Одним из основных требований, предъявляемых к подсистемам
оперативно-календарного планирования (ОКП) в гибких производственных комплексах
(ГПК) механической обработки, является точность формируемого расписания работ
отдельных гибких производственных модулей и всего ГПК в целом. Точность любой
модели, как правило, зависит от полноты ее представления, адекватности условиям
реальной производственной системы. В большинстве моделей ОКП расписание
традиционно строилось относительно основного класса обслуживающих устройств —
гибких производственных модулей (ГПМ). Модель расписания, методика и алгоритм
его формирования с учетом процессов переналадок ГПМ при выполнении различных
партий деталей (так называемых партияопераций) и влияния других технологических
факторов представлены в работе [1]. Данное расписание строится из
предположения, что количество транспортных средств (робокары, роботизированные
тележки и др.), применяемых для перевозки партияопераций между отдельными ГПМ,
ГПМ и складом, является наперед заданной известной и достаточной величиной.
Локальные методы определения количества ТС представлены в работе [2]. В то же
время, в большинстве случаев, при формировании оптимального расписания работы
ГПК необходимо учитывать транспортные средства (ТС), как обслуживающие
устройства в общей модели планирования. В связи с этим возникает необходимость
в разработке обобщенной математической модели ОКП для ГПК механической
обработки.
На множестве номенклатуры деталей,
представленном множеством единиц планирования (ЕП), которыми являются
партияоперации, М{еij, m, i = 1, j = 1, hi} и множеством обслуживающих
устройств, представленных множеством ГПМ и ТС — N{nk} U R{rl}, необходимо
составить оптимальное расписание. Графическая интерпретация произвольной модели
расписания для случая М{3 х 3}, N{3} и R{2} представлена на рисунке диаграммой
Гантта. Как видно из диаграммы, основными потерями времени для каждого ГПМ в
расписании ГПК O являются: tперeijk — потери времени, связанные с
наличием операций переналадок в ГПМ при поступлении новых партияопераций
деталей; toceijk — потери времени, связанные с ожиданием
партий деталей, находящихся в требуемый момент на обработке на предыдущей
операции; t0CTeijk — потери времени, связанные с
ожиданием партий деталей, находящихся в процессе транспортирования; t0Ceijk
— потери времени, связанные с занятостью транспортных средств; - суммарное
время простоя k-го ГПМ при обработке ЕП eijk.Тогда обобщенная
математическая модель задачи ОКП имеет следующий вид:
где m > 1; n≥1; r≥1; аij =
const — величина партии запуска ЕП; toeijk > 0 — время,
отводимое на выполнение ЕП еij на k-м ГПМ; Pi≥1 —количество операции на
i-й детали; Фnk — фонд времени работы k-го ГПМ на горизонте планирования; Фrl —
фонд времени работы l-го ТС на горизонте планирования; Zl — количество заявок
для l-го ТС на горизонте планирования. Горизонтом оси планирования может быть
восьмичасовая смена.
Выражение (1) представляет собой функционал
задачи в обобщенном виде, отражающий основные потери времени, а выражение (2)
представляет собой ограничение по фонду времени работы ГПМ; выражение (3)
отражает ограничение по фонду времени ТС; выражение (4) отражает выполнение
условия предшествования для всех ЕП; выражение (5) отражает условие
предшествования для ТС (ТС в том случае может обслужить заявку, если она на
временной оси данного ТС не пересекается с любой другой заявкой, обслуживаемой
данным ТС); выражение (6) представляет собой обобщенный состав дополнительных
ограничений (ограничения по директивным срокам выпуска деталей и т.п.), что
характеризует открытость математической модели.
Время обслуживания любым r-м ТС очередной
заявки еij состоит из подготовительного времени tТПeijk,
которое представляет собой время подхода ТС к требуемому ГПМ, времени
загрузки-разгрузки ГПМ партией деталей и заключительного времени tТИrl
— времени отхода ТС на промежуточную i-ю позицию.
Алгоритм формирования расписания ГПК для
данной задачи, относящейся к классу NP-полных задач комбинаторного характера,
представлен в работе [1].
Обобщенный критерий задачи (1) в процессе
моделирования заменяется одним из следующих конкретных критериев в зависимости
от требований производства:
Графическая интерпретация произвольной
модели расписания.
где F1, — критерий минимума времен
переналадок в ГПМ; F2 — критерий минимума времен простоев ГПМ в ожидании
поступления ЕП; F3 — критерии минимума времен простоев на транспортных
операциях; F4 — критерий минимума времен простоев по причине занятости ТС; F5 —
интегральный критерий минимума всех непроизводительных времен.
В результате работы алгоритма получается
оптимальное расписание работы ГПК и подмножества оптимальных расписаний работы
ГПМ и ТС: O {{On1, On2,…, Onn}, { Or1, Or2,…, Orr}}.
Таким образом, полученное расписание ГПК на
заданном горизонте планирования и при текущем состоянии технологических
ресурсов, имеющихся в ГПК, является оптимальным.
В заданной задаче были рассмотрены два
основных класса обслуживающих устройств в ГПК – ГПМ и ТС. При наличии
дополнительных обслуживающих устройств (станции мойки и сушки, контрольные
позиции и др.) модель может быть дополнена ограничениями на данные устройства.
Ограничения в подобных моделях, в первую очередь, должны касаться фондов
времени любого класса обслуживающих устройств (аналогично ограничениям 2 и 3 в
модели) и условий предшествования операций обслуживания (аналогично
ограничениям 4 и 5).