НАДЕЖНОСТЬ, ОТЛИТАЯ ИЗ СТАЛИ
Перевод статьи: "Reliability cast in steel". «Журнал «Evolution».
Смазанные на весь срок службы узлы SKF ConRo повышают надежность и экологическую безопасность линий непрерывного литья заготовок.
Технология
Руководители служб техобслуживания линий непрерывного литья заготовок должны иметь нервы такие же крепкие, как сталь, производство которой они обеспечивают, ведь их задача – контролировать не только надежность оборудования, но и затраты на техобслуживание.
Линия непрерывного литья заготовок может иногда содержать до 120 валковых секций. Она представляет собой массивную и сложную машину, узлы которой работают в самых тяжелых условиях эксплуатации. Подшипниковые узлы линий непрерывного литья заготовок подвергаются воздействию окалины, экстремальных температур и очень больших нагрузок. Если добавить к этому непрерывное орошение водой, которая используется для охлаждения стальных заготовок, то легко понять, почему подшипники и смазочный материал подвергаются постоянному риску.
Процесс
В процессе непрерывного литья заготовок сталь заливается в литейную форму, расположенную в верхней части линии, откуда она поступает в виде слитка с очень тонкой коркой, который, проходя через верхние секции валков, орошается водой. По мере остывания сляб изгибается под углом 90 градусов. В результате изгиба жидкой сердцевины сляба в месте изгиба возникают высокие температуры и очень большие ферростатические силы. Поверхность валков и контроль процесса водяного охлаждения являются ключевыми элементами обеспечения высокого качества поверхности и однородности стали.
Проблемы с эксплуатацией подшипников
При относительно небольшом диаметре направляющих валков на них ложится очень большая нагрузка, воздействующая, прежде всего, на подшипники качения. Чрезмерные нагрузки при малой частоте вращения подшипников затрудняют образование масляной пленки между телами и дорожками качения. Ее отсутствие приводит к ускоренному износу деталей подшипника вследствие контакта «металл по металлу». В таких условиях качество смазки, равно как необходимость ее непрерывной подачи в полость подшипников, приобретают особую важность. Кроме того, существует постоянная угроза проникновения внутрь подшипника воды, которая вымывает смазку и вызывает коррозию металла.
При наличии централизованной системы смазывания цикличность подачи смазки в подшипники, как правило, сос тавляет несколько раз в час. Прокачка высоковязкой смазки требует больших затрат энергии, поэтому консистенцию смазки обычно выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить нормальную работу подшипников и хорошую «прокачиваемость» смазки.
Проблемы с техобслуживанием подшипников
Во время работы на корпусах подшипников образуется корка из смеси старой смазки, литейного порошка и грязи, вызывающая повреждение уплотнений и даже заклинивание валков, что приводит к деформации поверхности сляба, а то и к разрыву корки сляба.
Для предупреждения подобных случаев требуется частая остановка линии для высвобождения заклинивших валков и удаления скопившихся загрязнений. Дополнительных затрат требуют мероприятия по утилизации отработавшей смазки, то есть ее отделение от воды и утилизация экологически безвредным способом. Особая важность этих меро приятий объясняется тем, что любое содержание смазки в воде, используемой для охлаждения слябов, вызывает закупорку сопл гидравлических насадок и приводит к ухудшению технологических параметров и снижению качества продукции. Затраты на приобретение пластичной смазки, утилизацию отработавшей смазки, установку системы очистки воды и замену подшипников в сочетании с потерями производительности из-за остановок для проведения техобслуживания могут существенно влиять на рентабельность предприятия. При этом затра ты на удаление и утилизацию отработавшей смазки могут в два раза превышать ее закупочную стоимость.
Устранение проблем с эксплуатацией и техобслуживанием подшипников
Все попытки уменьшить расход смазки и ее влияние на другие процессы были в основном направлены на совершенствование системы смазывания, однако ни одна из них полным успехом не увенчалась. Учтя все перечисленные сложности, инженеры SKF разработали смазываемые на весь срок службы узлы SKF ConRo. SKF ConRo – это готовый к монтажу валковый узел, который устанавливается в замен старых секций, позволяя улучшить критичные параметры надежности валков. Результатом этой работы стало уменьшение затрат на техобслуживание, особенно за счет уменьшения расхода смазки и объемов мероприятий по ее утилизации, а также увеличение производительности и повышение эффективности управления технологическим процессом.
Техническое решение SKF ConRo
При разработке валкового узла SKF ConPro учитывались данные анализа факторов, определяющих надежность работы машины, и результаты оценки эффективности системы смазывания. Узлы SKF ConRo производятся в двух исполнениях: для верхних и для нижних секций валкового конвейера. Они имеют прочную модульную конструкцию, в которую входят подшипники, уплотнения, корпуса, смазка, тела качения, а также поворотные штуцеры для подключения линий подачи воды (могут устанавливаться по требованию заказчика).
Кроме того, узлы SKF ConRo также содержат ряд инновационных элементов, существенно увеличивающих ресурс и надежность конструкции. Очень важно, что узлы SKF ConRo не требуют техобслуживания, обеспечивая тем самым значительное снижение затрат и повышение рентабельности. Конструкция узлов SKF характеризуется следующими особенностями.
Высокопрочный корпус подшипника
За счет отсутствия каналов подачи смазки достигается повышенная жесткость корпуса. Такая конструкция делает корпус менее чувствительным к большим нагрузкам, позволяя полностью реализовать возможности подшипника.
Запатентованная система уплотнений
Запатентованная система уплотнений защищает пространство вокруг подшипника от проникновения воды и грязи. Дополнительные уплотнения, установленные в этой части полости корпуса, увеличивают ресурс подшипника и смазки.
Подшипники, смазанные на весь срок службы
Узлы SKF ConRo комплектуются подшипниками, которые смазаны на весь срок службы и не требуют дополнительного смазывания или техобслуживания. Для этого используется высококачественная высокотемпературная смазка, химический состав которой способствует уменьшению износа подшипников. Подшипники имеют встроенные уплотнения, препятствующие проникновению воды и абразивных частиц. В процессе сборки узлов смазкой заполняется и та часть полости корпуса, которая примыкает к подшипнику.
Самоустанавливающаяся подшипниковая система SKF
В состав узла SKF ConRo входит уникальная самоустанавливающаяся подшипниковая система для компенсации температурного расширения валков. Она состоит из тороидального подшипника CARB® в роли плавающей опоры и сферического роликоподшипника SKF в роли фиксирующей опоры. Подшипник CARB имеет внутреннее кольцо, которое перемещается относительно наружного кольца, позволяя подшипнику компенсировать изгибы вала и его смещение в осевом направлении.
Компьютерная программа SKF Caster Analyst
В рамках реализации программы оптимизации производственных активов (AEO), валковые узлы SKF ConRo, могут быть оснащены датчиками нагрузки и температуры, которые регистрируют рабочие параметры и передают собранную информацию в компьютер, на котором установлена диагностическая программа SKF Caster Analyst, позволяющая оператору отслеживать критичные параметры нагрузки и температуры и вносить соответствующие коррективы в технологический процесс. Кроме того, программа обеспечивает выявление и устранение проблем в работе системы водяного охлаж дения, а также облегчает диагностику и устранение других неисправностей, способствуя повышению производительности линии и качества продукции.
Модульная конструкция
Валковые узлы SKF ConRo представляют собой готовые к монтажу модули, которые полностью взаимозаменяемы с используемыми секциями валковых конвейеров. Модульная конструкция облегчает процесс замены и практически полностью устраняет вероятность ошибок при сборке и монтаже.
Правильный монтаж
Преждевременные отказы подшипников валковых узлов главным образом связаны с неправильным монтажом, неправильным смазыванием и воздействием загрязняющих веществ. Чтобы устранить влияние всех этих факторов, SKF предлагает услуги по восстановлению валковых узлов в сервисных центрах SKF, которые открыты в Австрии, России, Швеции, Бразилии и США. Квалифицированные специалисты проведут полный анализ отказов и восстановят валковые узлы SKF ConRo.