Введение
Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований передавались изустно от поколения к поколению.
В процессе развития и усложнения общественной жизни людей, с появлением письменности различные религиозные направления осознали необходимость в письменном закреплении своих положений. Появилась религиозная литература, в которой излагались вероучения и мифы. В дальнейшем некоторые из многочисленных религиозных книг приобрели ореол святости в глазах приверженцев той или иной религии, их стали называть священными, заповеданными самим богом.
Так появились в разных странах в разное время Веды, Тора, Танах, Библия, Авеста, Коран и другие книги.
Меня, как православного христианина, прежде всего интересует Библия – священная книга христианства, которая уже долгое время остается для христиан не просто историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа.
Чтобы понять, почему Библия играет такую важную роль в жизни христианина необходимо проследить историю Библии, рассмотреть ее с различных позиций – религиозной и научной. Следует изучить библейскую картину мира, библейскую этику и мораль. После исследования этих вопросов я смогу для себя выяснить настоящее значение Библии.
Структура и состав Библии: основные вехи ее истории в церковно-синогогальных концепциях и в свете научной библеистики.
Греческое слово „та библиа" означает множественное число от слова „библос" — книга. Библия — это целая библиотека древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. - II в. н. э.) десятками и сотнями известных или неизвестных авторов; сюда еще надо добавить редакторов и обработчиков этих книг в разных веках истории, вплоть до IV в. н. э.
Представители разных религий и конфессий (отдельных вероисповеданий одной и той же религии, в данном случае христианской) вкладывают в понятие ,, Библия “ не одинаковое содержание.
Для представителей иудаизма Библия - это комплекс книг, написанных до нашей эры, отобранных как священные из прочей литературы комиссиями древнееврейских ученых-богословов и при этом сохранившихся до наших дней на древнееврейском языке. Таких книг 39. Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами, а за ними и христианами объявляются каноническими, т. е. правильными, „богодухновенными". Но если для иудаиста этим и ограничивается вся Библия, то для христианина (православного и католика) эти 39 книг составляют лишь каноническую часть ветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для него, кроме Ветхого завета, в Библии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет — комплекс из 27 специфически христианских книг, написанных в 1—Н вв. н. э., дошедших до нас на эллинистическом греческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами.
Если 27 книг Нового завета абсолютно едины для всех христиан, то во взглядах на Ветхий завет у христиан есть крупные разногласия.
Дело в том, что там, где в книгах Нового завета цитируется Ветхий завет, эти цитаты чаще всего приводятся по греческому переводу Библии III—II вв. до н. э., именуемому благодаря легенде о 70 переводчиках Септуагинтой (по-гречески — семьдесят), а не по древнееврейскому тексту, принятому иудаистами и именуемому учеными масоретским (по обществу древних еврейских библеистов - богословов, „упорядочивавших" священные для евреев рукописи). Древнейшие христианские церкви — восточные, православные, и западная, католическая, принимают Ветхий завет по тексту Септуагинты.
В дошедшей до нас на эллинистическом греческом языке Септуагинте, во-первых, на 11 книг больше, чем в древнееврейском тексте, а во-вторых, ряд канонических книг имеют еще и греческие добавления к своему тексту. Православные включают эти 11 книг и вставки в остальные книги в Ветхий завет, но с примечанием, что они „дошли до нас на греческом языке" и являются неканоническими - душеполезными, но не „богодухновенными". Вставки в канонические книги они ставят в скобки или оговаривают примечаниями.
Католики же, доверившись Септуагинте, приняли эти книги и тексты в свою Библию - раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными вселенскими соборами (именуется в науке Вульгатой), просто приравняли их к остальным каноническим частям и книгам Ветхого завета и признали в равной с ними степени „богодухновенными".
Реформация XVI в. н. э., отбросив многие нововведения католичества, отвергла и внесение в Ветхий завет не сохранившихся на древнееврейском языке книг и частей книг. Этому по сей день следуют лютеране, реформаты, англикане (англикане часть неканонических книг все же печатают в Библиях для чтения верующими) и все сектанты протестантского толка.
Обстоятельство это должны всегда иметь в виду наши пропагандисты. Библию сектантского или протестантского издания они могут употреблять в работе с любым ответвлением христианства, а Библию православную - только с оговорками. Для разговора с православными в ней годится все, для разговора с сектантами не следует касаться книг неканонических и неканонических вставок в книги канонические, стоящие в тексте в скобках. Эти тексты для сектанта не будут звучать, не будут являться „словом божиим".
Новый завет священен только для христиан и имеет одинаковый для всех христианских направлений текст (не считая разных вариантов пунктуации и замены в некоторых изданиях устаревших слов русского языка более современными) и состоит из 27 книг.
Для самой религии эти библейские различия играют огромную роль.
Достаточно вспомнить о культе молитв за усопших в православии. Это целая индустрия, дающая церкви огромные доходы. Тут и отпевания, и панихиды 3-го, 9-го, 20-го, 40-го дня, в день ангела усопшего, в годовщины смерти, тут и парастасы, поминовения за литургией, сорокоусты, родительские субботы и радоница и многое другое. А у протестантов и сектантов молитв за усопших, вымаливания им прощения грехов нет. Обусловливается это различие принятием ими лишь канонических книг Библии. В канонической части Библии указаний на полезность или необходимость молитв за умерших нет. Зато во Второй книге Маккавейской (гл. 12, ст. 39-45), приемлемой в качестве неканонической только православными (и как канонической еще и католиками), есть прямое утверждение и похвала обряду молитв во оставление грехов усопших. Так весьма основательные разночтения Библии отражаются в вероучениях отдельных вероисповеданий.
Помимо книг, входящих как в каноническую, так и в неканоническую часть Библии, существовало и существует много произведений, примыкающих по своему содержанию к Библии.
Еврейские раввины, начиная с IV в. до н. э., и люди, стоявшие у колыбели христианства во II—IV вв. н. э., отбирали книги в „слово божие" из немалого числа рукописей, сочинений, памятников. Не вошедшее в отобранный канон осталось вне Библии и сонизма, многие псалмы имеют месопотамские и египетские параллели, роман об Иосифе Прекрасном перекликается с египетской сказкой о двух братьях и т. д.
Многие произведения Нового завета, хотя в них речь идет о Палестине, были созданы вне Палестины, и авторы их недостаточно хорошо знали обстановку в Палестине. К источникам, созданным палестинскими христианами, восходят отдельные места Евангелия от Матфея, Послание к евреям. Автор Евангелия от Иоанна, видимо, пользовался сочинениями кумранских сектантов.
C незапамятных времен люди делили природу на землю и небо. Проповедники религии утверждали, что небо — это совсем иной мир, ни в чем не похожий на «грешную землю».
Многие небесные явления — появление комет, «звездные дожди», затмения солнца — поражали воображение наших предков, пугали их. Богатая фантазия народов населяет небеса божествами — всесильными существами, которым подвластен человек. Так зародилась и окрепла вера в существование двух совершенно различных миров — небесного и земного.
С этим представлением было тесно связано другое неверное убеждение, что Земля является центром вселенной. Такое воззрение было закономерным следствием того пути познания мира, по которому шло человечество.
В далеком прошлом человек знал лишь небольшой мирок, который он видел своими глазами. Мир оканчивался для него там, где голубое небо сходилось с землей. Самым большим, самым важным для людей была та земля, которую они знали. Все первые представления о вселенной и отражали в себе эту мысль: земля является основой мира. Круглая и плоская, говорится в одном из древних сказаний, земля покрыта голубым хрустальным шатром. Ночью на темном фоне этого шатра горят небольшие светильники — звезды, прикрепленные к хрустальному своду неба.
Эти ложные, далекие от истины представления о вселенной нашли свое отражение и в «священном писании». Вот что говорится в Библии, в книге Бытие:
«И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал бог твердь небом» (глава I; 7—8).
И далее: «И сказал бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен и дней и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (глава I; 14—15).
Уже в древнем мире отдельные ученые приходили к мысли, что библейская картина мира не соответствует действительности.
Древние греки были экономически связаны со многими странами. Они совершали далекие морские путешествия, которые требовали умения определять местоположение по солнцу и звездам. И греческие мыслители высказали ряд правильных догадок о Земле, о ее положении в мировом пространстве. За 2500 лет до нашего времени Пифагор пришел к выводу о шарообразности Земли. Эра-тосфен (III век до н. э.) первый определил длину окружности земного шара и его диаметр. Аристарх Самосский (III век до н. э.) учил, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца. За это он был обвинен в безбожии и изгнан из страны. Гиппарх Родосский (II век до н. э.), крупнейший астроном древнего мира, с большой точностью установил продолжительность года, составил первую опись звезд — звездный каталог.
Однако, несмотря на верные догадки отдельных древнегреческих ученых о положении Земли во вселенной, идея геоцентризма («гео» — земля) продолжала господствовать во взглядах людей еще многие сотни лет. Средневековые богословы по-прежнему отстаивали взгляд нэ Землю как на центральное, самое большое тело вселенной.
В течение нескольких столетий большим авторитетом пользовалось сочинение «ученого» монаха Косьмы Индикоплевста, изданное в 535 году. Земля имеет форму громадной четырехугольной площадки, рассуждал этот монах. Она обнесена высокими стенами и покрыта сверху небесным сводом. Вселенная—это как бы сундук, дно которого — земля, а крышка — небо. Земля разделяется океаном на две части: одна из них обитаема, другая нет. На обитаемой части возвышается гора. Вокруг нее перемещаются с помощью ангелов Солнце и Луна. А чтобы люди не вздумали сомневаться в истинности написанного, Индикоплевст назвал свою книгу «Христианская топография вселенной, основанная на свидетельствованиях священного писания, в коем не дозволяется христианам сомневаться» (!).
Утверждая существование двух миров — земного и небесного,— церковники тех веков привлекали на помощь учение знаменитого древнегреческого философа Аристотеля. Острота суждений, умение убеждать принесли этому человеку еще при жизни большую известность. На много столетий укрепилось его учение о том, что небо — это область особого вещества, «неизменного эфира», где все совершенно и вечно; Земля же — мир четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня), здесь все несовершенно, все смертно. Средневековые богословы в этом учении видели «научное» подтверждение библейской легенды о «царстве небесном».
Но время идет. Растут средневековые города, в них развиваются, крепнут разнообразные ремесла. Нарождается новый класс — буржуазия, которая заинтересована в развитии производства, в развитии техники. А для этого нужна наука, опытное, всестороннее изучение природы. Возрастает интерес к астрономии, науке, помогающей осваивать мир. Астрономические приборы и знание законов движения небесных тел все больше необходимы путешественникам, отправляющимся в далекие неизведанные края. На кораблях появляются астрономические карты.
Люди убеждаются в шарообразности Земли. Мореплаватели в своих странствованиях по океанам не находят никакого «края земли». С глаз человечества спадают церковные очки, изображавшие мир в нелепом, выдуманном средневековыми монахами виде.
