Русский
ДонНТУ
Портал магистров ДонНТУ
Реферат | Библиотека | Ссылки |
Отчет о поиске | Индивидуальное задание
Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин
Источник: Журнал "Методы менеджмента качества" (№8, 2004)
www.benchmarkingclub.ru
Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях
Сегодня для большинства руководителей малых и средних предприятий России "бенчмаркинг" — незнакомое слово, а эталонное
сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако еще 10 лет назад мало кто из
наших предпринимателей различал понятия "менеджмент" и "маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной деятельности практически каждой
российской компании, от крупной до малой и мельчайшей. За рубежом бенчмаркинг уверенно занимает свое место в управленческом арсенале руководителей малых
и средних предприятий. Очередь за российскими компаниями, и те организации, которые уже сегодня осваивают этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные
преимущества на рынке.
Бенчмаркинг, или эталонное сопоставление, — термин, уже довольно прочно вошедший в отечественный экономический лексикон, — это
метод (инструмент) управления, который может помочь многим российским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения
конкурентоспособности.
Название метода происходит от английских слов "bench" (уровень, высота) и "mark" (отметка). Это словосочетание переводится
по-разному: "опорная отметка", "отметка высоты", "эталонное сравнение" и т. п.
Бенчмаркинг — это непрерывный поиск новых идей и последующее использование их на практике. Сущность бенчмаркинга заключается,
во-первых, в сравнении показателей своей организации с показателями конкурентов и лучших организаций, во-вторых, в изучении и применении успешного опыта
других у себя в организации.
Пройдя путь от промышленного шпионажа и конкурентного анализа, эталонное сопоставление в конце 70-х годов прошлого столетия
становится эффективным инструментом менеджмента и на протяжении последних лет прочно входит в число самых популярных методов управления.
Бенчмаркинг, как и большинство других инструментов управления, изначально является продуктом крупного бизнеса и для крупного
бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный
характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая методологическая база, они
занимают отдельное место в арсенале бизнес-решений. Примеров этому достаточно: концепция "Шесть сигм" (Motorola), методы Тагути и "точно вовремя" ("Тоyotа"),
"покэ-ёка" ("Macusita") и снова бенчмаркинг ("Xerox").
В сложившейся ситуации менеджер любого из миллионов малых и средних предприятий, независимо от того, в какой стране оно
находится, вправе задать вопрос: "применимы ли эти методы к моему бизнесу?" Могут ли небольшие компании извлечь реальную пользу от новых подходов к
управлению? Часто приводимые примеры эталонного сопоставления описывают опыт крупных корпораций, таких как "Xerox", "Тоyotа", "Ford", "Yamaha" и др.
Справедливо будет предположить, что подходы, используемые в крупных компаниях, не всегда приемлемы для малого и среднего бизнеса. Действительно, повышение
качества бизнеса посредством внедрения современных методов управления — всеобщего управления на основе качества, сбалансированной системы показателей,
системы развертывания планов компании (хосин канри) и др. — сопровождается для малых предприятий вопросом применимости решений, используемых крупными
фирмами. Хотя следует подчеркнуть, что "...малые фирмы не менее заинтересованы в построении и развитии систем качества, чем крупные компании, с той лишь
разницей, что стандартные и широко распространенные подходы не всегда работают в малом бизнесе".
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и
поддержка малого бизнеса становится одним из направлений государственной политики. Несмотря на это, большинство теорий менеджмента все же укореняются
сначала в крупных компаниях. Возможность формирования собственных подходов, в том числе и для эталонного сопоставления, на наш взгляд, существует.
Бенчмаркинг, в частности, с определенными оговорками, можно рассматривать как продукт малых и средних компаний, возникший из необходимости обучаться у
больших фирм и возведенный в ранг метода управления. Традиция транспонировать опыт крупных компаний на собственные системы управления замечена у малых
организаций Японии еще задолго до признания бенчмаркинга в качестве официального инструмента управления.
Очевидно, что анализ возможностей бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса следует вести через призму особенностей
предприятий — представителей этого сектора рынка.
Успех эталонного сопоставления в большой степени зависит от определения того, что именно будет подвергнуто сравнению. Проблем
у малых предприятий всегда много, и у руководителей возникает желание улучшить все сразу. Эффект при таком подходе обычно нулевой. Далее будут рассмотрены
показатели, которые используют малые компании, практикующие бенчмаркинг, в качестве объекта измерения и сопоставления.
Однако, как это ни парадоксально, малые компании имеют гораздо больший потенциал для конкурентного бенчмаркинга, чем принято
думать. Теоретически они всегда имеют перед глазами массу примеров (ориентиров), к которым следует стремиться. Практически же методы, которые используют
ведущие компании, либо недоступны, либо неизвестны. Кроме этого, применению бенчмаркинга в малых компаниях препятствует еще ряд факторов или барьеров.
Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: "нехватка времени и средств", некоторые преграды для малых и
средних предприятий выглядят существенными, особенно на фоне крупных компаний.
Во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться
услугами консультационных фирм, когда существуют различные руководства и книги об успешных бизнес-решениях.
Во-вторых, все меньше специалистов из крупных компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят
на работу в малые фирмы.
В-третьих, членство в любом из недавно появившихся бенчмаркинговых "клубов" довольно дорого для малых компаний. Так, членство
в Европейском фонде управления качеством для небольшой компании составит от 1350 евро в год.
В-четвертых, менеджеры малых предприятий, по определению, намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их
коллеги из корпораций. Зачастую их внимание рассеивается между стратегической и оперативной информацией. Как преимущество здесь можно отметить возможность
постоянно "держать руку на пульсе" в отношении показателей ежедневной деятельности, от которых менеджеры в больших компаниях относительно удалены. Однако
подобное положение менеджеров небольших компаний не всегда позволяет иметь объективное представление о деятельности организации в стратегическом плане.
Тем не менее здесь можно привести данные исследований E. Монкхаус, которая отмечает, что около 75% руководителей небольших компаний ясно представляют
стратегические перспективы своего бизнеса, а 65% видят и перспективы своих конкурентов.
В-пятых, для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими,
отражающими разнообразные особенности малого бизнеса.
Большинство из отмеченных препятствий к проведению эталонного сопоставления носят нефинансовый характер.
Однако основная, и на данный момент единственная причина неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного
инструмента управления на малых и средних предприятиях — это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления.
В России руководители компаний малого и среднего бизнеса, вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами,
часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для
бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новых технологий в производстве.
Кроме того, потенциал для развития и залог успеха компании — в заинтересованности руководителей. Недаром лидерство — один из
основных принципов философии современного предпринимательства, играющий ключевую роль в реализации концепции всеобщего управления на основе качества,
заложенной в стандарты ИСО серии 9000, в модели делового совершенства на базе премий в области качества и практически во всех современных управленческих
системах. Важная роль лидера в малых компаниях подчеркивается более тесной взаимосвязью руководителей и работников, чем в крупных компаниях. Это может
служить преимуществом малого и среднего предпринимательства, так как значительно упрощается задача менеджеров донести до персонала, что такое бенчмаркинг,
почему и как необходимо производить эталонное сопоставление.
Бенчмаркинг как новая и масштабная инициатива по управлению, должна исходить непосредственно от руководителя. Однако большинство
из них имеют ложное представление о бенчмаркинге: используется ли для сравнения продуктов и услуг компаний или цифр или для понимания процессов. Однако
приходит и осознание того, что бенчмаркинг позволяет малыми средствами осуществить радикальные перемены, основанные на сравнении с другими компаниями:
конкурентами или лидерами. Поддержка руководителей имеет решающее значение, так как они должны посвятить этому время, выделить средства, заинтересовать,
устранить препятствия и наградить за старания.
Наконец, руководству и командам, проводящим бенчмаркинг, важно помнить, что официальное бенчмаркинговое исследование обычно
занимает около шести месяцев. Более короткого пути нет. "Самая большая проблема — найти время на исследование. Если нужны быстрые перемены, выберите лучше
другой способ", — говорит Мартин Липер, директор по качеству малой американской компании "Сейтс Корп.".
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно особенностей применения бенчмаркинга как инструмента управления на
малых и средних предприятиях.
1. Бенчмаркинг в развитых странах используют более половины компаний, представляющих малый и средний бизнес. Еще большее число организаций считает
бенчмаркинг эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и совершенствования системы управления.
2. Потенциал бенчмаркинга в малом и среднем бизнесе может быть эффективно реализован при использовании преимуществ небольших компаний: близость к
потребителю, более сильная роль лидера и гибкость организации.
3. "Комплекс засекреченности" по-прежнему остается основным барьером для малых и средних компаний при проведении бенчмаркинга, помимо традиционного
барьера "ограниченность ресурсов". В связи с этим среди менеджеров малого бизнеса большей популярностью пользуется сравнительный бенчмаркинг финансовых
показателей либо простой конкурентный анализ.
4. Выбор финансовых показателей в качестве объекта сопоставления продиктован интенсивной конкурентной средой в малом и среднем секторах рынка. Другая
особенность малых компаний — более тесная, в отличие от крупного бизнеса, связь с потребителем обусловливает выбор в качестве объектов бенчмаркинга
показателей, отражающих ключевые факторы успеха организации: удовлетворение потребителей и цену на продукт/услугу.
5. Бенчмаркинг в России применяется сегодня лишь в крупных компаниях, имеющих контакты преимущественно с зарубежными партнерами и ориентирующихся на
мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об
инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно
реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления российскими компаниями.
ДонНТУ>
Портал магистров ДонНТУ>
Реферат | Библиотека | Ссылки |
Отчет о поиске | Индивидуальное задание