Источник: Градостроительство в век информатизации. Сборник научных статей отделения градостроительства. М.: Едиториая УРСС, 2002.- 208 с., ил.
автор: Академик РААСН Т. Ф. Саваренская профессор кафедры истории архитектурны и градостроительства МАРХИ
Проблема информатизации является одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем в условиях современной научно-технической революции. Зародившись в середине XIX века, как «собирательная» стадия научно-познавательного процесса, она приобрела к середине XX столетия теоретический уровень, а к нашему времени претендует стать универсальной научной методологией.
Значительно изменилось и содержание того, что мы называем «градостроительством». Из архитектурно-осмысленного освоения городских территорий градостроительство превратилось в сложную и разветвленную систему научных знаний как технического, так и гуманитарною профиля. Естественно, такого рода метаморфоза потребовала пересмотра вспомогательных средств получения необходимой информации в процессе проектирования и изучения городов, а как следствие этого, и развития компьютерной техники.
Однако не следует забывать о том, что сущностной особенностью понятия «градостроительство» по-прежнему осталось архитектурное творчество, т.е. не только планировка и застройка городских территорий жилыми и общественными зданиями, но и художественная аранжировка городских пространств.
В свое время Зигфрид Гидион высказал опасение, что чем дальше, тем больше «градостроительство понимается современными архитекторами не как архитектурная проблема, а как организационная... »(он имел в виду взаимосвязанность ландшафта, людей, их работу, транспорт и т.д.). Он же отмечал, что инженерно-техническое оснащение городов имеет тенденцию к значительному внедрению в городские пространства, и это явление приобретает техногенный характер. Но в то же время Гидион выражал твердую убежденность в том, что городу и архитектуре свойственно историческое развитие и что присутствие в нем зданий и пространств разных эпох закономерно, а проблема взаимосвязи их постоянно сопутствует этому развитию.
Долголетний опыт работы в Московском Архитектурном институте показывает, что в настоящее время студенты МАРХИ стали широко использовать компьютерную технику в учебном проектировании. Действительно, эта техника расширила возможности быстро и оперативно отыскать необходимый текстовой и графический материал и зафиксировать его в памяти компьютера.
Студенты с удовольствием используют компьютер в качестве инструмента, позволяющего быстро и точно начертить проектируемый объект, привести его к нужному масштабу, вносить в него, по мере работы над проектом, необходимые коррективы. Более того, с помощью компьютерных программ ArchiCAD, AutoCAD, Photoshop, 3DMAX и др. студенты могут создавать графические модели проектируемых сооружений, «вставлять» их в фотографии существующей застройки и тем самым проверять корректность своего архитектурного решения в условиях существующей городской среды. Наконец, при помощи компьютера появилась возможность строить нужные перспективные изображения проектируемого объекта и тем самым обходиться без макетирования. Все это облегчает исполнительские возможности проектантов.
При изучении исторических городов компьютерная техника позволяет графически «воссоздать» утраченные памятники архитектуры, предварительно собрав о них наиболее полный исторический материал и зафиксировать его в памяти компьютера. Этот материал может быть превращен с помощью компьютера в хронологические и типологические таблицы, связанные с изучением исторической застройки. Одним словом, открываются большие возможности в деле изучения и проектирования городской среды. Подобная «легкость»
освоения и работы над проектом порождает у некоторых студентов миф о «всесилии» компьютерной техники,о том, что постепенно проектирование вообще можно будет возложить на компьютерные механизмы. Другими словами, что автомат заменит архитектора. Такая точка зрения, по нашему мнению, ставит под удар само существование градостроительства как творческого акта, а архитектора — как творческой личности. Она лишает зодчество одного из наиболее значительных его социальных и культурных качеств. Ведь архитектурный язык (как и всякий язык) представляет собой определенную систему знаков, служащих средством человеческого общения, мышления и выражения, а город является вместилищем этой постоянно функционирующей структуры. Город, являясь частью духовной культуры общества, должен оберегать себя от чрезмерных посягательств техники наподобие того, как природный ландшафт оберегается от тенденций его разрушения.
Что же касается стадии исполнения проекта, то и здесь нужно хорошо подумать о судьбе Архитектурной графики — профессиональном языке архитектора. Полная замена его компьютерной графикой может привести к потере специфических особенностей нашей профессии.
Мы не говорим здесь о таких проблемах, как художественный образ города, связанный с его историей и духовными традициями, который нередко подменяется рисунком панорам и силуэтов, тогда как глубинный смысл образа города не поддается исключительно построенному на математической основе компьютерному анализу.
Высказанные нами соображения носят дискуссионный характер и требуют специального обсуждения как в стенах РААСН, так и в аудиториях архитектурных вузов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Владимиров В. В., Саваренская Т. Ф., Смоляр И. М. Градостроительство как система научных знании / Под ред. И. М. Смоляра//Труды РААСН. М., 1999. (Теоретические основы градостроительства).
2. Владимиров В. В., Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство и экология (Биосферные и историко-культурные аспекты) //Труды РААСН. Самара, 2000. (Теоретические основы гратострочтельства).
3. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. 3-е изд. М., 1984.