Первоисточник материала: http://www.stomatologist.kiev.ua
Стоматологическая клиника
Форма зубов должна
также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций —
прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в
качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при выборе не
только формы зубов, но также их размера и цвета. Искусственные зубы подбирают
главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, при этом необходимо
учитывать также пол, возраст, тип нервной системы и конституцию.
Зубы мужчин обычно отличаются большей величиной, у них более четко выражены формы фронтальных зубов. Зубы женщин имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.
У пожилых людей зубы, как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки, режущие края фронтальных зубов, особенно клыков, уплощенные вследствие стираемости.
Обобщив изложенные выше данные, мы попытались сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов.
1. В основе выбора и постановки зубов должен
лежать, принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной
системы и ее эффективного функционирования.
2. Гармоничные
формы зубов не привлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а
находятся в соответствии с его типом, конфигурацией и отдельными
чертами.
3. Отсутствие гармонии означает прежде всего
нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в
целом, а нередко и нарушение нормального функционирования зубочелюстной
системы.
Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы при выборе и постановке искусственных чубов. Тем не менее заслуживают внимания указания некоторых авторов, что в основу постановки зубов следует положить принцип умеренной асимметрии, но не абсолютной симметрии.
Функциональная асимметрия, наблюдаемая в природе, п частности в строении тела, лица и зубочелюстной системы человека, демонстрируется в работах М. М. Герасимова (1455), А. П. Кибкало (1969), В. Tanzer (1968) и др. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до их потери: трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., позволяет и (бежать впечатления «искусственности» в восприятии протеза.
Одним из способов, с помощью которых можно придать искусственным зубам более естественный вид, является разновысокая постановка зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление, например, создается в тех случаях, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы.
Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями по направлению к небу, а дистальными — к губам. Этот вид постановки особенно показан в тех случаях, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ, а дистальных — в сторону неба целесообразен при треугольной форме альвеолярного отростка.
Диастема и тремы в искуственной зубной дуге показаны при протезировании у широколицых больных. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и постановкой «встык» с нижними зубами.
Для того чтобы придать искусственным зубам более естественный вид, можно применить двухцветные зубы, у которых режущие края более светлого оттенка, чем пришеечная часть. Можно также наложить пломбы либо вкладки в пришеечной и апроксимальных областях фронтальных зубов или премоляров. Вкладки могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из золота или серебряно-палладиевых сплавов.
R. Reiter (1959), применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах «рамки губ» одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов лишь в вертикальной плоскости получается различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов R. Reiter придает учету так называемого лицевого, резцового и пришеечного эффектов постановки зубов. Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно R. Reiter, определяется формой и цветом зубов, а также их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.
Пришеечный эффект определяется конфигурацией шеек зубов и контуров десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, все ли перечисленные факторы учтены и соблюдены при постановке зубов.
Для того чтобы получить положительный резцовый эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лабиометрия — измерение длины верхней губы и установление ее типа. Еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов и их вестибулярно-орального положения по отношению к верхней и нижней губе возможно с помощью специальных фонетических проб.
Весьма важно, особенно при короткой верхней губе, определить не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов, а также тщательно смоделировать пришеечную часть зубов и искусственной десны. Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны (при короткой верхней губе), авторы рекомендуют ставить более длинные зубы по сравнению с тем, которые были у пациента раньше. Такая постановка зубов, в том числе без искусственной десны, может быть показана при неблагоприятных анатомических условиях; при нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.
Лучшие в эстетическом плане результаты получают при. постановке зубов, форма которых соответствует типу лица больного, при условии тщательной моделировки базиса протеза, а также в тех случаях, когда на искусственной десне имитируют альвеолярные выступы и рельеф десневого края.
Весьма важным моментом в постановке зубов является обеспечение естественности искусственных зубов и красоты лица пациента и в то время, когда он улыбается или смеется. Американские авторы изучали характерные контуры улыбки по фотографиям мужчин и женщин в возрасте от 20 до 30 лет.
Они считают, что для достижения оптимальных результатов — создания красивых зубных протезов — достаточно руководствоваться некоторыми стандартами, характерными для «среднего» типа улыбки:
1) верхние фронтальные зубы и премоляры должны
быть видны при улыбке полностью;
2) форма изгиба линии
режущих поверхностей верхних фронтальных зубов должна быть идентична форме
изгиба линии нижней губы;
3) режущие края верхних
фронтальных зубов должны слегка касаться нижней губы.
Приведенные этими авторами рекомендации для постановки фронтальных зубов могут быть взяты за основу только в том случае, если необходимо добиться стандартно «красивых» улыбок.
В. А. Переверзев (1975) и С. Hulsey (1970) предложили объективный метод оценки индивидуальной улыбки каждого человека, которую они проводили на фотографиях лица в фас с помощью линейных и угловых измерений.
Ими были выделены следующие компоненты улыбки:
1) степень обнажения зубов и альвеолярного
отростка;
2) средние резцовые линии верхней и нижней
зубных дуг (которые могут совпадать, что с точки зрения эстетики считается
положительным моментом, или не совпадать);
3) «щечное
пространство» — расстояние между видимым краем последнего зуба и углом
рта.
Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах «рамок губ» могут быть достаточно точно установлены врачом при изучении старых фотографий больных и учтены при протезировании.
В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что вершиной искусства постановки зубов следует считать их индивидуальную естественность в покое, во время пережевывания пищи и разговора, а также при улыбке или смехе.
Первоисточник материала: http://www.stomatologist.kiev.ua