Так начинается бурная эпоха великих открытий и изобретений, названная в истории эпохой Возрождения, о которой Энгельс писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Одним из таких титанов был Николай Коперник, создатель первой научной — гелиоцентрической («гелиос» — солнце) — системы мира. Он показал, что наша Земля — это рядовая планета среди других. Как и другие тела вселенной, она находится в небесном, то есть мировом, пространстве и движется вокруг Солнца.
Земля, как и другие тела вселенной, находится в небесном, то есть мировом, пространстве. Значит, можно сказать, что все мы, жители Земли, живем на небе, или, если хотите, в «царстве небесном»!
Размышляя над движением небесных тел во вселенной, Коперник задумывается над простым вопросом: не странно ли полагать, что весь небесный свод с тысячами звезд, с Солнцем вращается вокруг Земли? Не правильнее ли предположить, что сама Земля вращается, как волчок, вокруг своей оси и благодаря этому кажется, что весь небесный свод вращается вокруг нас, что Солнце над нами «всходит» и «заходит».
Теперь мы знаем, что именно так происходит в действительности. Наша Земля совершает два движения: одно — вокруг своей оси — в течение суток; второе — вокруг Солнца — в течение года. Вследствие первого движения происходит смена дня и ночи, за время же обращения Земли вокруг Солнца у нас происходит смена времен года.
Вместе с Землей вокруг Солнца обращаются еще восемь больших планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Из них самая ближайшая к Солнцу — Меркурий. Год на этой планете равен примерно трем месяцам — за это время она делает один полный оборот вокруг Солнца. И за то же время Меркурий делает один оборот вокруг своей оси. Таким образом, можно сказать, что сутки на Меркурии равны году. По этой причине Меркурий всегда обращен к Солнцу одной и той же стороной. Температура на нем превышает 400 градусов жары, а другая сторона погружена в вечный мрак и холод космического пространства. Атмосферы на Меркурии нет.
Вторая от Солнца планета — Венера; это наша небесная «соседка», она находится в среднем в 110 миллионах километров от нашего дневного светила. По своим размерам и массе Венера почти такая же, как Земля. Год на ней длится 225 земных суток. Здесь есть газовая оболочка, но состав ее мы еще знаем плохо. Эта планета постоянно закрыта плотной пеленой облачных образований, которые мешают увидеть поверхность Венеры.
За Венерой совершает свой ежегодный путь вокруг Солнца Земля. А за ней по своей орбите несется в небесных просторах Марс. Ученые предполагают, что именно на этой планете нашей солнечной системы возможно существование каких-то живых организмов, поскольку природные условия, необходимые для развития жизни, на Марсе есть. Эта великая загадка будет разрешена, когда космические аппараты достигнут поверхности Марса и сообщат на Землю первые сведения о его природе.
На расстоянии свыше 750 миллионов километров от Солнца совершает свой круговой путь величайшая планета солнечной системы — Юпитер. Масса ее в 300 с лишним раз больше массы земного шара, а объем — в 1340 раз. Сутки на Юпитере коротки, они длятся около 10 часов, а год — почти 12 наших, земных лет.
За Юпитером располагается второй гигант солнечной семьи небесных тел — Сатурн. Он окружен сверкающим в лучах Солнца кольцом, которое состоит из огромного скопления мелких твердых частиц.
Наконец, три последние планеты — Уран, Нептун и Плутон. Это очень далекие от Солнца и от Земли тела. Например, от Солнца до Нептуна почти 5 миллиардов километров. Уран и Нептун — похожие друг на друга планеты. Год на первой из них длится почти 84 земных года, а на второй — целых 164. О Плутоне мы знаем еще мало. Поверхность этой планеты — темная ледяная пустыня. Ведь Солнце с Плутона выглядит как яркая звезда.
Помимо названных больших планет в солнечной системе есть много небесных тел меньших размеров. Прежде всего, это спутники планет — они обращаются вокруг них, подобно тому как сами планеты обращаются вокруг Солнца. Всем знакомый спутник Земли — Луна. Как и другие планеты, она светит отраженным солнечным светом. Обращаясь вокруг Земли, Луна все время повернута к нам одной своей стороной. Потому мы и видим ее то круглолицей, то на ущербе, а порой в виде узкого серпика — в зависимости от взаимного расположения в небесном пространстве Солнца, Земли и Луны. Астрономы уже хорошо изучили поверхность этого самого близкого к нам небесного тела. (Расстояние до Луны от Земли составляет «всего» около 380 тысяч километров.) И уже совсем недалек день, когда на нем высадятся первые космонавты с Земли.
Спутники имеются и у других планет нашей солнечной системы. Помимо них вокруг Солнца обращается много малых планет — астероидов, то есть «звездоподобных» планет-крошек. Самая большая из них — Церера — в поперечнике достигает 800 километров. А есть и такие, диаметр которых не превышает двух километров.
В своем движении вокруг Солнца планеты подчиняются закону всемирного тяготения. Этот закон был открыт в XVII веке великим английским ученым Ньютоном: все тела в мире притягиваются друг к другу. При этом тело с большей массой притягивает к себе тела, масса которых меньше. Чем больше в теле вещества, тем с большей силой оно притягивается к Земле, другими словами, тем больше его вес.
Сила притяжения действует не только на Земле, но и между всеми небесными телами. Наша Земля притягивает, например, к себе Луну, масса которой значительно меньше массы Земли, и поэтому Луна не может улететь от Земли, а обращается вокруг нее, является ее спутником. Нашу Землю (вместе с Луной), в свою очередь, притягивает к себе огромное небесное тело — Солнце.
На Земле сила притяжения между телами невелика. Два предмета, каждый весом в одну тонну, находясь на расстоянии в один метр, притягиваются друг к другу с силой, меньше 0,0007 грамма. Но в мире небесных тел она очень велика. Так, между Луной и Землей действует сила тяготения, равная почти 20 миллионам миллиардов тонн. А Земля и Солнце притягиваются друг к другу с силой более чем 3,5 миллиарда миллиардов тонн.
Ньютон рассчитал, что сила притяжения Солнца убывает пропорционально квадрату расстояния от него. Другими словами, если бы наша Земля находилась от Солнца в два раза дальше, чем теперь, то сила тяготения, действующая на нее, была бы в четыре раза меньше, чем теперь. Находясь на расстоянии от Солнца в три раза большем, чем она находится в действительности, Земля испытывала бы притяжение Солнца, в девять раз более слабое, и т. д. Этот вывод ученый проверил на движении Луны вокруг Земли.
Но почему же Луна не падает на Землю, а Земля - на Солнце, подобно тому как падает вниз камень, подброшенный кверху?
Объясняется это тем, что все тела обладают еще одним свойством — инерцией, свойством сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не действует какая-то сила. Если какое-то тело движется по прямой линии с постоянной скоростью, то оно сохраняет это движение до тех пор, пока какая-нибудь сила не изменит это движение.
На Земле движение тела по инерции постепенно замедляется и в конце концов прекращается, так как всегда имеются силы, препятствующие движению,— трение и притяжение самой Земли. В космическом пространстве нет сопротивления движению. И небесные тела, подчиняясь закону инерции, все время движутся, но движутся не прямолинейно, так как, кроме того, существует другая сила — взаимное притяжение между небесными телами.
Что же получается? Вспомните простой пример: камень, вращаемый на привязанной к нему веревке. Движение этого камня похоже на движение небесных тел, скажем Луны вокруг Земли. Когда мы вращаем камень, то хорошо чувствуем, как он натягивает веревку. Камень стремится вырваться из круга и улететь прочь. Тут действует закон инерции. Выпустите из руки веревку — и камень, подчиняясь инерции, полетит прочь. Но, пока веревка в наших руках, камень никуда улететь не может. Сила руки здесь заменяет силу притяжения. Так же удерживает Луну Земля. Луна не может улететь от нее, но не может и упасть на Землю: сила тяготения и сила инерции уравновешивают одна другую. Складываясь, они и придают Луне круговое движение.
Силы притяжения Земли хватает только на то, чтобы удерживать Луну около себя. Такую же картину мы наблюдаем и у всех других небесных тел, которые обращаются вокруг Солнца.
Открытие закона всемирного тяготения было замечательным подтверждением материалистического взгляда на природу. «Небесная механика» говорила о том, что на небе нет никаких сверхъестественных, необъяснимых сил; движение всех небесных тел подчиняется естественным законам.
В 1859 году в Англии вышел знаменитый труд великого естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов», который заложил научные основы биологии и нанес одно из самых тяжелых поражений религиозному мировоззрению.
Наблюдая удивительную приспособленность различных представителей живой природы к условиям их существования, человек еще на заре цивилизации задавал себе этот вопрос: почему, откуда такая целесообразность, столь «разумная» организация у растений и животных? Возьмем самое простое растение. Стоит повнимательнее присмотреться, как оно живет, и нас поразит, насколько оно приспособлено к окружающей среде. Например, стебли растений устроены так, чтобы быть очень прочными и в то же время легкими. В местах, где мало воды, у растений имеются очень развитые корни; они уходят в землю на десятки метров, собирая там драгоценную влагу. Не меньшая приспособленность к окружающим условиям наблюдается в мире животных.
Не позаботился ли об этом кто-то разумный и всесильный? Богословы так и отвечают: да, бог предусмотрел наиболее совершенные формы животных и растений, установил «божественную гармонию» в мире.
Чарлз Дарвин доказал, что целесообразность в строении живых организмов объясняется их приспособлением к внешней среде, к условиям существования. Это результат естественного отбора наиболее приспособленных к условиям жизни организмов, который постоянно шел и идет в природе.
Все живые организмы существуют в тесной связи с окружающим миром. А природа не остается постоянной. Изменяются и климат, и влажность, и растительность, и рельеф местности и т. д. Животные и растения, живущие, казалось бы, в одинаковых условиях, получают разное количество питательных веществ, влаги, солнечной энергии. При этом те организмы, которые приобрели черты, позволяющие лучше приспосабливаться к окружающим условиям жизни, скажем, лучше переносить холод или зной, имеют больше шансов, чтобы выстоять при самых тяжелых испытаниях.
Процесс выживания наиболее приспособленных и гибели наименее приспособленных организмов Дарвин и назвал естественным отбором. Именно в результате такого отбора у различных видов животных и растений постепенно вырабатывались и закреплялись разнообразные и сложные приспособления к жизни, изменялись и совершенствовались их формы.
Например, защитная окраска некоторых животных организмов — это результат естественного отбора. За долгое время существования у зайцев наследственно закрепилась белая окраска шерсти в зимнее время и стала свойственной всем особям, потому что зайцы с такой защитной окраской менее подвержены опасности погибнуть в когтях хищников.
Так, отвергая участие каких бы то ни было мистических сил в развитии природы, теория Дарвина объясняет многие природные явления, которые защитники религии приводят для доказательства разумного устройства мира.
Но надо сказать и о другом: в живой природе далеко не все и не всегда столь разумно, как пытаются представить богословы. Наряду с поразительной приспособленностью организмов к условиям их жизни мы видим в природе и немало нецелесообразного. У многих животных существуют такие особенности, которые никак не говорят о разумном устройстве мира. Разве разумно, например, устроено жало у ос и пчел? Являясь орудием защиты, оно в то же время губит своего хозяина! Ужалив своего врага, пчела чаще всего не может вынуть свое жало и погибает.
Или какой разумной целесообразностью можно объяснить тот факт, что бабочки в ночное время летят на огонь и гибнут? Целесообразность живых организмов, которая вырабатывается в результате естественного отбора, имеет лишь относительный, во многих случаях ограниченный характер. Например, у многих животных, живущих под землей, есть глаза, но они закрыты кожей — смотреть ими нельзя. Да это, собственно, и не нужно подземному животному, например, кроту. Почему же они имеются у таких животных? Причина в том, что когда-то их далекие предки жили в других условиях — тогда им было необходимо зрение. Прошли тысячелетия, изменились условия существования, и для животных, переселившихся под землю, оно стало почти ненужным. И глаза постепенно превратились в рудиментарный (недоразвитый) орган.
В Библии содержатся и исторические материалы. Это книги Иисуса Навина (весьма относительно) и Судей, книги Царств и Паралипоменон, частично книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, некоторых малых пророков, книги I Ездры, Неемии и три Маккавейские. Кое-что для истории дают и некоторые другие книги — Пятикнижие, Псалмы и т. п. Но здесь везде следует помнить, что все эти книги не летописи, не исторические записи, а многократные переработки исторических источников и преданий религиозными деятелями древних евреев - пророками и жрецами, составленные с утилитарной целью закрепления и возвеличения определенных религиозных представлений. Отсюда пристрастность этих документов, явно фальсификаторские элементы в них, искажение исторической перспективы, анахронизмы и т. п.
Пример. Важными историческими деятелями в истории древних евреев были царь Саул, царь Иеровоам II и некоторые другие. Но они были политиками-реалистами и не потакали жрецам культа Яхве. Поэтому они всячески поносятся и принижаются. Цари Давид и Соломон не отличались чистоплотностью и моралью в личной жизни, были свирепыми эксплуататорами своих и окрестных народов, но всецело поддерживали религию и культ Яхве, и потому Библия их представляет как образцы святости, величия и благочестия.
Второй пример. Анализ 1—111 книг Царств показывает, что культ Яхве в описываемую ими эпоху только начал выделяться из древнееврейского генотеистического политеизма племен, а Библия составлена так, что якобы евреи к описываемой эпохе (Х-IX вв. до н. э.) уже чуть ли не полтысячелетия были последовательными монотеистами, поклонниками единого бога Яхве.
Таким образом, при сравнительном изучении, привлекая разные материалы, можно выделить историческое зерно из отдельных книг Библии. Библия тогда становится важным историческим документом.
Если к этим же материалам обращается заранее умиленный их „божественным" происхождением рядовой неподготовленный человек — верующий, эти книги и материалы безнадежно запутают его и укрепят в грубых суевериях и антиисторических представлениях.
Библия включает большое количество древних сказок и мифов. Сюда должны быть отнесены и первые 11 глав книги Бытия, и мифы о родоначальниках еврейского народа — ,,патриархах" Аврааме, Исааке, Иакове и его 12 сыновьях, и мифы о „законодателе" Моисее, пребывании евреев в Египте, в пустыне Синайской, и мифы о вторжении евреев в Палестину и многие другие.
Для ученого-исследователя эти мифы, как и любые древние памятники истории человеческого общества, дают важные данные о связях евреев с окружающими народами. Ведь далеко не случайное обстоятельство, что космогония и антропогония евреев отчетливо восходят к халдейским мифам, сказания о потопе и столпотворении имеют корнем своим вавилонские литературные памятники и историю. Мифы о патриархах рисуют картины быта древнего родового строя. Миф об убийстве Каином Авеля рисует с позиций кочевников-скотоводов возникновение конфликтов между скотоводами и земледельцами.
Библия вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.
Сюда могут быть отнесены романы об Аврааме, Иакове и его сыновьях, об Иосифе Прекрасном, о Самсоне Богатыре, новеллы о судье Иеффае и его дочери, о Товите, Иудифи, Руфи, Есфири, о Сусанне, поэма о смысле страдания - об Иове Многострадальном, поэма о любви, не боящейся трудностей, - Песнь Песней, множество песен и баллад исторических, героических, траурных, восхваляющих природу, как песня Деворы, песня Давида на смерть Саула и его сыновей, 103-й псалом и другие. Сюда относятся дидактические афористические сборники типа Екклесиаста, Притчей, двух книг Премудрости и т. п. Сюда относится ряд басен - притчей и Нового и Ветхого заветов...
Ученые и литературоведы с интересом изучают эти художественные произведения древности. Но стоит подойти к ним человеку, верующему в „богодухновенность" „писания", и вот Иудифь, Руфь, Есфирь, Сусанна попадают в православные святцы как исторические персонажи, хотя они сродни не историческим лицам, а таким литературным образам, как Татьяна Ларина, Наташа Ростова и т. п. Любовно-этическая поэма Песнь Песней, воспевающая жаркие объятия и ласки возлюбленных, превращается в аллегорию любви Яхве и народа избранного (в сознании иудаиста), Христа и церкви (в сознании христианина). В нужном для нее плане интерпретирует церковь и другие вошедшие в Библию литературные памятники.
Произведения, вошедшие в Библию, творились не отвлеченно теоретически. Их авторы любили и ненавидели, вели напряженную социальную и политическую борьбу. Вот почему Библия дает нам целый ряд социально-политических и классовых документов соответствующих эпох. Тут и тонкая политика представителей царствующей династии, высокообразованного для своего времени человека ,— пророка Исайи — автора 1-39 глав книги Исайи (VIII в. до н. э.), и жестокие иеремиады — обличения пророка базаров и площадей Иерусалима — Иеремии (VII—VI вв. до н. э.), и острые нападки пастуха Им оса на богачей, и горькие попытки разобраться в причинах постигшей страну катастрофы попавшего в плен священника-патриота Иезекииля и его мечты о грядущем возрождении народа. В Библии мы находим первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элохиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие деятелю порабощенной греко - сирийцами Палестины, известному под именем пророка Даниила, и такие же размышления автора первой книги христианства — Апокалипсиса - о судьбах христиан и иудеев, стонавших под пятой Рима.
В церкви, на молитвенных собраниях, в костеле верующего постоянно наставляют, как он должен вести себя, к чему стремиться? В своей жизни, в чем видеть ее смысл. Верующего постоянно убеждают, что без религии жизнь человека может быть лишь «низменной», «плотской», лишенной «возвышенных устремлений» и «истинного горения духа». Главное для каждого человека, говорят ему,— это «жить по вере». Надо сказать, что подобные призывы обычно не остаются без последствий. Верующие нередко спрашивают: «Почему вы боретесь против веры в бога? Разве Библия не учит добру, не призывает человека быть честным?» Они искренне убеждены, что именно религия является источником и залогом высоких моральных достоинств человека, а если ее отвергнуть, то люди потеряют нравственную чистоту.
Возникает потребность оценить эти нормы, уметь показать их подлинную суть, характер влияния религиозных идей на человека. Вопрос формулируется так: способствует ли вера в бога нравственному совершенству индивида, помогает ли ему жить счастливой жизнью?
С самого начала следует подчеркнуть, что это большие и сложные вопросы, ответить на них можно лишь на основе добросовестного анализа содержания религиозных моральных предписаний. Нужен анализ религиозных норм «как они есть», нужно трезвое понимание того, чем религия привлекает умы и сердца многих людей.
В далеком прошлом наши предки Происхождение имели самые примитивные орудия труда и коллективно добывали себе средства к существованию, сообща боролись с силами природы. Тогда и начали складываться нормы поведения, которые общество предъявляло к каждому человеку: без них невозможна ни совместная охота, ни трудовая деятельность. Принцип отбора таких правил был простой: то, что содействует преуспеянию рода, племени, считается добром. Наоборот, что наносит вред, расценивается как дурное, недозволенное. Поскольку в ту пору все люди были равны, они подчинялись одним и тем же правилам. Положение изменилось, когда возникло имущественное неравенство, выделились богатые и бедные, когда одни люди стали попадать в рабство к другим. Тогда прежние, одинаковые для всех представления о справедливости и несправедливости ушли в прошлое.
Для рабовладельца считалось справедливым относиться к рабу как к «говорящему орудию» и делать с ним все, что заблагорассудится,— на то он и раб. Рабы не могли согласиться с этим. Для них справедливость заключалась в том, чтобы избавиться от рабства или даже сделать рабами своих господ. Точно так же прямо противоположные взгляды на мораль можно обнаружить у феодалов и крестьян, у капиталистов и рабочих, у колонизаторов и угнетенных ими народов. Одним словом, на каждом этапе развития общества существуют определенные социальные отношения, которые определяют господствующие в обществе моральные принципы и представления о том, что нравственно и что безнравственно. И так как в ходе исторического развития эти отношения меняются, то и мораль различных исторических эпох неодинакова. Например, в условиях первобытнообщинного строя считалось естественным и моральным убивать нетрудоспособных членов рода: в ту пору общество было бедно и не могло их прокормить. Но сейчас такие поступки, конечно, были бы расценены как проявление бесчеловечности и жестокости. На ранних этапах развития общества распространено многоженство, которое впоследствии стало символом безнравственности. Таким образом, в каждый конкретный исторический период моральные принципы отражают реальные условия жизни людей; содержание ее норм обусловлено конкретными общественными отношениями, ее принципы и критерии носят классовый характер.
Иной взгляд на происхождение и сущность морали защищает религия. По мнению ее защитников, моральные нормы порождены не реальными общественными отношениями, а имеют чисто божественное происхождение. «Нравственный закон дан нам от бога»,— говорят богословы. Как мы уже знаем, по христианству, основу человеческой истории составляет борьба двух начал — божественного и дьявольского, «праведного» и «греховного». Причем пока выиграл сатана: человек согрешил, утратив «образ божий». Тем самым он лишился нравственности и, подчеркивают богословы, сам, без помощи бога, способен лишь к греху, к аморальному поведению. Но «всемилостивый» господь направил на землю Иисуса Христа, искупившего грехи человечества и преподавшего ему уроки высшей божественной нравственности. Теперь люди получили возможность «спастись», но лишь в том случае, если будут следовать заветам Евангелий и постепенно «преображаться в дивный образ Христа». Процесс «обращения» человека к богу, по мысли защитников христианства, и есть процесс создания «нравственного» человека, а выполнение евангельских норм — единственная сфера подлинно морального поведения.
Таким образом, мораль рассматривается церковниками не как продукт общества, порожденный определенными социальными отношениями, а как результат воздействия «внешней» по отношению к обществу божественной силы. При этом само понятие «моральный» полностью отождествляется с понятием «божественный».
Отсюда, по мнению защитников религии, мораль без веры в бога существовать не может. «Ведь если бога нет, то как же узнать, что правда и что неправда? Если у человека нет души, то нет ни греха, ни святости, кто же и чем может доказать, что справедливо и что несправедливо»,— писал на этот счет один православный богослов. Из данных рассуждений вытекает и другая важная для христианства идея: все хорошее, нравственное, что есть в жизни,— это от бога, а все греховное, аморальное — от дьявола, от греховного человека. Все те, кто отвергает идею бога, объявляются людьми аморальными, безнравственными.
Здесь следует указать на одну существенную черту библейской морали. Мы уже говорили, что мораль возникает в процессе развития общества и целиком определяется конкретными социальными условиями жизни людей. Тем самым совершенно очевиден реальный, земной, общественный смысл различения «моральности» и «аморальности». По-иному эта проблема ставится и решается в библейских рассуждениях о морали. Богослов выдвигает две шкалы для оценки поведения человека: первая — это отношения между богом и человеком, вторая — отношения между людьми. При этом главными, решающими объявляются отношения первого рода. Иными словами, оценка того или иного поступка зависит прежде всего от того, как он согласуется с «волей бога».
По мнению христианских богословов, заповеди Моисея образуют фундамент, исходную основу религиозной морали. Высоко их оценивают и верующие. Нередко они рассуждают так: «Разве в Библии нет разумных утверждений? Вот, например, заповеди «не убивай», «не укради», «не прелюбодействуй» — что в них плохого?» Остановимся специально на этих трех заповедях: именно о них чаще всего вспоминают сторонники религии. Любую фразу, если ее вырвать из контекста, можно понять и истолковать по-разному. Поскольку же речь идет о совершенно конкретной заповеди, то прежде всего нужно установить ее точный смысл. Для этого обратимся к Ветхому завету, где содержится так называемое «десятисловие Моисея», в которое входит эта заповедь (Исход, 20; 13).
Чтение Библии способно вызвать полное недоумение, «священная» книга, оказывается, полна описаний бесчеловечных убийств и зверств. И самое поразительное в том, что преступления эти совершаются с именем бога на устах, который, оказывается, воспринимает убийство с явным удовольствием. «И сказал господь Моисею: возьми всех начальников народа, и повесь их господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа, 25; 4). Другой эпизод: бог намерен учинить решительный суд над богами египетскими, доказать им, что именно он распорядитель мира. И он «поразил всех первенцев в земле Египетской», да так, что «не было дома, где не было бы мертвеца» (Исход, 12; 29—30). Оказывается, войны угодны всевышнему, а массовые убийства производятся с тем, чтобы люди «истреблены были так, как повелел господь Моисею» (Иисус Нав., 11; 20). Подобных примеров в Ветхом завете великое множество.
Противоречие налицо: с одной стороны, господь дает заповедь «не убивай», а с другой — сам толкает к массовым убийствам людей. В чем же дело? Остается предположить, что заповедь «не убивай» имеет здесь особый смысл и вовсе не исключает убийства и жестокости.
В слова «не укради» можно вкладывать различное содержание. Когда мы говорим об этой фразе как о религиозной заповеди, то, очевидно, имеется в виду тот совершенно определенный смысл, который она имеет в Библии. Заповедь «не укради» возникла лишь тогда, когда появилось имущественное неравенство, и защищала интересы людей, владевших частной собственностью, иначе говоря, интересы рабовладельцев. В этом можно убедиться, если внимательно прочитать Ветхий завет. Например: «...покупайте себе раба и рабыню... Они могут быть вашей собственностью... вечно владейте ими, как рабами» (Левит, 25; 44, 45, 46) и т. д.
Но, пожалуй, более нагляден другой пример. В «Десятисловии Моисея» имеется еще одна заповедь, которая по смыслу близка к «не укради». Вот она: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20; 17). Это предписание уже прямо защищает интересы рабовладельца, его собственность.
Источник появления заповеди «не укради» самый что ни на есть земной. «С того момента,— писал Ф. Энгельс,— как развилась частная собственность на движимость у всех обществ, построенных на началах этой собственности, должна была быть общей нравственная заповедь — «не укради». Она возникла в силу развития рабовладельческого государства, без всякого внушения со стороны бога. Запрещение воровства мы находим в законодательствах многих рабовладельческих государств. Так, в законах Хаммурапи, написанных за 800 лет до появления заповедей Моисея, например, говорится: «Если кто украдет вола, или овцу, или осла, свинью, или судно, то взыскать с них в 30 раз... Если вор не имеет чем заплатить, то он должен быть предан смертной казни». Интересно отметить, что ряд статей этого законодательства почти дословно повторяется в заповедях Моисея.
Наконец, есть еще одна заповедь, о которой часто говорят церковники,— «не прелюбодействуй».
Церковнослужители настойчиво уверяют, будто они одни способны раскрыть людям нравственный смысл брака. Да и от верующих часто можно услышать, что религия благотворно влияет на семью, делает ее более прочной, приучает супругов серьезнее относиться к браку. Иногда пожилые люди говорят о молодых семьях: «Забыли бога. То ли дело прежде — жили в страхе господнем».
Перечитав Ветхий завет, каждый, по-видимому, согласится с тем, что в своих семейных делах библейские «праведники» жили по нормам, которые никак не приложимы к современной морали. Многие из них имеют по несколько жен да еще прикупают себе наложниц. Прославляемый церковнослужителями царь Соломон, например, имел 700 жен и 300 наложниц (III книга Царств, 11; 3). Впрочем, это рекорд. Обычно «праведники» скромнее: у царя Давида — шесть жен и десять наложниц, у Иакова — две жены и две наложницы и т. д. Наивно и несерьезно, разумеется, оценивать поступки библейских героев как «развратные»: одну эпоху нельзя мерить по моральным канонам другой. Но так же нелепо заповедь «не прелюбодействуй» в ее точном ветхозаветном смысле рекомендовать к руководству в современных семейных отношениях.
Ветхий завет пронизывает мысль о женщине как заведомо низшем по сравнению с мужчиной существе. Жен просто-напросто покупают за определенную сумму, словно домашнюю утварь. Отец может продать дочь в рабыни или в наложницы; мужчина имеет исключительное право на развод; если муж подозревает жену в нарушении супружеской верности, он может подвергнуть ее изуверскому испытанию «клятвенной водой очищения» — на этот случай в «священном писании» приводится подробный рецепт. Соответственно ведут себя и «праведники», отмеченные господней благосклонностью. Раз жена — собственность, то ее можно заложить, пустить в оборот. Так поступает Авраам, с выгодой для себя запродавший жену египетскому фараону; своей «половиной» торговал и святой Исаак, выдавая ее за сестру, и т. п.
Поскольку же муж и жена занимали в семье различное положение, то и норма «не прелюбодействуй» предъявляла неодинаковые требования к поведению мужа и жены. Речь в ней фактически идет о защите прав мужа на собственность, в которую включалась и его жена. Смысл этого требования полнее и яснее раскрывается в последней заповеди Моисея, о которой мы уже говорили: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его... ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20; 17).
Можно отметить одну довольно характерную черту современной религиозной проповеди: церковнослужители стремятся привлечь людей к религии, обращая их внимание на некоторые общечеловеческие моральные нормы и правила поведения, будто неразрывно связанные с верой в бога. К их числу относятся ссылки на некоторые разумные правила поведения в быту: не употреблять алкоголя, не курить и т. д. При этом защитники религии нередко говорят так: вы религию критикуете, а лишь вера в бога помогла такому-то беспробудному пьянице оторваться от рюмки, другой под влиянием проповеди бросил курить и т. д.
Христианский аскетизм исторически возникает как форма морального осуждения ранними Христианами «греховного мира» Рима — этой «вавилонской блудницы», погрязшей в роскоши и пороках. Наряду с другими правилами идеал трезвенности, по мысли христиан, проводит грань между миром греха и миром христианской «праведности». Впоследствии отказ от чувственных наслаждений расценивали как непременное условие и свидетельство принятия духовных, небесных идеалов христианства в противовес «плотским» удовольствиям мирской жизни. Достаточно сослаться на «святых угодников», которые с неистощимой изобретательностью единоборствовали с собственной плотью. Все земные удовольствия (чаще всего они символизировались фигурой прелестницы и бочонком вина) торжественно оценивались как козни дьявола. Когда Европе стало распространяться курение табака, оно также было занесено в разряд светских, мирских удовольствий.
Идеи аскетизма особо рельефно выступали в эпохи острых социальных противоречий, находивших отражение в религиозной форме. Так, например, старообрядцы резко выступали против курения табака, как бы олицетворяющего для них «греховный мир». Значительное место мотивы трезвенности заняли в раннем сектантстве. «Хмельного не пейте» — таково одно из требований основателя хлыстовщины Даниилы Филипповича. На ранних этапах развития сектантства требование аскетизма диктовалось соображениями буржуазной бережливости.
Из идеи о божественном происхождении морали защитники религии делают прямой вывод о том, что нравственным может быть лишь верующий человек. В свою очередь «жизнь без бога» характеризуется такими словами: это «жизнь, при которой человек не стесняет себя никакими правилами, никакими нравственными понятиями, ни указаниями совести... Такими людьми, в большинстве случаев, наполняются суды и тюрьмы». Дело в том, продолжает богослов, что помимо всего у верующего есть «страх божий», он убежден, что бог видит каждый его шаг, а поэтому не совершает преступлений. У человека нерелигиозного этой сдерживающей силы нет.
Заключение
Библия - многосторонняя книга верующих, которая за долгий период своего развития прошла путь от простого сборника религиозных легенд до книги, в которой заключена вся сущность христианства. Изучив историю и концепции библии, я пришел к выводу, что библия, как и любая другая религиозная книга, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам библии, на мой взгляд, можно отнести ее моральные и этические законы и наставления. Но недостатков в Библии гораздо больше. Прежде всего следует отметить множество неточностей и недоговорок в Библии. Существование множества переводов и трактовок Библии также нельзя отнести к ее достоинствам, ведь получается, что восприятие библейской мудрости будет зависеть от переводчика.
В современном мире с его множеством религий, также существует и множество религиозных книг, в которые богословы вносили весь многовековой опыт и мудрость той или иной религии. Не стала исключением и Библия. Я высоко ценю Библию как исторический документ и памятник христианской культуры, в котором собран опыт и мудрость многих поколений христианских богословов.
Список использованной литературы:
Беседы о религии и знании, популярный учебник под редакцией Ю.П. Францева, Москва, Издательство политической литературы, 1967.
Научный атеизм, учебное пособие под ред. М.П. Мчедлова, Москва, Издательство политической литературы, 1988.
Настольная книга атеиста, под ред. С.Д. Сказкина, Москва, Издательство политической литературы, 1987.