Реферат по Основам права

Понятие и виды правонарушений

Деркач А.А.


Введение


В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.


1 Понятие правонарушения


Большинство людей соблюдают требования закона не только из-за страха перед наказанием, а и потому, что законодательство, являясь справедливым и необходимым, отвечает как потребностям общества, так и их личным интересам. Действие или бездействие лица, соответствующее предписаниям юридических норм, - правомерное поведение. Поведение, нарушающее предписание юридических норм, - неправомерное.

Правонарушение – это действие или бездействие, совершенное вопреки установленному в обществе правопорядку.

В зависимости от степени вреда правонарушения разделяют на проступки и преступления (последнее относится только к уголовному праву).

Административным правонарушением (проступком) признаётся посягающее на государственный или общественный порядок, социальную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются раз­личные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок вле­чет за собой неизбежные результаты : изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью челове­ка за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значе­ние. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права , требованиям за­конов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправо­мерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, ак­тах, нарушающих право, противных ему.

Каждое отдельное правонарушение , как явление реальной действительности , конкретно: оно совершается конкретным лицом , в опре­деленном месте. В определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты.

Признаки правонарушения:

  1. Социально вредное.

  2. Противоправное.

  3. Виновное.

  4. Наказуемое.


Основная черта - противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Правонарушение - это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение "за мысли не судят". Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и от­рицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, если оно противоречит указанному в норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие - один из видов поведения. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

В свою очередь, поведение, имеющее юридическое значение, имеет свой обязательный признак психологически, выражающийся в том, что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли лица. Следовательно, не может призна­ваться деянием в юридическом смысле, а значит и правонарушением по­ведение в состоянии невменяемости или недееспособности.

Таким образом, правонарушение, будучи деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.

Правонарушение нарушает интересы, охраняемые правом, и тем са­мым причиняет вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. В этом состоит еще одра черта, характеризующая право­нарушения. Этой чертой, присущей всем правонарушениям является общественная опасность. Она выражается во вреде, наносимом обществу. Вред - это совокупность отрицательных последствий правонарушения. Социальная сущность вреда состоит в нарушении правопорядка, дезорганизации общественных отношений и одновременное (хотя и не всегда) умаление или уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения дру­гих субъектов, вопреки закону.

Вред - обязательный признак каждого правонарушения. Характер вреда может различаться по разным признакам, но правонарушение всег­да несет социальный вред. Вред может иметь материальный или мораль­ный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет, более или менее значимым, ощущаемым отдельными гражданами, коллекти­вами и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонару­шения. Вредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушений не существует.

Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и проис­ходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Прес­тупление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Общественная опасность, вредность правонарушения характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслу­живает и лицо, совершившее правонарушения. Порицание справедливо, оправданно и возможно при условии упречного поведения, то есть такого действия или бездействия, которое явилось результатом сознания, воли.

Порицание основывается на том, что правонарушитель выбрал из имеющихся именно вредный вариант поведения, пренебрег интересами об­щества, субъективными правами иных граждан. Выбор такого варианта поведения свидетельствует о направленности, или пренебрежении, или безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам, к причинению или допущению социального вреда. Такое пси­хическое отношение правонарушителя к своим действиям или бездействи­ям и их последствиям характеризует противоправное деяние как винов­ное. Субъективный момент деяния - вина - необходимый признак право­нарушения. Вина выражается в двух формах: косвенная вина и прямая. В случае прямой вины правонарушителя подразумевается, что данное лицо предвидит и желает наступления отрицательных последствий, при кос­венной вине имеется в виду то, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности или самонадеянности думает, что их удастся избежать.

Из сказанного следует вывод : если противоправность всегда виновна, то, следовательно, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую от­ветственность. Это положение полностью соответствует принципам за­конности, справедливости, охраны прав личности и поэтому не может и не должно иметь исключения.


2 Состав и виды правонарушения


Состав правонарушений:

  1. дисциплинарные проступки – нарушения учебной или производственной дисциплины, внутреннего распорядка организации;

  2. гражданско-правовые проступки – нанесение имущественного ущерба, нарушение других имущественных или личных неимущественных благ, защищаемых законом;

  3. административные проступки – нарушение установленного государством порядка в общественных местах, а также порядка управления всеми другими сферами жизнедеятельности общества;

  4. преступления – социально опасные действия или бездействия, за которые законом предусмотрено уголовное наказание.

Состав правонарушения:

  1. объект

  2. объективная сторона

  3. субъект

  4. субъективная сторона


Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые административными взысканиями от противоправных посягательств.

Объект административного проступка - необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано

административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях.

Признаком объективной стороной проступка можно назвать деяние. Оно является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.

Правонарушение совершаются людьми - субъектами правонарушения.

Для признания лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.

Субъект деяния не может рассматриваться в качестве признака правонарушения. Но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния. Следовательно, квалификация правонарушения зависит от понятия его субъекта.

Субъект уголовного права совпадает с субъектом уголовной ответственности. В гражданском праве такого совпадения нет. Субъекты гражданского права наделены определенными правами и обязанностями и могут активно участвовать в различных правоотношениях, стимулируемых или допускаемых нормами гражданского законодательства. Субъекты гражданского права осуществляют правомерные действия. Соответственно в науке гражданского права субъекты гражданского права рассматрива­ются как лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью для совершения правомерных действий. Содержание дееспособности определя­ется способностью совершать как правомерные действия, так и нести ответственность за правонарушения (деликтоспособность). Причем признаки субъекта правомерного и противоправного поведения не всегда совпадают.

Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность, присуща человеку, обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему достаточный уро­вень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспо­собных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душев­ная болезнь).

Закон устанавливает различные возрастные границы деликатной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по дости­жении 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет; админист­ративная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому праву - с момента заключения трудового договора или членства в кол­хозе, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях с 15 лет; по граж­данскому законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и частичная - с 15 лет.

Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.

Субъективная сторона административного проступка - это внутреннее, психологическое отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его последствиям. Её психологическое содержание раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга

Отдельное правонарушение - конкретное явление реальной действи­тельности. Но правонарушения не единичны. Они составляют определенную совокупность их видов. Наиболее разработанным, получившим научное определение, является такой вид правонарушений, как преступность.

Преступность определяется как относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

В принципе это определение можно отнести ко всей массе правона­рушений, для этого из него надо исключить особенное, присущее особой группе правонарушений - преступлениям. В этом случае правонарушения могут быть определены как исторически изменчивое, антисоциальное явление общества, состоящее из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем регионе. Структура правонарушений характеризуется соотношением видов (групп) правонарушений, классифицируемых по различным основаниям и признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам) и др.

Подобная классификация всей массы правонарушений по многочис­ленным критериям возможна по мере развития соответствующих исследо­ваний в отдельных областях права и широкого использования компьютер­ной техники.

Применительно к областям регулируемых отношений правонарушения различаются соответственно отраслям законодательства: гражданские, трудовые, уголовные, административные, процессуальные и др.

С учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две группы:

  1. преступления

  2. иные правонарушения (проступки, де­ликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

В связи с этим разделением встает проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести гра­ницу между ними весьма и весьма не просто.

Эта проблема приобретает наибольшую актуальность именно сей­час, когда готовится проект нового уголовного законодательства. Слож­ность этой задачи состоит в том, что речь идет о сходных по своему характеру явлениях. И решаться она должна не иначе как в соответс­твии с законом, не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.

Из сопоставления соответствующих статей Уголовного зако­нодательства и Законодательства об административных правонару­шениях видно, что и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты, именно в этом, прежде всего состоит общественная опасность - признак, определяющий их материальную сущность. Задачи административного и уголовного за­конодательств состоят в охране от посягательств одних и тех же объ­ектов.

Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» от 15.11.1994г. определяет меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним:

  1. обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;

  2. предупреждение;

  3. выговор или строгий выговор;

  4. передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, заменяющим их, или под надзор педагогическому, трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

Ст. 40 определяет возложенные обязанности на несовершеннолетнего возместить причиненный ущерб ( если он достиг 16-летнего возраста и имеет самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает минимального размера заработной платы). За несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, ущерб возмещают родители.

Совершение несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящим кодексом (КоАП), влечет наложение штрафа в сумме от 2 до 4 минимальных размеров заработной платы на родителей или лиц, их заменяющих.

Принципиальное различие между прес­туплением и административным проступком заключается в различной сте­пени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсив­ностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасны­ми общественными последствиями.

Вот тот критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может ква­лифицироваться как преступление, если его качественная определен­ность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признавать­ся таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

Вопрос о том увеличивает ли повторное совершение административ­ного проступка общественную опасность деяния и личности нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой изменение юридической природы са­мого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно, для применения к виновному уголовного наказания должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правона­рушения повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, преступление не есть сумма проступков. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок может относиться лишь к личности правона­рушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Кроме того, согласно общему принципу права "лицо, подвергнутое в установ­ленном законом порядке наказанию, не может быть наказано за то же деяние

Кроме приведенного выше разделения по степени общественной опасности существуют и другие основания классификации правонарушений. Основываясь на наличии экономических, социальных, политических отношений общества, различают три вида правонарушений: в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок), в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности). Возможна классификация правонарушений и по иным критериям (например, в научных целях). Так, можно разли­чать правонарушения, посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Так, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком или несколькими людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законо­дательства и одновременно влечь несколько различных санкций, напри­мер, виновное повреждение здоровья гражданина собственником автомо­биля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материаль­ного вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность. Существует также и психологическая связь правонарушений: безнаказанность за совершение сравнительно мало опасных (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность в бе­зответственности и безнаказанности для правонарушителя и других лиц, повинных в них, создает почву для совершения более опасных правона­рушений, в том числе и преступлений.

С учетом общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифици­руются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность за их совершение, возникает вопрос о возможности рассматривать сово­купность всех правонарушений как единую сложную систему.

Признание системной взаимосвязи преступности и других правона­рушений обосновывается исследованиями, которые обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонару­шений.

Имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права, но и как о нарушении социальных интере­сов и справедливости. Характеристика правонарушения как нарушения нормы права уже рассматривалась выше и была признана неотъемлемость этого признака, так как его отсутствие означает одновременно и от­сутствие правонарушения. Деяние, не противоречащее социальным инте­ресам и справедливости не всегда противоправно, так как для права существует два вида социальных интересов: юридические значимые и не .-учитываемые правом.


3 Ответственность за правонарушения


Рассмотрим юридическую ответственность. Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения за совершенные правонарушения, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, имущественного или организационного характера.

Основанием для привлечения к юридической ответственности являются:

  1. факт совершения правонарушения;

  2. наличие в деяниях правонарушителя состава правонарушения.

Признаками юридической ответственности являются:

  1. все меры юридической ответственности предусмотрены законом, правовыми нормами;

  2. применяется только тогда, когда совершено деяние, противоречащее закону;

  3. осуществляется органами государства;

  4. выражается в лишении правонарушителя определенных благ, ценностей, возможностей;

  5. выражает осуждение правонарушителя именно государством.

Юридическая ответственность бывает:

  1. дисциплинарная – наступает за нарушение трудовой дисциплины;

  2. материальная – состоит в возмещении убытка, причиненного предприятию, учреждению, организации;

  3. гражданская – наступает в основном за неисполнение договорных обязательств, за причинение вреда;

  4. административная – наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях;

  5. уголовная – наступает за совершение преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом.

Основы юридической ответственности лица закреплены следующими статьями Конституции Украины:

  1. ст.60: за отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность;

  2. ст.61: никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер;

  3. ст.62: лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления; обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях;

  4. ст.63: лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.


В ст. 4 УК сказано: «Все лица, совершившие преступления на территории Украины, подлежат ответственности на основании этого кодекса». По ст. 5 УК: «Граждане Украины, совершившие преступления за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности по настоящему кодексу, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду на территории Украины. На тех же основаниях несут ответственность и пребывающие в Украине лица без гражданства, совершившие преступления за пределами Украины. Если указанные лица за совершенные преступления понесли наказание за границей, суд может соответственно смягчить назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбытия наказания».


Заключение


Главное в противоправном поведении - то, что оно противоречит существующим об­щественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

Наука, изучая правовые явления в социально-исто­рическом аспекте, подчеркивает, что преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-пра­вовой характер явление классового общества, слагающееся из всей со­вокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени. В своей принципиальной основе это положение относится и к другим видам правонарушений.

В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо пре­дусмотрены нормами права, противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего поня­тие и признаки гражданского, административного или иного правонару­шения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода "формализм" противоправности обеспечивает яс­ность и единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и орга­низациям.

Общее понятие состава административного проступка имеет весьма важное теоретическое и практическое значение в

юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Оно является необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов административных проступков, теоретической основой для раскрытия их содержания и правильного применения на практике законодательства об административных правонарушениях.


Список используемой литературы


  1. Основи Конституційного права України. За ред. Копейчикова, Київ,2000

  2. Конституція України. Київ, 1996

  3. Кудрявцев В. Н. «Причины правонарушения». Москва, 1976

  4. С.В.Дрожжина «Основы правоведения», Киев, 1997

  5. О.Д. Наровлянський «Основи правознавства», Київ, 1997