная экология системы городов. Пространственная дифференциация городской среды // Новые идеи в географии. 4. М.: Прогресс, 1979.
3. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М., 1968.