Вернуться в библиотеку

Исходный URL http://www.mobilecomm./view.php?id=184

 

Рекомендации Lucent Technologies по переходу к 3G

 

В конце 1999 г. во всем мире насчитывалось около 361 млн абонентов мобильной связи, а к началу 2001 г. их число выросло до 670 млн. По прогнозам, приведенным в аналитическом отчете Worldwide Cellular User Forcasts (2001–2006), в 2006 г. число абонентов мобильной связи достигнет 1,7 млрд, охватив при этом 26% всего населения земного шара. Все больше и больше люди зависят от телефонной связи и от Интернета в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Неудивительно, что слияние двух технологий ведет к стремлению запастись лицензиями на использование частотных диапазонов для предоставления высокоскоростного доступа в Интернет с мобильных устройств. Для операторов мобильной связи новые услуги – это средство привлечения и удержания клиентов, а также получения новых доходов на рынке, объем которого, по прогнозам аналитиков, только в области мобильной коммерции вырастет с сегодняшних 30 млн долл. до 21 млрд долл. в 2004 г. По предварительной информации финансово-кредитной компании Morgan Stanley Dean Witter, число пользователей беспроводного доступа в Интернет в Азии (за исключением Японии) к 2005 г. достигнет 70–80 млн, что означает увеличение суммы доходов на 8–10 млрд долл. Ошеломляют темпы роста в Восточной Европе: по данным исследователей компании EMC World Cellular Database, с 1995 г. рынок беспроводной связи восточноевропейских стран растет в три раза более быстрыми темпами, чем в Западной Европе.

Технология 3-го поколения обещает слияние беспроводной связи и Интернета, возвещая наступление эры экономичных, "бесшовных" неголосовых приложений и услуг, которые будут способствовать всемирному взрыву мобильной передачи данных.

Но силы, определяющие изменение мобильного рынка 2-го поколения, простираются далеко за пределы технологических достижений, сколь бы впечатляющи они ни были. Появление новых игроков – поставщиков контента, услуг и порталов, высокая стоимость новых мобильных лицензий – все это увеличивает давление на операторов сетей.

При накоплении в отрасли технологических и эксплуатационных изменений сотовые операторы сталкиваются с большими проблемами, требующими для своего решения абсолютно новых подходов. Инвестируя миллиарды долларов в приобретение лицензий 3-го поколения и строительство соответствующих этим лицензиям сетей, они должны тщательно следить за соблюдением баланса различных факторов.

Компания Lucent Technologies, опираясь на инновационную деятельность Лабораторий Белла – своего научно-технического центра, – для содействия операторам беспроводных сетей в осуществлении перехода к новым технологиям разработала бизнес-модель 3G.

Бизнес-модель Lucent 3G является итогом исследований глобальных и локальных рынков, обобщением опыта сетевых инженеров компании в области проектирования, развертывания, эксплуатации и оптимизации сетей 3G. Реализуя стратегическую концепцию Лабораторий Белла в области сетей будущего, Lucent Technologies руководствуется следующими принципами:

· для быстрого развертывания и обеспечения надежности сети: использование опыта системной интеграции во всех современных цифровых технологиях;

· для обеспечения роста доходов, получаемых от абонентов: построение открытой программируемой сети и создание гибкой платформы разработки услуг;

· для снижения затрат и коммерческих рисков: консолидация технологий в едином сквозном решении при обеспечении прямой и обратной взаимной совместимости.

Какие факторы нужно учитывать при переходе к 3G

Вопросы, связанные с развертыванием 3G-сетей, одинаковы для всех. Как наиболее эффективно спланировать сеть? Как спланировать запуск отдельных услуг? Где искать клиентов – среди предприятий или в потребительском секторе? Будут ли терминалы готовы в срок? Как обогнать конкурентов?

Ответы на эти вопросы для каждого оператора свои, но одно объединяет их всех: успех сетевого будущего будет зависеть от способности организовать эффективное партнерство с поставщиками контента и технологических решений, которые смогут идентифицировать и минимизировать риски.

Для достижения успеха на глобальном рынке при быстром развертывании услуг на базе Интернета оператор должен планировать партнерства, в том числе за пределами своих традиционных инфраструктурных отношений. Среди таких партнеров будут производители оборудования передачи данных, специалисты по работе с клиентами и внутренней обработке данных, поставщики Интернет-контента.

Но нельзя забывать, что новые союзы – всего лишь часть уравнения, определяющего новые источники доходов.

Прежде всего, до запуска в эксплуатацию новых служб 3-го поколения, необходимых для эффективной конкуренции на современном жестком рынке, оператор должен иметь в своем распоряжении законченное, полнофункциональное решение.

Затем ему предстоит решить целый ряд неотложных задач:

· сегментация – определение рынков и услуг;

· приоритизация услуг – определение целевых услуг;

· разработка услуг – сервисных приложений и услуг биллинга;

· развертывание сети – соблюдение соответствия емкости и покрытия сети планируемой абонентской базе и обеспечение необходимого качества сетевых услуг;

· разработка ценовой модели;

· проверка терминалов и услуг на соответствие требованиям клиентов и в сравнении с предложениями конкурентов;

· нахождение новых каналов дистрибуции – нужно суметь применить опыт дистрибуции, накопленный при передаче данных;

· информирование и обучение: информирование потенциальных потребителей о своих услугах и действующих абонентов – о том, что их ждет.

При этом он должен принять во внимание дополнительные факторы:

· необходимость соблюдения баланса между капитальными затратами и эксплуатационными расходами, с одной стороны, и планами наращивания сети и качеством услуг – с другой;

· наличие новых специалистов для проектирования, развертывания и эксплуатации сетевой инфраструктуры, требуемых при переходе отрасли от коммутации каналов к пакетной передаче голоса;

· доступность и взаимная совместимость терминалов, способных обеспечить выполнение разнообразных пользовательских приложений.

Учет этих факторов поможет оператору сформировать правильную стратегию перехода к 3G. Своевременное развертывание 3G-сети при наличии гибких интеграционных возможностей может способствовать увеличению доли рынка оператора и снижению его эксплуатационных расходов, что является критичным для успеха.

С увеличением числа звеньев в цепочке стоимости 3G операторы смогут найти новые способы дифференциации и дополнительные источники доходов в новых услугах. Этому также поможет индивидуализация приложений и заключение партнерских соглашений с поддержкой в виде услуг микробиллинга.

Некоторые технические аспекты

Базовый радиоинтерфейс 3-го поколения UMTS основан на широкополосной технологии W-CDMA. В настоящее время производится четвертый по счету пересмотр наиболее популярного и быстро развивающегося радиоинтерфейса CDMA с целью дальнейшего увеличения емкости и производительности. Разработка новых возможностей W-CDMA для UMTS, таких как управление мощностью, мягкий и жесткий хэндовер и т. д., бесперебойно работающих в полевых условиях, потребуют специального технического опыта.

В то же время операторы должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться со специфическими для радиопередачи проблемами.

В большинстве систем подвижной связи расстояние, на которое может быть передан сигнал, ограничено высотой антенны базовой станции, рельефом местности и мощностью телефонного аппарата. В системах с кодовым разделением приходится еще учитывать энергию излучения других пользователей системы. Чем больше пользователей в одном канале, тем больше уровень генерируемого шума.

Для определения дальности конкретной базовой станции вводится концепция "дышащей соты", представляющая собой функцию от объема трафика данной базовой станции и числа пользователей, распределенных по соседним базовым станциям. При отсутствии соседних базовых станций или малом объеме трафика дальность в конкретной соте возрастает практически в полтора раза. Это позволяет оператору находить компромисс между емкостью базовой станции и дальностью покрытия. Так, базовые станции, находящиеся в центре города, будут обычно иметь предел по емкости, а расположенные вдоль трассы – предел по дальности.

Понимание и учет сущности таких компромиссов в процессе планирования сети 3-го поколения чрезвычайно важны для достижения экономической эффективности проектируемой сети. Наличие опыта работы с CDMA для всех операторов станет ключом к успеху развертываемых сетей UMTS, в том числе именно по экономическим соображениям.

Расширенное разнообразие приложений

Как уже отмечалось, одной из задач, правильное решение которой необходимо для успешного внедрения 3G-сети, является разработка новых услуг, способных привлечь абонентов и тем самым принести оператору доход. Lucent Technologies ведет в этом направлении большую работу, стимулируя создание инновационных услуг мобильного Интернета, функционирующих на различных платформах, умножающих доходы и сокращающих отток клиентов.

Совместно с различными компаниями Lucent Technologies участвует в разработке приложений для мобильной коммерции, служб, основанных на местоположении пользователя, услуг передачи сообщений и мультимедийной информации, услуг персонализированного управления информацией и услуг для предприятий. Lucent совместно с компанией MapInfo разрабатывает услуги, связанные с местоположением, такие как городские путеводители, с компанией Purple Software – игровые приложения. В области взаимодействия предприятий (B2B) Lucent сотрудничает с hotpalm.com, создавая приложения для вертикальных рынков, включая финансовую отрасль, банковское дело, гостиничный и риэлторский бизнес; совместно с компанией Certicom разрабатываются приложения обеспечения безопасности, с компанией Profilium – решения локальных рекламных служб.

Сотрудничество Lucent с различными компаниями в области создания мобильных телефонов дает операторам возможность широкого выбора среди ведущих производителей. Взаимодействие с производителями гарантирует взаимную совместимость и разнообразие разрабатываемых устройств. В области CDMA Lucent сотрудничает с компаниями Sanyo, Sharp и LG Electronics; устройства GPRS разрабатываются совместно с Samsung; решения UMTS – с Siemens и Panasonic.

Не ограничиваясь рамками производства, Lucent взаимодействует с университетами в теоретических исследованиях влияния мобильного бизнеса на промышленный ландшафт. В рамках Инициативы мобильных исследований Lucent выделила гранты на общую сумму 10 млн долл. Бостонской школе бизнеса, INSEAD (Франция) и Лондонской школе бизнеса для исследований, связанных с новыми бизнес-моделями, возникающими в результате функционирования мобильного Интернета. В технологических центрах Великобритании, Канады, Японии и Италии Lucent также проводит разработки систем поддержки локального контента

 

Начало