РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ISO 9000 ВЕРСИИИ 2000 ГОДА
Гарднер Р..
Источник : Стандарты и качество 2002, № 1. - с.82-88
ВМЕСТО
ПРЕДИСЛОВИЯ
Целью данной публикации является
прояснение некоторых вопросов, возникающих в процессе практического
внедрения в организации международных стандартов серии ISO 9000 версии
2000 года. Публикация является изложением точки зрения автора и не
является рекомендацией. Публикация состоит из отдельных фрагментов,
посвящённых отдельным вопросам, и не описывает порядок работ по внедрению
стандартов серии ISO 9000 версии 2000 года в целом.Данная публикация носит
неофициальный характер и поэтому не содержит каких либо ссылок на другие
источники. Все понятия, формулировки, определения, трактовки, содержащиеся
в данной публикации, придуманы автором, любые совпадения непреднамеренны и
случайны.
В справочной литературе по менеджменту качества и в самих стандартах семейства ISO 9000 часто (что и не удивительно) упоминаются понятия "процесс", "бизнес - процесс", "деловой процесс" и. т.д. Между тем, не вполне понятно, что считать процессом в каждой отдельно взятой организации. Согласно ISO 9000 "Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы"; под данное определение подходит очень многое: от простой технологической операции до всей деятельности организации в целом. Поэтому, прежде чем реализовывать процессный подход в организации, крайне необходимо разобраться с понятием "процесс", уточнить понятие бизнес - процесса и ввести ряд новых понятий:
Бизнес - процесс (организации)- совокупность взаимосвязанных процессов и видов деятельности в организации в управляемых условиях и посредством определённых ресурсов преобразующая внешние информацию, сырьё (материалы и комплектующие) в продукцию, предназначенную для потребителя;
Процесс СМК - процесс, представляющий собой структурную единицу бизнес - процесса, и имеющий "узаконенные" параметры;
Подпроцесс СМК - "узаконенная" часть (этап, структурная единица) процесса СМК. Подпроцессы, непосредственно, входящие в процесс СМК можно назвать подпроцессами первого уровня, подпроцессы, входящие в подпроцессы первого уровня - подпроцессами второго уровня и. т. д.;
Четыре вышеприведенных определения не являются стандартизованными, не взяты из какого либо источника, и могут быть изменены в каждом конкретном случае.
Ещё раз остановимся на том, что данные определения полностью подпадают под определение "Процесс", приведенное в ИСО 9000.
При разработке СМК обязательно должны быть определены бизнес - процесс (организации) и процессы СМК. Необходимость определения подпроцессов СМК обосновывается степенью документирования выделенных процессов СМК.Часто в литературных источниках под термином "бизнес - процесс" подразумевается понятие "процесс" либо "процесс СМК", поэтому ещё раз уточним, что в данной публикации, под термином "бизнес - процесс" подразумевается то, что изложено в определении 1.
При разработке СМК нужно определить область её распространения, т.е. определить продукцию, на которую распространяется СМК, и часть её жизненного цикла, охватываемую СМК. По сути вся деятельность организации (управленческая, исследовательская, производственная, финансовая и. т. д.), связанная с областью распространения СМК - это и есть бизнес - процесс организации.
Процессы СМК отражают различные виды деятельности организации на различных этапах и являются неотъемлемой частью бизнес-процесса. С другой стороны, очевидно, что СМК, базирующаяся исключительно на требованиях стандарта ISO 9001:2000, не будет распространяться на некоторые виды деятельности организации, в частности на финансовую деятельность, т. е. такая СМК (сеть процессов СМК) будет лишь частью бизнес - процесса, обеспечивающей его функционирование в части выпуска продукции, удовлетворяющей запросам потребителя. В случае, если СМК выходит за рамки требований ISO 9001:2000 (например базируется на ISO 9004:2000), то бизнес - процесс может целиком состоять из процессов СМК, т. е. понятия "бизнес - процесс" и "СМК" становятся тождественными.
Пусть
определены бизнес-процесс и область распространения СМК.
Далее
необходимо определить процессы СМК.
Вот
тут то и возникает вопрос: "Сколько процессов СМК должно быть в
организации?".
На этот счёт ISO 9001:2000 ничего не говорит,
поэтому величина и число процессов определяются индивидуально для каждого
случая. При этом могут приниматься во внимание следующие
соображения:
в случае применения подхода "от стандарта" максимальная величина процессов СМК определяется величиной пунктов ISO 9001:2000 - прототипов процессов СМК организации (нужно стремится избегать ситуации, когда процесс СМК соответствует двум и более пунктам ISO 9001:2000,напротив ситуация, когда пункту ISO 9001:2000 соответствует два или более процесса допустима);·
чем "формальнее" создаваемая СМК, тем больше величина процесса СМК и, следовательно, меньше число процессов СМК (чем меньше процессов, тем меньше объём работ по построению сети процессов СМК, документированию СМК, построению системы сбора данных о качестве);
чем крупнее организация и сложнее её деятельность, тем больше число процессов СМК;·
в случае наличия в организации какой-либо документированной СМК минимальное число процессов СМК и, следовательно, максимальная величина процесса СМК, может определяться таким образом, чтобы построенная и документированная впоследствии сеть процессов СМК (совокупность процессов СМК и взаимосвязей между ними) дополняла уже имеющуюся НД, ликвидируя тем самым несоответствие СМК организации требованиям ISO 9001:2000, и исключалось дублирование процедур, описанных в НД СМК, и взаимосвязей сети процессов (процедуры, описанные в НД СМК должны быть "зашиты" внутрь процессов СМК);
чем сложнее оргструктура организации тем больше число процессов СМК ( при разработке СМК нужно стремится к ситуации соответствия процессов СМК структурным подразделениям организации, по крайней процессы СМК и структурные подразделения организации должны быть величинами одного порядка).
Каждый
процесс СМК можно (и нужно ) определить и рассматривать формализованно
и фактически.
Формализованный подход, по сути и означает
определение входов, выходов, владельца (администратора), ресурсов
и.т.д.
Фактический подход означает рассмотрение процесса СМК,
как набора реально существующих операций (действий) разного рода (с
документами, персоналом, информацией, технологических и.т.д).
Формализованное рассмотрение необходимо для построения сети процессов СМК.
Фактическое рассмотрение необходимо для того, чтобы чётко определить,
где какой процесс
СМК, избежать ситуации, когда определённая работа выполняется в рамках
двух процессов СМК одновременно, наконец для того, что бы популярно
объяснить неискушённому в тонкостях и терминологии ISO 9000 персоналу, в
каком(их) процессе (процессах) СМК он задействован.
Допустим, мы
определились с величиной процесса СМК, и, следовательно, наметили
количество процессов СМК в организации.
Далее необходимо построить
сеть процессов СМК, другими словами разбить деятельность организации
(бизнес - процесс) на составные части (этапы) и увязать их между
собой.
Ясно, что вышеозначенные этапы - это и есть процессы СМК.
То
есть, процесс
СМК - это не что иное, как "кусок работы", имеющий входы и выходы,
или, другими словами, поставщиков и потребителей (внутренних и (или)
внешних).В этом ключе первостепенной и важнейшей задачей, стоящей перед
создателями СМК, является определение номенклатуры (перечня) процессов
СМК. При этом необходимо:
определить каждый процесс СМК фактически и формализованно;
обеспечить соблюдение требований как минимум ISO 9001:2000.
На счёт
определения процессов было сказано выше.
Остановимся на
ISO 9001:2000.
Практический опыт внедрения ISO 9001:2000 на предприятии
даёт основание рассматривать данный стандарт с 2 - х позиций: