Библиотека
URL http://www.neuroproject.ru/

Сравнение методов ARIMA и Винтерса в задаче прогнозирования продаж

В данном случае тестовым материалом для методов прогнозирования был выбран перенормированный в другой масштаб исторический ряд продаж одного из продуктов крупной компании.

ряд продаж для прогнозирования

На рисунке представлены еженедельные исторические данные за неполных четыре года (204 недели). Даже без использования статистического анализа заметна сезонность - глубокие провалы соответствуют падениям продаж в новогодние праздники. Можно также отследить уменьшение продаж в майские праздники и в летний сезон.

Цель состояла в том, чтобы проверить точность краткосрочного (на 4 недели вперед) и среднесрочного прогнозирования (на 10 недель вперед) методами Винтерса и ARIMA в абсолютно равных условиях.

Оба метода не используют независимые переменные и опираются исключительно на предисторию прогнозируемого ряда, поэтому никакие дополнительные данные в данной задаче не использовались.

Все вычисления проводились в программе Minitab 14.

В каждую неделю начиная со 150-ой по 195-ую включительно строились два прогноза на 10 недель вперед методом ARIMA и методом Винтерса, соответственно. Причем в обоих случаях все исторические данные вплоть до первой точки прогноза использовались для настройки внутренних параметров моделей. Для каждого прогноза отдльно рассматривалось два варианта:

  1. Сам прогноз целиком оценивался как среднесрочный.
  2. Первые 4 точки этого прогноза оценивались как краткосрочный прогноз на месяц вперед.
Для метода Винтерса использовалсь следующие настройки

Для ARIMA выбрана модель ARIMA(2,1,2)(1,0,1)53 Таким образом, были получены 45 прогнозов, построенных методом Винтерса и 45 прогнозов, построенные алгоритмом ARIMA. Посмотрим на эти прогнозы.

прогнозирование продаж

На каждом из двух рисунков черной толстой линией показан график реальных продаж, а семейство тонких цветных линий - прогнозы, сделанные на 10 недель вперед из разных точек. Видно, что прогнозы, сделанные по алгоритму ARIMA точнее чем прогнозы, сделанные по методу Винтерса.

Оценим точность краткосрочного и среднестрочного прогнозирования продаж для каждого из двух методов. Предположим, что мы строим прогноз длиной N из точки i (т.е. из i-ой точки строим прогноз на N недель вперед). Тогда точность проноза можно посчитать по следующей формуле:
прогнозирование продаж

Здесь прогнозирование продаж - реальное значение точки ряда продаж, а прогнозирование продаж - прогноз этой же точки.

Посмотрим на графики точности, которую показывали оба алгоритма в течение 45 недель (начиная со 150-ой по 195-ую) при среднесрочном и краткосрочном прогнозирование продаж.
точности методов в задаче прогнозирования продаж

Средняя точность прогнозирования

  4 нед. 10 нед.
ARIMA 90.38% 89.67%
Winters 83.67% 80.72%


точности методов в задаче прогнозирования продаж

Анализ результатов

Выводы

Описанное тестирование можно считать еще одним подтверждением в пользу того, что при решении задач прогнозирования методы Бокса-Дженкинса чаще всего работают лучше, чем метод Винтерса. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что использование нейронных сетей позволило бы очень легко учесть дополнительную информацию о продажах, которую невозможно использовать описанными методами, но которая совершенно точно повысила бы точность прогнозирования и которая почти всегда есть в базах данных компаний. Речь идет о таких данных как индексы рекламных активностей, деятельность конкурентов, цена товара, исторические данные о ситуациях out-of-stock, история продаж продуктов, влияющих на прогнозируемый и т.д.

Вверх