Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто
познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет
глубже понять социальную природу государства, его особенности и
черты, дает возможность проанализировать причины и условия
возникновения и развития государства. Анализ исторического процесса
возникновения государства позволяет четче определять все свойственные
ему функции - основные направления деятельности, точнее установить
место и роль в жизни общества и политической системы.
На основании прочитанной мной литературы (список изученной литературы прилагается), я пришел к выводу, что никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государства. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешних стран СНГ и в том числе Украины, стран Восточной Европы, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства.
Поэтому я поставил перед собой задачу разобраться в самых общих вопросах, связанных с причинами и условиями возникновения государства как социального явления, как социального института.
Я полагаю, что на основании изученного курса философии можно очертить круг основных категорий, связанных с анализом темы реферата. К числу этих категорий, на мой взгляд, необходимо отнести следующие – «общность», «общество» и «государство».
Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом на окружающую действительность. Таковыми являются, прежде всего, - род, семья и народ [1, 305].
Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре [там же].
Государство – это продукт исторического развития человеческой цивилизации, форма организации общностей и общества, основанная на праве и законе [1, 306].
Если попробовать установить возрастную иерархию между тремя этими категориями, отражающими объективные социально-исторические явления, то окажется, что самым старшим по возрасту является понятие «общность» - человеческое стадо, племя, род, семья, народ. Понятия «общество» и «государство» являются в некоторой степени близнецами и младшими «детьми» по возрасту по отношению к понятию «общность». Своеобразие «близнецов» - общества и государства, на мой взгляд, заключается в том, что по своему содержанию они, как социально-исторические явления, так и теоретические понятия взаимно пересекаются и обусловливают понимание друг друга.
Из курса философии мне известно, что объект – это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Объект – это «актуальное поле исследования», в котором и должен разобраться автор реферата. Объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматривается?». Исходя из этого концептуального положения, объектом моего реферата является государство как продукт развития исторического процесса.
Мне также известно, что предмет – это тот специфический угол зрения, под которым рассматривается изучаемый объект. Предмет – это совокупность эмпирических описаний, дающих возможное видение объекта. Предмет – это то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет – это некая идеальная модель объекта. Предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?». В процесс участия в научно-исследовательской работы студентов мне известно, что предмет любого исследования всегда должен присутствовать в названии исследования. Идя от противного, т.е. имея в наличии название реферата, я полагаю, что предметом исследования моего реферата можно определить причины, т.е. общие закономерности возникновения государства вообще и условия, т.е. особенности возникновения государств у разных народов мира. Выяснение предмета данного реферата позволит раскрыть тему исследования, т.к. общие закономерности государства как социального явления и особенности возникновения государств в различных регионах земного шара отражают отношения, свойства, аспекты и функции объекта моего исследования, т.е. государства.
Вопрос о происхождении государства тесно связан с вопросом о социальной природе и назначении этого явления. Поэтому он всегда привлекал внимание исследователей. На этот счет существуют самые разные подходы, теории, объясняющие происхождение государства и связанные с ним характеристики этого явления. Анализу этих подходов и теорий и посвящена основная часть моего реферата.
Власть и социальные нормы в догосударственном обществе
Всегда ли существовало государство? Если да, то как оно возникло? Если нет, то когда и в связи с чем связано его происхождение?
Выдающийся российский правовед, один из крупнейших специалистов в области теории государства и права Черданцев А.Ф. в своем учебнике [2] так описывает догосударственную историю человеческого общества.
«Ранний период человечества характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы. Это был период присвоения преимущественно готовых продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, кореньев, орехов и т.д., примитивная охота, рыболовство. Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затем каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и отшлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и железные орудия» [2, 50].
Далее Черданцев А.Ф. отмечает, что примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пишу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на земледельческие, охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу и т.д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности. Коллективному труду и форме собственности соответствовали и уравнительные отношения в сфере распределения материальных благ.
Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества. В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания. По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (каменным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствования охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т. д.), появляются более устойчивые объединения людей — родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй.
Род — это группа лиц, которые находятся в действительном или предполагаемым родстве друг с другом [2, 51]. Это был личный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Первоначально роды (родовые общины) были материнскими (матриархат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяйственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыжным земледелием, гончарным производством, ведением домашнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было определить только по женской линии. Родовая община характеризовалась наличием группового брака. Не случайно первыми появились не боги, а богини.
Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы. Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие).
Черданцев А.Ф. отмечает, что первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, управление.
Известная в Украине в кругах специалистов в области теории государства и права Скакун О.Ф. даёт следующие признаки первобытного общественного самоуправления:
- оно (самоуправление) существовало только в
рамках рода, выражало его волю и
основывалось на кровных связях;
- субъект и объект управления совпадали;
- органами самоуправления выступали родовые собрания, то есть собрания всех членов рода (мужчин и женщин), и избираемые ими старейшины;
- общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях;
- власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;
- должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все [3, 29].
В догосударственном обществе власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, мудрость, воинскую доблесть. Короче говоря, власть опиралась на силу авторитета его носителя, а не на авторитет силы.
Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.
В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией.
Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер. Нарушение табу повергало первобытного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к болезням.
Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.
В заключение этого раздела отмечу, что по Черданцеву А.Ф. «правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм («моно» - один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало, как не знало и различия между правами и обязанностями» [2, 53].
На основании изученной мной литературы, можно сделать однозначный вывод, что государства появляются на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с тремя крупными общественными разделениями труда:
1) выделением скотоводства как обособленной сферы общественной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег);
2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка, овладение навыками обработки металлов);
3) появлением группы людей (купцов), занятых только обменом (сосредоточение богатства в их руках благодаря посреднической миссии).
В этот период материнский род сменился отцовским
(патриархат), родство определялось уже по мужской линии. Это
было связано с повышением роли мужчины, который занимался
скотоводством и земледелием, с использованием животной
тягловой
силы, ремеслом. На смену групповому браку приходит парный
брак - семья. Интересы патриархальных семей уже не полностью
совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение
родовой общины. Возникла крестьянская община.
Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, их главам, старейшинам, военачальникам орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имущественное неравенство (сначала — межродовое, а затем внутриродовое) послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общесоциальных дел (администраторы, контролеры, казначеи и др.).
Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.
Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, отделенной от общества, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стало государство.
Скакун О.Ф. отмечает, что «родовая организация постепенно эволюционировала в государство, проходя определённые переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления ещё сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу)» [3, 30].
Таким образом, причинами возникновения государства являются:
- необходимость совершенствования управления обществом,
связанная с его усложнением в результате развития производства,
разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом
численности населения и расслоением общества
на социально
неоднородные группы (классы);
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс, возникших в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
- необходимость защиты территории и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических;
- необходимость организации крупных общественных работ, объединения для этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки).
На мой взгляд, наиболее кратко и в тоже время ёмко об условиях возникновения государства написано в учебнике, автором которого является Скакун О.Ф. [3]. Развитие первобытного общества во всех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.
Различают два основных пути возникновения государства:
- восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).
- европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);
На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.
Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выступающее организатором производства и выполняющее административные функции. Эта особая группа должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.
Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение частной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.
Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой, неприкосновенной.
Особенности возникновения государств восточного типа:
1 |
основу экономических отношений составляет государственная форма собственности; |
2 |
частная собственность имеет второстепенный характер; |
3 |
государственная власть является деспотической; |
4 |
имеется мощный чиновничий аппарат; |
5 |
происходит сакрализация (освящение) власти; |
6 |
устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается. |
См.: Скакун О.Ф. [3, 33].
На территории Европы (европейский путь возникновения государства) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Скакун О.Ф. отмечает, что «Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» называет три формы возникновения государства: афинская, римская, германская» [3, там же].
В южной Европе государства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких общественных работ, как при восточном (азиатском) пути возникновения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).
В Афинах появление государства нередко называют классической формой происхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества.
В Древнем Риме процесс формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати).
Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть они стимулировали разложение родо-племенного строя и образование государства.
В Древней Спарте появление государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоевательными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными рабами (илотами). Превышение количества илотов над спартанцами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы землепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну среди общинников на правах владения.
У древних германцев образование государства было ускорено завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию пра-феодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могущественной Римской империи.
Этот строй скорее был прафеодальным или раннефеодальным, т.к. он характеризовался тем, что крестьяне сохраняли свободу и собственность на землю, знать не имела крупной земельной собственности.
Феодальный же строй, в отличие от прафеодального, характеризуется такими классическими признаками, как закрепление несвободы крестьянина и наличие крупной земельной собственности землевладельца.
Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.
В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами [3, 34].
Особенности экономических укладов у разных народов мира
в эпоху зарождения государств
Группа известных российских философов (В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов) в своем учебнике [4] отмечают, что каждому пути происхождения государства (т.е. восточном и европейскому) соответствовали сопутствующие им и только им психотехники мышления и формы хозяйствования. Причем процесс овладения психотехниками мышления и формами хозяйствования у разных народов сопровождался процессом создания государства по-разному, разными путями.
Языческая оседлость. Потому-то и называют древнейшие цивилизации Востока «речными цивилизациями», что главное в их жизни не земля, а вода. Причем, не падающая с неба (то есть для всех примерно одинаково), а текущая с гор, и потому распределенная заведомо не одинаково ни по количеству, ни по качеству (чем ниже по течению, тем, как правило, хуже) и поддающаяся перераспределению. Связанное с использованием воды широкомасштабное ирригационное строительство требовало координации усилий большого количества людей со стороны надобщинного центра - государства.
Переход к оседлой жизни вел к смене родовой общины соседской (крестьянской) с обособлением в ней семьи как первичной хозяйственно-демографической общности и образованием государства как надобщинной структуры. При этом часть воспроизводственных функций родовой общины перешла к соседской, часть ушла «вниз», в семью, а часть «наверх», к государству или даже дальше, к вне- или надгосударственному образованию (например, религиозному центру). Но и сама соседская община вобрала в себя часть связей, которые ранее существовали только на межобщинном уровне. Речь идет об обмене генетическим материалом в ходе демографического воспроизводства.
Христианская оседлость. Придя на территорию Римской империи, к тому времени уже принявшей христианство, и осев на ней, кочевники уже не должны были мучительно преобразовывать свою мировоззренческую систему. Вместе с уже имевшейся здесь культурой оседлого хозяйствования они, особо не задумываясь, приняли и христианское понимание свободной личности, которое хорошо сочеталось с автономным хозяйствованием в рамках отдельно взятых семей. Технологической основой их автономии был цикл «органические удобрения (отходы животноводства) — продукция растениеводства». При этом кочевническая техника мышления не отбрасывалась, а, так или иначе, преобразовывалась. Например, из-за того, что у англичан право наследования земли имел только старший сын, остальным надо было искать другой жизненный путь, «другую землю». Крестовые походы — это тоже форма проявления пережитков кочевнического умонастроения вроде бы, оседлых, новых европейских народов. Кроме того, на севере Европы морские кочевники (норманны, викинги, варяги) еще долго не могли успокоиться и на протяжении нескольких веков держали в напряжении всех южных соседей, включая жителей Средиземного моря. А потом этот же шаблон кочевнического умонастроения вкупе с тягой к восточным атрибутам обеспеченной, «красивой жизни» (пряности, чай, шелка...) способствовал Великим географическим открытиям в поисках приемлемой альтернативы Великому шелковому пути, колонизации Америки, других континентов. Более того, по вполне понятным причинам рыночное умонастроение (взять, например, западного коммивояжера или нашего «челнока») во многом воспроизводит именно кочевническое.
Итак, сверхвысокий экономический суверенитет семьи на Западе имел обеспечение на всех уровнях: собственно хозяйственном (автономный цикл «органика-зерно»), техники мышления (преобразованная кочевническая) и мировоззренческом (христианское понимания личности). На классическом Востоке не было ни одного из перечисленных элементов.
Сравнивая два крайних случая перехода к оседлой жизни, можно сказать, что на Востоке происходил своеобразный обмен свободы хозяйствования на обеспеченность существования на групповой основе. «Коллективное животное», родовая община при этом уступала место «коллективному растению» — соседской общине. Много позже на Западе переход к оседлой жизни сопровождался индивидуализацией (точнее, сначала переходом на уровень семьи) свободы хозяйствования в общем-то без снижения обеспеченности существования. Оговорка «в общем-то» отражает тот факт, что отдельно хозяйствующей семье труднее защищать себя от любителей «постричь», тем более крупной общности, например, кочевой родовой общине.
В результате перехода к оседлой жизни в Западной Европе основной хозяйствующей общностью здесь стала семья, занимающаяся богарным земледелием и исповедующая вместе со всеми соседями христианство Римско-католической конфессии. Точнее, «большая семья», включающая не менее трех поколений, в отличие от современной западной «малой семьи», включающей лишь два, а то и одно поколение.
Соседская община по сути дела была лишь культурным (религиозным) образованием и не выполняла сколько-нибудь важных хозяйственных функций. Это уже не восточный «улей», а скорее товарищество, собрание автономных экономических единиц, атомов общества. Главная ценность, пахотная земля, стала семейной, фамильной собственностью (не путать с частной). Свобода хозяйствования осталась инструментальной ценностью, как и при кочевом образе жизни (хотя возможность перемещения здесь резко сокращена, но никто не командует с верхних этажей хозяйственной иерархии, их просто нет). Социальных гарантий существования не прибавилось, скорее наоборот, но обеспеченность существования повысилась за счет освоения местной культуры земледелия (особенно тяжелого плуга на конной тяге) и стабильности природно-климатических условий.
Основное экономическое отличие западной оседлости от восточной состоит в атомизированности общества, отсутствии изначально хозяйственных иерархий. Индивид здесь по-прежнему есть лишь часть хозяйственной общности (в данном случае семьи), но очень большая часть, если так можно выразиться. Тем самым исходное противоречие между преимущественно индивидуальным характером производства, хозяйствования с применением ручных орудий труда и коллективным присвоением его результатов, существовавшее у кочевых племен и сохранившееся на Востоке, здесь как бы нашло свое разрешение за счет автономизации присвоения.
Это, конечно, не значит, что на Западе совсем не было иерархий в период перехода к оседлой жизни последних «великих переселенцев». Отнюдь. Их было даже больше, чем на Востоке. Главными среди них были две — церковная и военная. Первая из них имела как бы внешний по отношению к хозяйствам характер. Само принятие христианства в Западной Европе означало вхождение верующих в организацию, центр которой находился в Риме. Вторая иерархия, военная, как представляется, имела внутренний характер или, по крайней мере, подпитывалась слабостью семьи как субъекта, не способного обеспечить свою собственную безопасность от возможных посягательств со стороны других субъектов, продолжающих бродить и пытающихся «стричь».
Черданцев А.Ф. отмечает, что пришедшее на смену родоплеменной организации власти государство как специфическая организация осуществления власти в новых условиях классового общества существенно отличается от родоплеменной власти [2, 62].
Во-первых, для осуществления власти необходимы были новые формы объединения самого населения, ибо деление населения на роды и племена утратило свое значение. Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты и т.д. Население стало подразделяться и объединяться по территориальному признаку: территориальным общинам, волостям, графствам, а позднее и иным административно-территориальным единицам. И органы новой государственной власти были «привязаны» именно к этим единицам. Для государства имеет значение уже не относимость человека к роду или племени, а факт проживания на определенной территории.
Во-вторых, для государства характерно наличие публичной, политической власти, выражающейся в системе органов, осуществляющих власть на постоянных профессиональных началах. Эта власть уже не совпадает с населением, она осуществляется особыми людьми, выделившимися из общества, которые не занимаются производительным трудом. Их удел — управление обществом, общественными процессами, разрешение конфликтов. Эта власть опирается на принуждение. Здесь мы видим и особые структурные элементы новой организации, призванные применять юридическое принуждение, в том числе с помощью оружия (полиция, тюрьмы, армия), для внутренних и внешних целей.
Налоги — третий признак государства, отличающий его от власти догосударственной. Налоги необходимы для содержания государственных чиновников, армии, полиции, создания материальной базы для них, в том числе для производства оружия.
Налоги — это безвозмездные, постоянные, регулярные платежи в пользу государства (казны). Эти платежи могут быть и натуральными (зерно, мед, шерсть, скот и т. д.), и денежными. В современных условиях налоги преимущественно денежные. Налоги и иные платежи (пошлины, сборы) берутся как с граждан, так и с организаций.
Для сбора налогов также создается разветвленная система государственных органов (налоговая служба, налоговая полиция и др.). Постоянным спутником государства являются и государственные долги, появляющиеся тогда, когда налоговых сборов недостаточно для содержания государственного аппарата и выполнения государственных программ в той или иной сфере жизни.
Наряду с налогами государство обременяло и может обременять граждан другими повинностями: дорожной (участием в строительстве дорог), гужевой (участием в перевозках государственных грузов), воинской (обязанностью военной службы) и др.
Ну и, конечно, нельзя обойти такой признак государства как территория. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию.
При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Обычаи и традиции не могут регулировать жизнь общества и они уступают место , так называемым писаным норма – юридическим законам. Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов.
На основании изученной литературы я попытался уяснить основные теории происхождения государства. Эти теории с точки зрения философии простираются от идеализма до материализма, отражая тем самым ход исторического процесса. Краткое содержание теорий происхождения государства, я полагаю, должно занять место в моём реферате.
Патриархальная теория (Аристотель, Р.Филмер, Н.К.Михайловский, М.Н.Покровский). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение) — совокупность селений (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство.
Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над светской властью, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившего государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.
В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки происхождения государства. Её рациональным зерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность личности.
Договорная (естественно-правовая) теория (Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н.Радищев, И.Кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.
В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначно. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Разумеется, объективные причины возникновения государства нельзя объяснить только договором. Их значительно больше. Вместе с тем договор играет значительную роль в создании ряда государств, в практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.
Органическая теория (Г. Спенсер) отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческому организму сформулированы еще древнегреческими мыслителями. Г.Спенсер в XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, который состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Согласно его теории, государство, как и всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство вначале возникает как простейшая политическая реальность и в процессе своего становления усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибелью государства в результате его старения. Специализация предполагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специализируются на определенной функции в системе целого.
Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается в признании связей законов общественной жизни и законов природы, понимании того, что человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек первоначально является творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства.
Позитивным можно назвать обоснование дифференциации (деление на классы) и интеграции общественной жизни (объединение людей в государство).
Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).
Они отрицают внутренние социально-экономические причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.
Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает из физической силы, из господства племени, которое сначала физически преобладает над другим племенем, а потом превращается в господство класса.
К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В итоге возникает одно объединение из двух общин, одна — господствует, другая — угнетает.
Только теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих теорию насилия, заслуживают внимания. Исторический опыт свидетельствует, что завоевание одних народов другими было реальным фактом существования государственности на протяжении долгого времени (например, Золотая Орда). Элементы насилия сопровождают образование любого государства (римского, древнегерманского, Киевской Руси). Насилие — борьба между Севером и рабовладельческим Югом — сыграло определенную роль в образовании США.
Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, породивших раскол общества на классы с противоположными интересами. К. Маркс писал, что государство есть «орган господства, орган угнетения одного класса другим». В.И. Ленин называл государство «машиной для поддержания господства одного класса над другим». В их трактовке государство обеспечивает преимущественные интересы экономически господствующего класса с помощью специальных средств подчинения и управления.
Если Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения государства положили факторы внутреннего или внешнего насилия, то К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин руководствовались положением, что государство — не сила, навязанная извне, а результат внутреннего развития общества.
Эта теория имеет немало достоинств. Экономический фактор, положенный в основание становления государства, способен лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы — психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, для определения сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным для всех времен и народов.
Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбе в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Государство объявлялось временным явлением, возникшим вместе с возникновением классов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмиранием классов и установится общество коммунистического самоуправления. Недооценивался идеологический фактор (сознание), который, наряду с материалистическим (бытие), играет существенную роль.
Украина: общность, общество, государство?
Раскрывая предмет реферата, т.е. анализируя общие закономерности происхождения государства как социального явления и особенности возникновения государств у разных народов, нельзя обойти стороной вопрос возникновения такого государства как Украина.
Сразу же хочу оговориться, что Украина для меня не является исторической родиной, т.е. местом моего рождения. Я родился на территории бывшего СССР, ныне это территория Российской Федерации. Я не считаю Украину своей Родиной в социальном плане, т.к. для меня лично это государство не сделало ничего, а все чего я достиг – это результат моего умственного и физического труда по преодолению препятствий, которые создавало на моем пути государство Украина. Хотя я и являюсь гражданином Украины, но ощущения Украины своей страной, своим государством у меня нет.
Исходя из вышеизложенного я попытаюсь как незаинтересованное лицо рассмотреть вопрос относительно государственности Украины и разобраться в том, чем является она, т.е. Украина – общностью, обществом или государством.
Прежде всего хотелось бы остановиться на следующем вопросе – когда и как появилось государство Украина?
Имеется немало народов и наций, которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств (например УССР в составе СССР), испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации. Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных образований.
Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.
Таким образом, Украина как самостоятельная форма организации общностей и общества, основанная на праве и законе, возникла в 1991 г., т.е. 14 лет назад.
Можно, конечно, аппелировать к историческим фактам, что была УНР (Украинская народная республика), ЗУНР (Западно-украинская народная республика), другие государственные образования, но их «век» был недолог. Можно оправдывать отсутствие в прошлом самостоятельного украинского государства тем, что окружающие государства были в экономическом и военном плане сильнее – то поляки (нынешние «друзья») мешали, то русские (нынешние «враги») притесняли. Я же никогда ни от кого не добился на волнующий меня вопрос: «А хотел ли кто-нибудь по-настоящему создать украинское государство?».
На мой взгляд, ответ на этот не простой вопрос лежит в плоскости глобальной проблемы – место территории, которое сегодня называется Украиной, в геополитической системе координат.
В связи с этим необходимо остановиться на очень важной, по моему мнению, причине возникновения государств, о которой еще не упоминалось в данном реферате, а именно – географическое положение того или иного участка земной поверхности, который обжит, на нем живут люди, объединенные в общности, общества и государства.
Работая над литературными источниками, я ознакомился со статьей заведующего кафедрой философии нашего университета профессора Додонова Р.А. Его статья «Черноморские векторы в геополитических концепциях Украины и России» [5] заслуживает особого внимания.
В указанном источнике в частности отмечается, что в вопросах анализа возникновения государств важное место занимает категория «месторазвитие». Профессор Додонов Р.А. указывает, что основоположником этой категории является автор евразийской концепции развития П.Савицкий. Это научное открытие нашло поддержку и детализацию в трудах Г.Вернадского и Л.Гумилева [5, 129].
Далее в указанной статье отмечается, что каждый народ имеет определенные географические ограничения. И даже в случае экспансии этноса на новые земли и создания национальных империй специфика хозяйствования и способ жизни не позволяют далеко отрываться от начальной природной зоны. И далее профессор Додонов Р.А. приводит следующие примеры.
Римская империя, несмотря на громадные территории, не смогла покорить земли, где не рос виноград.
Киевская Русь, начавшаяся со срединной Надднепрянщины, смогла распространиться лишь в границах речных систем Восточноевропейской равнины.
Московское государство зародилось в лесных массивах междуречья Волги и Оки, потом превратилось в Российскую империю, которая, в свою очередь, относительно легко овладела обширными территориями лесных массивов от Балтики до Тихого океана, даже перекинулась в Аляску, однако остановилась на Юге перед цепью высоких гор. Этот природный рубеж Россия так и не смогла преодолеть.
В свою очередь не смогли преодолеть в XV веке природный рубеж – Черное море и агрессивные азиаты, т.е. турки-османы.
Эти примеры показывают, что категория «месторазвитие» указывает на тот ареал культур-цивилизации, в котором наиболее органично осуществляется историческая эволюция определенного народа.
Та территория, которая сегодня именуется Украиной, стала в прошлом большой пограничной зоной, на которую натолкнулись три цивилизации – православная, католическая и исламская. На мой взгляд, конфликт этих цивилизаций не позволил создать именно государство в этом месте. Я думаю, что общности и общество на территории, которую сегодня занимает Украина, существовали, а вот государства то возникали, то исчезали.
В прошлом на той территории, которую сегодня называют Украиной, решался так называемый «восточный вопрос». Решение этого вопроса как геополитическое явление не позволило создать украинское государство в средние века.
В указанной мной статье профессор Додонов Р.А. излагает взгляды по проблеме «восточного вопроса» известного российского (украинского) ученого XIX века М.Данилевского.
По М.Данилевскому «восточный вопрос» прошел в своем развитии четыре этапа.
Хронологические рамки первого этапа простираются от глубокой древности от Филиппа Македонского до Карла Великого и разделения церквей в 1054 г. и создания Российского государства.
Во времена первого этапа основными геополитическим силами являлись древние греки и греческая культура с одной стороны и римская империя с другой стороны. Обе силы стремились на Восток. На определенном этапе творческие силы обоих этносов иссякли. На смену ушедшим в историю грекам и римлянам пришли другие силы. Эстафету от греков и восточных римлян-византийцев приняли славяне в лице Российского государства. Наследство западных римлян приняли германцы. Именно этим народам суждено было оживить вековую борьбу между Грецией и Римом.
Второй этап сопровождается натиском германского культурно-исторического типа на славянский, католицизма на православие. На этом фоне начинает своё наступление и магометанство (ислам) Этот этап заканчивается выходом на геополитическую арену Российской империи как новой самостоятельной силы в Европе – «сознательной защитницы православия и славянства».
Третий этап «восточного вопроса» связан с деятельностью российской императрицы Екатерины II и её фаворита – министра и князя Потемкина Таврического. Результатом этого этапа стало превращение магометанской силы – турецкой власти в историческую политическую рухлядь. Однако цель Российской империи – решение «восточного вопроса», т.е. воссоздание православного греческо-византийского государства, не была достигнута.
На четвертом этапе, по прогнозу М.Данилевского, который был сделан еще в XIX веке, в будущем неминуемо столкновение Славянства с Германским миром. Результатом этого столкновения должно быть окончательное решение «восточного вопроса», а именно – воссоединение всех славян под властью российского царя, а духовным символом последнего – водружение православного креста над храмом Святой Софии в Константинополе [5, 132].
Такому прогнозу в решении «восточного вопроса» противодействует сегодня весь западный мир. Нынешнее руководство Украины, на мой взгляд, оказывает в этом вопросе содействие Западу. В связи с этим, я считаю, что если нынешнее руководство Украины будет осуществлять такую политику, то есть все предпосылки к тому, что одним из вариантов предстоящих итогов парламентских выборов в марте 2005 г. может оказаться раскол государства, которое не доживет до своего пятнадцатилетия.
Я не ученый, я обыватель, который иногда что-то читает, и полагаю, что моя точка зрения имеет право на существование.
Заключение
Полагаю, что мне удалось раскрыть тему реферата.
В реферате были рассмотрены основные причины возникновения государства как социального явления. Этими причинами явились три крупных общественных разделения труда:
1) выделением скотоводства как обособленной сферы общественной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег);
2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка, овладение навыками обработки металлов);
3) появлением группы людей (купцов), занятых только обменом (сосредоточение богатства в их руках благодаря посреднической миссии).
Условиями возникновения государства явились достижение степени зрелости к переходу человеческой общности от родовой общины к крестьянской общине, а также к регулированию отношений между людьми не нормами обычаев и традиций, а нормами закона и права.
Список литературы
Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр.дел, 2000. –704 с.
4. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.Л.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.
Роман Додонов. Чорноморські вектори у геополітичних концепціях України і Росії. /Політичний менеджмент. - №4(13). – 2005. – С. 127-141.