Сенчик Юлия Сергеевна
e-mail: sjs1985@mail.ru
Биография Реферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание
Факультет: Компьютерных информационных технологий и автоматики
Специальность: Информационные управляющие системы

Тема магистерской работы:

«Оптимизация планирования добычи угля с использованием эволюционных методов»

Руководитель: доцент Секирин Александр Иванович

ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ

Самооценка личности

«Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя»1

Ананьев Б.Г.

С раннего возраста увлекаюсь психологией. Начиналось все с каких-то банальных психологических тестов и гороскопов. Далее интерес увеличивался, постоянно задавалась вопросами: «Почему человек поступил именно так, а не иначе?», «Что его заставило так сделать?», «Почему некоторые люди с легкостью добиваются успеха?» и многими другими. Теоретические ответы на интересующие меня вопросы узнавала из литературы, а вот проверить на практике представилась возможность в Детском оздоровительном лагере «Морская республика», работая педагогом организатором. Появился огромный материал для изучения личности, конфликтов, взаимоотношений, сознания и других понятий.

И в это время я увлеклась вопросом «Самооценка личности». Считаю, что самооценка в жизни человека играет большую роль. От того как вы оцениваете себя, что в вашей личности является выдающимся, ведущим, какие именно качества способны принести вам успех, что мешает, на что требует обратить внимание и постоянно контролировать – все это и еще много чего другого является тем от чего зависит не только ваша карьера, но и жизнь в целом.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям к самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Более ста лет назад американский философ и психолог У.Джемс (1842-1910) определил самооценку с помощью оригинальной формулы2:

Самооценка =Успех/ Требования

Он фактически указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшать представление о себе или увеличивать числитель этой дроби, или уменьшать знаменатель, так как для самооценки важным является лишь отношение этих показателей. Мы сами создаем свои требования и связываем их с определенными условиями личного развития. То, что для одного является неопровержимым успехом, другой воспринимает как неудачу. Наши самоощущения, мудро отметил У.Джемс, зависят исключительно от того, кем мы стремимся стать и что стараемся осуществить.

Самооценка может быть адекватной и не адекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушает гармоничность в развитии его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86%3.

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас так, и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З.Фрейда, так и для его последователей – неофрейдистов (К. Хорни, Э.Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребностной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К.Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и не легко поддаются изменению. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке4.Интересной с этой точки зрения является и теория К.Роджерса5.

Личность, по Рожерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие люди оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствии с реальным опытом. Другие люди оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствии с реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта является условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет «согласие с самим с собой», т.е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б.Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, М.С.Неймарк, Л.С.Славинной, Е.А.Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязания детей, их уверенности, или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка является оценка его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями какое место он займет в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе6. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, а также более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннего образование, чем потребность самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от оценок окружающих, и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и выступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отменить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.,1968
  2. Джемс У. Психология. – М.:1991г. Дайджет
  3. Кон И.С. Социология личности. М.,1967
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 560с.
  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека/ Пер. с англ. И.Е.Исениной; Общ. Ред. И.Е. Исенина – М.: Прогресс, 1994.-479с.
  6. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М.,1967
  7. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ.ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер 2000, - 608с.: ил. – («Серия учебник нового века»).
  8. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965. – 254с.
  9. Абульханова – Слявянская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука,1986
  12. Клепіков О.І., Кучерявий І.Т. Основи творчості особи. – Навч. Посібник. – К.: Вища шк., 1996. – 295с.:іл.
  13. Райгородский Д.Я. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1996 – 480с.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследование и применение). – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608с. – (Серия «Мастера психологии»)
ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Биография Реферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске