Реферат Библиотека Ссылки Биография Индивидуальное задание

Доклад по Философии техники

На тему:

"Техника и этика"

Выполнил:
Ст. гр. СУА-06м
Титков С.Ю.
Проверил:
Додонов Р. А.

         Техника есть совокупность артефактов (искусственно сделанных объектов), создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. Совокупность операций по целесообразному использованию техники называется технологией. На этапе ручного труда техника имела в основном инструментальное значение, она продолжала и расширяла естественные возможности органов человека, увеличивая его физическую мощь. На этапе промышленного производства техника становится самостоятельной силой, а сам человек - придатком машины, дополняет ее возможности. На этапе компьютеризации человек выступает организатором, творцом и контролером техники и технологии, на первый план выходят не физические, а интеллектуальные возможности человека, реализуемые посредством техники. Создание все более сложных и мощных технических средств, далеко не всегда безопасных для человека и человечества, обусловило возникновение особого вида этики - техноэтики, которая формулирует повышенные требования к нравственным качествам инженеров и техников, их долгу и ответственности перед обществом.
         Как в осмыслении человеком морали и нравственности вообще, так и в осмыслении нравственных аспектов техники, явно различимо стремление определить нравственный статус существующего положения дел, т.е. дать нравственную оценку использования техники, последствий такого использования, решить вопрос о справедливости распределения предоставляемых техникой благ и отрицательных последствий, о моральной оправданности приложения человеческих усилий и использования природных ресурсов для развития техники в том или ином направлении. С оценкой существующего положения связаны и поиски ответа на вопрос, каким образом должно осуществляться развитие техники, чтобы быть достойным положительной этической оценки. При этом практически все, кто задумывался над такого рода проблемами, вынуждены были констатировать противоречие между должным и сущим и предлагать те или иные пути к его разрешению.
         В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные силы, средства производства, а это - техника.
         Под влиянием технического прогресса получила развитие этика и стала включать в себя отношения между человеком и остальным миром: животными, природой и даже артефактами. Появились новые области исследования – ядерная этика, экологическая этика, биомедицинская, профессиональная, техническая и компьютерная этика. Биомедицинская этика является наиболее развитой областью взаимодействия этики и техники.
         Значительную долю гуманитарных проблем развития техники составляют проблемы, по существу своему этические или тесно связанные с таковыми. Мы говорим об этических аспектах, когда рассматриваем развитие техники сквозь призму таких понятий, как "благо" и "зло", "ответственность", "справедливость", "свобода", ведь все эти понятия относятся к области этики.
         Из выше сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас статуса человека. Как этого добиться? Что значит быть человеком в технической цивилизации? Самый интересный ответ на эти вопросы заключается в требовании быть человеком моральным. В конце XX века требование быть моральным означает быть ответственным. Этика ответственности — это ключ к разрешению различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. Человек может сделать больше, чем он имеет на то моральное право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на содержание технической деятельности человека.
         Этика ответственности требует тщательной моральной интерпретации решений и действий, предпринимаемых человеком. Это — изначальная ориентация на добро, на диалог с другими людьми, в котором каждому надлежит занять достойное место. Техника является средством для достижения добра. А природа добра определяется в процессе интерпретации. Строго говоря, здесь нет и не может быть окончательных решений, кроме одного: стремись к максимальной ответственности. Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные декларации, коммюнике конференций ученых и специалистов в области техники, собраний сообществ технических работников, многие ценности приобрели характер устойчивых моральных норм.
         Обычно отмечается, что частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе, безопасности, экологическому совершенству и здоровью. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком машины. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как творческой ответственной личности.
         Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, правдив. Интересно, что в различного рода моральных кодексах инженеров и техников приоритет отдается базисным ценностям: честности, справедливости, счастью и свободе. На последующее место ставятся профессиональные добродетели: солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе. Порой утверждается, что достаточно, если мораль инженера базируется на Нагорной проповеди Христа.
         Итак, техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении. Моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности.
         Техника — это символ этики человека, как ее чистоты, так и нечистоплотности.

Перечень Источников:

  1. http://fil.vslovar.org.ru/1177.html - Визуальный словарь "Философия техники"
  2. http://vak.ed.gov.ru/announcements/filosof/KuznecovDI.doc - диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Автореферат Кузнецова Д.И. на тему "Антропология и гуманистические идеалы технического образования"

Реферат Библиотека Ссылки Биография Индивидуальное задание