Вернуться в библиотеку
Доклад на ІІI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНИТОРИНГ И ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" май 2007г
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЯ СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ С ПОМОЩЬЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ
О.Ю. Орлова
Донецкий национальный технический университет
Проблема прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последнее десятилетие стала особенно сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщетности прогнозирования.
Успешная деятельность предприятий невозможна без прогнозирования спроса: функционирование этих экономических объектов самым непосредственным образом ориентировано на удовлетворение спроса физических и юридических лиц на производимую продукцию. Однако на сегодняшний день не существует надежной методики количественной оценки наиболее существенных факторов, влияющих на спрос в этой сфере. Количественное определение спроса затрудняется из-за отсутствия концепции, адекватно объясняющей закономерности его возникновения и трансформации в условиях становления рыночных отношений; ограничивается слабой разработанностью подходящих методов и моделей для прогнозирования его динамики и структуры. Все это указывает на актуальность исследования и необходимость разработки методики прогнозирования спроса на продукцию.
Цель данного исследования состоит в обосновании и развитии теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций по управлению процессом прогнозирования спроса на бытовую технику с учетом специфики его функционирования в условиях растущей конкуренции.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
1. Выявить основные проблемы и обосновать предпосылки совершенствования управления процессом прогнозирования спроса на рынке бытовой продукции;
2. Разработать концептуальную модель управления процессом прогнозирования спроса на рынке бытовой продукции для соответствующего предприятия;
3. Обосновать основные направления совершенствования управления процессом прогнозирования в контуре системы управления предприятием, производящим бытовую технику, с применением современных компьютерно-информационных технологий.
Задача прогнозирования потребительского спроса состоит в ежемесячном, а иногда и в ежедневном построении прогнозов спроса на каждый товар из всего ассортимента производимой продукции. Прогнозы спроса используются при планировании закупок, управлении ценами и ассортиментом. Данная прикладная задача имеет ряд существенных особенностей, накладывающих определённые ограничения на методы решения.
1. Количество прогнозируемых временных рядов имеет порядок 105-106.
2. Статистические характеристики временных рядов продаж существенно различны для разных товаров. Они могут быть дискретными или вещественными.
3. Прогнозируемые ряды не являются стационарными.
4. Завышение и занижение прогнозов приводят к различной величине потерь.
5. Требуется прогнозировать временной ряд спроса, хотя наблюдается временной ряд продаж.
Предложено использование генетических алгоритмов для построения системы прогнозирования спроса продукции, которые ранее в большей мере использовались лишь на финансовых рынках, страховых кампаниях и некоторых банках.
В некоторых случаях идентификации параметров функции спроса, использование генетических алгоритмов может быть более эффективным, чем в стандартном прогнозировании сезонного спроса.
Вид функции спроса должен быть выведен из внутреннего и внешнего окружения каждой фирмы. Невозможно предложить общую формулу функции спроса, применимую ко всем экономическим условиям различных фирм. В некоторых фирмах спрос может зависеть главным образом от одного фактора, но в других фирмах можно идентифицировать десятки важных факторов, влияющих на спрос.
Часто, в качестве первого приближения, принимают, что функция спроса является функцией времени (например линейная, логарифмическая, показательная и т.д) представляющей тренд спроса. Известно, что цена - один из наиболее важных факторов, влияющих на спрос почти всей продукции и услуг. Можно предложить комбинацию классического трендового подхода (то есть, спрос как функция времени) и экономической теоретической функции спроса (то есть, спрос как функция цены).
Главной задачей является определение фитнесс функции (F). Это должна быть мера “расстояния” между моделью с генерированными данными и собранными реальными данными. Например, одним из вариантов функции может выступать выражение:
где t - время; - реальные продажи во время t; р- цена; A - амплитуда колебания; B - коэффициент тренда; C - вертикальное смещение; w - частота (представляет периодичность); ф - горизонтальное смещение; e - ценовая эластичность. К примеру, пускай размер популяции - 60 особей, вероятность кроссенговера - 0,2, вероятность мутации - 0,05, число популяций - 500. Пусть мы продаем какую-то продукцию, объём продаж, которой приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Продажа продукции и цена
Месяц |
Продажи, тыс. |
Цена |
0 |
44,32 |
0,26677 |
1 |
46,59 |
0,26630 |
2 |
50,11 |
0,26318 |
Проведя эксперимент и получив популяции, получим результаты параметров, таблица 2.
Таблица 2 - Результаты эксперимента
Амплитуда A |
Частота w |
Эластичность е |
Гор. смещение j |
Вертик. смещение С |
Фактор тренда В |
Фитнесс F |
1.22361 |
1.49169 |
0.76637 |
4.65005 |
47.46334 |
-0.28935 |
5.86275 |
3.40013 |
1.48192 |
0.02444 |
4.62659 |
47.46334 |
-0.25904 |
5.88233 |
2.52664 |
1.49853 |
0.21603 |
4.71261 |
47.39003 |
-0.33138 |
5.92691 |
В таблице 3 представлены реальные значения продаж и полученные путем проведения эксперимента.
Таблица 3 - Сравнение реальных продаж и просчитанных по эксперименту
Месяц |
Эксперимент |
Продажи |
Ошибка |
0 |
44101 |
44320 |
219 |
1 |
46698 |
46590 |
108 |
2 |
50206 |
50110 |
096 |
Можно выделить лишь две общие причины неудовлетворительных результатов прогноза, используя такой подход: не правильный вид функции спроса или не соответствующий метод идентификации параметров.
На начало
|