Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуалка |
Конференция проходила 1.06.2007г. в первом корпусе ДонНТУ.
Докладчик: ст. гр. СУА-06м Миргоязова А. В.
Сегодня в отношении к технике приходиться решать не только проблемы эффективности или надежности, но и социально-антропологические вопросы (судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности и т.п.).
В самом начале современных философских исследований техники осознан тот факт, что рост индивидуальной и групповой свободы неотделим от роста зависимости человека от техники. Надындивидуальная системность технократии по своему "побочному продукту" часто несоизмерима с теми преимуществами, которые предоставляет техника каждому человеку.
В результате научно-технического прогресса происходит одновременно развитие и деградация человеческой личности, субъект становится простым "функциональным элементом" и "материалом" для машины, хотя при этом все время растет материальное благосостояние данного субъекта. Антропология техники подразумевает, что техника не является чем-то негуманным, а представляет собой естественную и существенную составную часть человека. Появился вид человека homo sapiens technicus, который стал активным участником преобразования своего собственного существования и без соответствующей гуманитарной подготовки легко может разрушить окружающий мир. Перед человечеством все острее встает вопрос, как должно оно использовать свой могучий научно-технический капитал.
Техника выступает не только в качестве машин и орудий - она образует техносреду, к феноменальности которой относятся технические знания, культурные тексты, в которых обсуждается техника и многообразные формы технического обслуживания. В этом смысле философия техники неотделима от философии современности, предметом которой все в большей мере становится техносфера со своими специфическими законами развития, без учета которых невозможны эффективные действия социальных групп и современного социума в целом. Проектируя возможности человеческой реализации, техника приобретает антропологический и экзистенциальный смысл, что усиливает необходимость целостного философского исследования проблемы.
Сегодня философия техники, продолжая модернистскую тенденцию, как бы разворачивается "вширь" институционально и тематически - в качестве необходимой осознается задача проследить отдельные и специфические производные "мирового технэ", самые неочевидные его проявления. Однако любая система, разрастаясь, в конечном итоге приходит к кризису, что не обошло стороной и регион инженерии. Скорость синтеза социокультурной техносферы, в которой человек творчески реализует свою природу, на данный момент едва ли контролируется. Homo sapiens technicus стал активным участником преобразования собственного существования. Индуцированное этим вопрошающее отношение к технике оправдано не только применительно к индустриальной эпохе развития человечества - оно тем более проявлено в информационную и постиндустриальную эпоху, когда техника претендует на то, чтобы дополнять и даже замещать саму антропологическую определенность.
Отказ от техники и ее осуждение проистекают сегодня из весьма различных источников: любовь к природе и к простой, несложной жизни; потребность в ясном представлении положения вещей; экономические соображения относительно запасов сырья и удаления отходов; чувство справедливости, которое протестует против того, что определенные группы людей живут гораздо лучше, чем другие, а также желание изменений системы, которые могли бы привести к принципиальному революционному преобразованию общественной структуры - все это оказывает влияние на указанное отношение к технике. Эти разнородные группы объединяются против так называемой технократии и требуют нулевого роста. В противоположность этому усилия всех политиков, находящихся на ответственных постах, направлены на дальнейшую поддержку и развитие техники. Можно привести три позиции аргументов, которые могут перевешивать все иные соображения:
Приведенные аргументы показывают, что этот экспансивный технический рост не так-то просто остановить. Несмотря на это, темп - хотят того или нет - все же замедляется, хотя бы уже из-за нехватки сырья. Тем самым возникает вопрос: наступит ли когда-нибудь такое время, когда технический прогресс окажется уже изжившим себя? Если принять антропологическую идею техники как существенного признака человека, то на этот вопрос приходится дать отрицательный ответ.
Поскольку возможности экстенсивного роста ограничены, постольку дальнейший прогресс техники должен быть поставлен на службу интенсивному повышению уровня жизни. Техника необычайно повышает возможности наших органов чувств и органов действия. Чувства являются воротами в мир, они поставляют нам материал, который наполняет наше сознание и представляет нашу действительность. Увеличение радиуса действия чувств означает расширение сознания, означает более богатую действительность. Это повышает живость, интенсивность жизни, участие. Этот переход от экстенсивного к интенсивному росту может сослужить серьезную службу человечеству для его образования и развития в смысле подлинного самоосуществления.
В этом направлении были предприняты, например, такие шаги: а) последовательная рационализация, упрощение и упорядочение производственной техники; б) повышение уровня естественнонаучного и гуманитарного исследования для расширения познания мира и жизни; в) усиленное применение техники для интенсификации обучения и образования, с помощью которого лучше выравниваются различия в образовании и отдельные люди становятся участниками духовного универсума. Такой шанс сегодня предоставляет только техника, которая дает возможность каждому иметь свободное время; г) упорядочение и повышение уровня коммуникационной техники для углубления межчеловеческих отношений во всем мире.
Правда, техника часто считается чуждой силой, в распоряжение которой мы отданы, чем-то материальным, враждебным духу. В действительности же она является средством самореализации человека. Поворот от расширения сферы применения техники к ее интенсификации может поднять нас на новый уровень развития сознания. Предпосылкой для такого продвижения вперед служит переориентация по отношению к тому, что считается ценным. Ибо техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо, она имеет лишь служебную функцию, цели же мы должны находить в нас самих.
Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуалка |