Процессный подход к управлению
Краснова В.М.
Источник: Стандарты и качество- 2001, №9.-с. 80-82
Определение бизнес-процессов
компании, их описание, анализ и оптимизация (реинжениринг системы
управления компании) в первую очередь преследуют цель повышения
конкурентоспособности компании путём организации ее целесообразной,
эффективной, слаженной деятельности. Процессно-ориентированный подход в
управлении, в противовес функциональному подходу, является более сложным с
точки зрения реализации, но в то же время более эффективным. Поскольку
специфика современного рынка такова, что конкурентное преимущество
определяется не качеством продукции, а качеством бизнес-процессов, ее
производящих.
Основой процессно-ориентированного подхода в
управлении является понятие бизнес-процесса. Определений бизнес-процесса
существует много. Мы понимаем под этим термином - ряд взаимосвязанных
видов деятельности, преобразующих входы в выходы, полезные потребителю.
Используя такое определение, становится очевидным, что бизнес-процессы
существуют. И существуют они вне зависимости от того, какой подход к
управлению существует в организации и вне зависимости от того, осознают ли
сотрудники компании их существование. Целью же внедрения процессного
подхода является как раз формирование у каждого сотрудника компании
абстрактного представления об исполняемых им бизнес-процессах.
Кроме того, о бизнес-процессе следует знать, что он:
- Имеет свои границы. Границы бизнес-процесса определяются структурой
компании, своим продуктом (выходом), цепочкой создания стоимости
(является ли процесс создающим ценность продукта - основным или только
прибавляющим стоимость продукта - вспомогательным).
- Имеет конечного потребителя (другой бизнес-процесс или конечный
потребитель). Бизнес-процесс без потребителя не имеет смысла, поскольку
всякая деятельность в компании выполняется ради производства чего-либо
для кого-либо. Выявленные бизнес-процессы без потребителей должны быть
ликвидированы.
- Имеет своего владельца. Ваделец бизнес-процесса – это сотрудник,
отвечающий за его выполнение, а именно - за своевременное получение
потребителем качественного выхода процесса.
Что же даёт
внедрение процессного подхода в управлении?
- Ориентация на результат. При процессном подходе в управлении
становится очевидным, что конечный продукт бизнес-процесса не является
простым «средним ариффметическим» работ всех сотрудников. Если один
сотрудник на одних операциях работает великолепно, а второй на
последующих операциях настолько плохо, что на выходе выдаёт брак, то
конечный продукт обоих сотрудников будет равен нулю. Компании не нужны
«самородки», равно как и «бракоделы» - достаточно хорошо организовать
сотрудников с удовлетворительным (средним) качеством работы, чтобы
получить стабильный и конкурентоспособный продукт на выходе.
Деятельность перестаёт выполняться ради самой деятельности - она
становится деятельностью ради потребителя.
- Упрощение системы управления. При использовании процессного подхода,
оргструктура становится более плоской за счет сокращения лишних потоков
информации на верхние уровни управления. Если четко определено, кто за
что отвечает – руководитель может увеличить свой объем управления за
счет стандартного управления каждым из подчиненных сотрудников – может
отказаться от промежуточных звеньев в цепи без потери качества
управления: заместителей, руководителей отделов и т.п.
- Стирание граней между подразделениями. При процессном подходе каждый
точно знает, что, кому и когда должен передать в качестве выхода своего
процесса. При этом не имеет значения, относится ли потребитель к тому же
подразделению, к другому или же вообще находится вне компании. Это
значительно упрощает взаимодействие между подразделениями, уменьшает
количество лишних информационных потоков.
- Устранение барьеров в управленческой иерархии. Деятельность каждого
сотрудника становится проще оценивать – по результатам деятельности
бизнес-процессов, которые выражаются в сбалансированной системе
показателей (ССП) и передавать эти результаты на верхние уровни
иерархии. С другой стороны становится проще транслировать через ССП
стратегию компании на нижние уровни ирарархии.
Таким образом,
процессно-ориентированный подход в управлении - это управленческий
инструмент, не только снижающий непроизводительные затраты, но и
повышающий качество продукции, инструмент, позволяющий иметь полную
информацию о текущем процессе бизнеса и принимать своевременные и
стратегически верные решения.