Реферат по религиоведению

Ислам

Деркач А.А.

 

Введение

         Ислам  или мусульманство является одной из трех так называемых „мировых" религий. Эта религия - самая поздняя по времени возникновения, но, тем не менее, в сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом «муслим» - " Человек, исповедующий ислам", мусульманин. Влияние ислама, а точнее – его последователей, на современный мир нельзя не заметить. Очень часто это влияние выражается в террористических актах, когда члены экстремистских объединений ведут «священную войну против неверных». Меня очень заинтересовал вопрос: «Это ислам разрешает массовые убийства «неверных», или  это последователи ислама прикрываются религией?».

       Чтобы понять это, необходимо проследить историю развития ислама, выяснить его социальную сущность, изучить мусульманскую философию. Именно поэтому меня привлекла тема «Ислам». Я хотел бы узнать: «Какими путями ислам пришел к своему современному виду?», «Что проповедует мусульманство: доброту или насилие и жестокость?». Ответы на эти вопросы помогут мне понять, что толкает мусульман-террористов на акты террора, самосжигание и т.д., понять истоки джихада.

 

1. Социально-исторические причины возникновения, идейные истоки, количественные показатели и география распространения.

 

            Ислам оформился в VII в. н. э. Он возник в силу ряда объективных исто­рических причин, обусловивших соци­ально-экономические и культурные изменения в жизни населения Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.

          Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга.

           В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения,  стали склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха.

           Интересы всего населения требова­ли прочного и длительного объедине­ния страны, стабилизации ее полити­ческого и экономического положе­ния, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил народа. Таким знаменем стал ислам.

            В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наме­тившаяся политическая централизация арабских племен вызвала стремление к созданию единых родовых и племен­ных культов. Верования политически наиболее мощных племен становились обязательными для менее могущест­венных родов и племен. На процесс оформления единой религии арабов, безусловно, оказывали большое влия­ние уже сложившиеся в тот период мо­нотеистические религии: иудаизм, хри­стианство, зороастризм.

            К началу VII в. н. э. в Аравии наи­большего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило свое­му влиянию другие племена и населе­ние близлежащих городов и оазисов. Соответственно с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Посте­пенно бог курейшитского племени, ко­торого называли „илах" или „аль-илах", стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как „аллах" он вошел в ислам в каче­стве единодержавного бога, единствен­ного и самого истинного господа, создателя всего сущего.

           Многие историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии связывают всецело с именем пророка Мухаммеда. Однако, не отвер­гая активной роли Мухаммеда в про­поведи и распространении новой рели­гии, следует сказать, что эта роль силь­но преувеличена. Само собой разумеет­ся, что Мухаммед не был чудотворцем, как это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным ли­цом благодаря усиленному раздуванию его культа мусульманским духовен­ством и фанатичными верующими. Этому способствовал, конечно, и ранее возникший культ мифического Христа и его „подвиги". В условиях борьбы за влияние ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биогра­фия основателя ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий.

           Мухаммед родился около 570 г. в г. Мекке и в молодости занимался торговлей. Около 610 г. он выступил как религиозный проповедник, заявив, что бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени курейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра).

          Со временем Мухаммед подчинил себе Мекку, которая стала центром новой религии. Как и всякое идеологическое тече­ние, ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под вла­стью «посланника аллаха». Образовав­шееся вскоре централизованное тео­кратическое государство использовало ислам в качестве идеологического ору­жия для укрепления нового обществен­ного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики да­леко за ее пределами. В результате войн, которые велись под знаменем ислама, арабскому халифату были подчине­ны обширные территории Азии, Африки и даже часть Евро­пы (Испания).

             Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

            В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

           Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в  Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаати ислами в Индии и Пакистане.

           В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы,  медраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

 

 

2. Направления и ответвления в исламе: общее и особенное в их вероучении, культе и организации.

 

           После смерти Мухам­меда (632 г.) началась ожесточенная борьба за власть меж­ду различными группами его последователей. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма (“шия” по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов - с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

          Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные” общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

           Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др.  Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

         От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

         От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово “assassin” – убийца).

         Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

         В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, “несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

         В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

         В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова “суфи” - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие, чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: “Ху!”.

         С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово “тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды - послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду - духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

         В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

          Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

 

3.Мусульманская теология и философия.

 

       Мусульманское вероучение облада­ет всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бо­га — творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздая­ние. Как и в христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одно­го критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства. В за­висимости от этого они делятся на пра­воверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому ве­роучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных — мучения в аду.

       Таким образом, ислам, как и дру­гие религии, переносит поиски челове­ческого счастья на небо, обещая награ­ду тем верующим, кто безропотно сле­довал религиозным предписаниям, тре­бованиям духовенства.

       Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на антинаучных представлениях о сотво­рении мира, о движущих силах приро­ды и общества. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого фор­мулируются все основные принципы ислама.

         Мусульмане руководствуются сле­дующими основными положениями, признаваемыми за непреложную исти­ну и обязательными для всех верую­щих: вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмер­тие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов.

          Вера в аллаха является первым и ос­новным догматом веры в исламе. Ал­лах един, всемогущ. Он создатель все­ленной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, „у него нет подруги". Аллах управляет миром единолично, без его ведома не соверша­ется ничего („Бог творит, как хочет", „он совершитель того, что захочет" — 85:16). За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может пока­рать человека, как при жизни, так и по­сле смерти. За действиями и поступка­ми людей следят специально поставлен­ные для этой цели ангелы. Мусульмане верят, будто бог в сос­тоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому, как одним повеле­нием, выраженным словом „будь!", он сотворил небеса, землю, горы, реки, растительный и животный мир, бог, по представлению мусульман, может в любую минуту нарушить закономер­ный ход истории, нарушить законы природы, ибо он всемогущ. Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе аллаха. Иначе он со­вершает тяжкий грех, искупить кото­рый можно лишь дарами в пользу ду­ховенства или совершением хаджа — паломничества в Мекку и другие „свя­тые" места. Составной частью исламской догма­тики является антинаучное представле­ние о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти (иногда говорят о раз­личных ее воплощениях). С этим пред­ставлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда. В ран­нем исламе под воскресением понима­ли просыпание мертвых, вставание их из могил („кыяма") в том виде, в ка­ком людей заставала смерть. Заслужив­шие рай могли бесконечно наслаждать­ся блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т. д. Вместе с тем в более позднее вре­мя возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелес­ной души, наслаждения которой не под­даются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и при­выкших к чисто чувственной форме на­слаждений.

        Представление о страшном суде воз­никло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероуче­ния. Точного описания картины страш­ного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется. Обычно духовенство в своих пропо­ведях или беседах с верующими при­водит вымыслы о страшном суде в со­ответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непо­средственного или косвенного воздей­ствия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповеду­ют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовен­ству и т. п. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма. Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопро­вождаться также, по словам мусуль­манских проповедников, грозными яв­лениями природы, знамениями и чуде­сами.

          Рассказы о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугива­ет верующих, являются одним из дей­ственных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии.

          Мусульмане, особенно жители пус­тыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его про­хладой, чистой и холодной водой, зе­ленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шел­ковые одеяния, реки, текущие моло­ком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии - девы с черными глазами, шелковистыми ко­сами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или вос­станавливается немедленно после утех.

         На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и дру­гие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмо­го яруса, находится трон аллаха» испу­скающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под пре­столом бога. Таким рисуют рай пропо­ведники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.

         Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченны­ми средствами для истязания грешни­ков. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на рас­терзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

         Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За греш­ников ходатаем перед аллахом высту­пает Мухаммед, и в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в ад­ском пламени.

        Значительное место в исламе зани­мает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, — это бес­телесные существа, которые беспреко­словно выполняют поручения аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангела­ми считаются Джабраил, Микаил, Ис-рафил и Азраил. В обязанность Джа-браила входит передавать божествен­ные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил все­гда стоит готовым протрубить в спе­циальный рог, дать сигнал о пришест­вии страшного суда, Азраил — страш­ный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приво­дит в исполнение божественный при­говор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.

         Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записываю­щих его хорошие и дурные поступки, с тем, чтобы их можно было после смер­ти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.

         Кроме того, мусульманам внушает­ся вера в существование ангелов смер­ти Накира и Мункара, которые произ­водят предварительный допрос, требу­ют отчета о земных делах и т. п., и ан­гела Ридвана — стража рая, и ангела Ма­лика — стража ада.

         Один ангел, который не хотел пови­новаться аллаху, известный у верую­щих мусульман под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят алла­хом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Ибли-сом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стой­кость к соблазнам, несовместимым с исламом.

       Одним из важнейших в исламе яв­ляется догмат о предопределении, про­низывающий все мусульманское веро­учение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворе­но Перо, которому аллах повелел напи­сать о всех делах божественных и тво­рениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Пе­ро записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следова­тельно, каждый человек зависит от бо­га. Каждому предначертана определен­ная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественно­му предначертанию. Коран провозгла­шает: „Не подобает душе умирать ина­че, как с дозволения Аллаха, по писа­нию с установленным сроком" (3:139).

          Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедст­вия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал все­вышний.

 

4. Социально-этическое учение ислама.

 

              Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматрива­ли наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попыт­ки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим пре­ступлением против бога и веры призна­валось возбуждение в народе недоволь­ства против власти эксплуататоров.Частная собственность на средства про­изводства, лежавшая в основе эксплуа­таторских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.

         Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небыва­лый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульман­ских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом.

          Богословские пост­роения религиозных деятелей из Марокко, Пакистана, Малайзии, Египта и других стран утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обес­печивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусуль­манская община времен пророка Му­хаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки бо­лее чем тысячелетней давности. Часть богословов   этой   зоны   считают, что единственно возможный путь к са­мому прогрессивному и процветающе­му обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего време­ни норм права и морали, установлен­ных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходи­мости бороться против эксплуататор­ского строя и его фундамента - част­ной собственности на средства произ­водства, не надо стремиться менять ха­рактер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное вы­полнение, и все социально-экономиче­ские проблемы, стоящие перед мусуль­манскими странами, будут решены.

       В богословских кругах все сильнее пробивает себе дорогу идея о праве каждого мусульманина на иджтихад, т. е. на самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. И все сильнее критикуется традицион­ная концепция суннизма, исходившая из того, что „двери иджтихада были закрыты" с созданием в Х в. четырех богословско-юридических школ (мазхабов). По-новому толкуется многими теологами учение о джихаде. Если на протяжении веков джихад означал ре­лигиозную обязанность мусульман вес­ти войну за веру против „неверных", то в настоящее время это понятие расширено. Под него подво­дится и борьба за укрепление экономи­ческого и военного могущества мусуль­манских стран, и борьба за освобожде­ние арабских земель, оккупированных Израилем, и мирная проповедь ислама. Модернистски настроенное духовенст­во призывает мусульман овладевать светскими науками, бороться против суеверий, под которыми нередко по­нимается и поклонение так называе­мым святым местам, в течение веков поддерживавшееся религиозными орга­низациями.

          Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

             Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

        Эволюция социальных позиций ис­лама, попытки мусульманского духо­венства внести изменения в его идеоло­гию и культовую практику являются не только отражением в религиозной форме объективных процессов, про­исходящих в обществе. Это также ре­зультат понимания духовенством того, что в рамках традиционных исламских идей и предписаний ныне нельзя сохра­нить влияние на верующих.

        Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные челове­ческие проблемы со сверхъестествен­ными силами, с их волей и приписыва­емыми ими установками, каковые буд­то бы, и играют решающую роль в жиз­ни общества.

           Таким образом, социальная доктри­на ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не спо­собствует уяснению направлений разви­тия современного исторического про­цесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспече­ние социального прогресса.

           Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

          Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных  лиц. И  уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

         Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, - это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

          Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро  добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

         В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

         В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса  между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

         Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

          Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

 

Заключение

 

         Ислам - многосторонняя религия, которая за долгий период своего развития прошла путь от родоплеменного культа к мировой религии. Изучив историю и концепции ислама, я пришел к выводу, что ислам, как и любая другая религия, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам ислама, на мой взгляд, можно отнести его способность объединять людей, его четкую структуру. Но недостатков у ислама гораздо больше: активное вмешательство мусульманских духовных лиц в общественную и личную жизнь своих верующих; нечеткая социальная политика ислама, которая не идет в ногу с современным историческим развитием мира; повышенные требования к своим последователям. Кроме того, ислам уже давно используется как религиозное обоснование террористической войны, которую ведут некоторые исламские секты и объединения. В некоторых странах мусульманское духовенство выступает против научно-технического прогресса, против европейской культуры, что приводит к тому, что на фоне всех остальных «неисламских» государств эти страны выглядят сильно отставшими, как будто в них еще средневековье.

         В современном мире существует множество религиозных верований и течений. Я считаю, что все они имеют право на существование, если только не нарушают общечеловеческих принципов морали. Поэтому, если ислам не является прикрытием для террора и не тормозит культурное и техническое развитие стран, где он является основной религией, (как это было с Афганистаном), он вполне приемлем.

 

Список использованной литературы:

 

1.       Научный атеизм, учебное пособие под ред. М.П. Мчедлова, Москва, Издательство политической литературы, 1988. с.48-50

2.       Настольная книга атеиста, под ред. С.Д. Сказкина, Москва, Издательство политической литературы, 1987. с.170-175

3.       Ислам. Краткий справочник. Москва, «Наука», 1983

4.       Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Москва, 1982