ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Адлер Ю., Щепетова С.
Источник: Стандарты и качество.- 2002, №2. - с. 66-69
Необходимость
модернизации классики
На многих
предприятиях методика бюджетирования не менялась
(или почти не менялась) в течение долгих лет. В
своем нынешнем виде она малоприменима для
управления, как и данные классического
бухгалтерского учета. Принимая решения на основе
предоставляемой таким образом информации, следует
иметь в виду, что она или не соответствует
специфическим требованиям предприятия, поскольку
построена на основе регламентных положений, или
поступает не в срок, в результате чего
руководитель использует "мертвую" либо негибкую,
скованную действующим законодательством
отчетность. Как следствие, бюджетный учет зачастую
существует сам по себе, и, чтобы изменить его
данные, сделав их пригодными для бюджетирования,
соответствующей службе приходится прилагать
титанические усилия, преодолевая попутно
сопротивление бухгалтерии, цели и задачи которой
не совпадают с установками бюджетного отдела.
Знакомая ситуация, не правда ли?
В некоторых компаниях
бюджетный учет строится на основе бухгалтерского и
фактически подменяется последним: различаться
могут только способы подачи информации. Такой
подход не вполне корректен. Принятие
управленческих решений предполагает рассмотрение
проблемы, объекта или действия с различных точек
зрения. Достижение этой цели обеспечивается
введением бюджетного учета, в котором
бухгалтерские данные анализируются с принципиально
иных позиций, что создает необходимую базу для
принятия быстрых и корректных решений.
Конечно, не стоит
огульно ругать бюджетирование в том виде, в каком
оно существовало раньше: у него есть свои
положительные стороны. Это выверенная методология,
налаженный механизм действия - в отличие от
нового, который еще предстоит создать, а потом
превратить в понятную и привычную для
топ-менеджмента базу принятия решений.
Внедрение новой
системы - процесс сложный и, как правило,
болезненный; есть риск не довести дело до конца, в
результате чего предприятие, истратив значительные
ресурсы, может не достичь поставленной цели.
Принимать решение о внедрении новой системы имеет
смысл только тогда, когда возможности
предшествующей модели полностью исчерпаны: она или
не отражает необходимые для управления данные, или
не соответствует требованиям высшего
менеджмента.
Ошибки,
возникающие на этапе изменения бюджетного учета,
давно известны и подробно описаны, что, однако, не
мешает руководству совершать их снова и снова,
особенно на предприятиях, модифицирующих учетную
систему собственными силами.
На мой взгляд,
классическое современное бюджетирование тоже
нуждается в доработке, хотя и обладает многими
характеристиками, обеспечивающими своевременное
предоставление необходимой информации. К ним
относятся:
Ориентируемся на
процессы!
Крупное
предприятие - это разветвленная структура со
множеством подразделений, между которыми
существуют сложные связи. Ее можно представить как
совокупность определенных процессов и функций
(далее эти понятия будут рассматриваться как
синонимы):
Функциональное
бюджетирование
Необходимо
отметить, что данная модель отличается от
классической схемы ABB, вследствие чего настоящую
статью нельзя рассматривать как методическое
пособие по внедрению процессно-ориентированного
бюджетирования. Данная технология, разработанная
для нужд конкретного предприятия, заимствовала
необходимые решения из различных
методик.
При разработке
бюджетной структуры используются следующие
измерения:
Сложная
структура
Разберем
ситуацию на примере стивидорной компании,
оказывающей услуги по перевалке 20- и 40-футовых
контейнеров. При планировании первым делом
составляются отдельные бюджеты затрат на перевалку
40- и 20-футовых контейнеров. Дополнительно
формируются бюджеты затрат на процессы выгрузки,
погрузки и прочие
операции.
При наложении
этих бюджетов образуется весьма непростая
структура, а если учет ведется еще и по видам
грузов, система усложняется многократно. Логичным
решением в данной ситуации является ввод
дополнительного измерения процесса или функции.
Тогда при сохранении бюджетов 20- и 40-футовых
контейнеров процессы выгрузки, погрузки и
дополнительных операций будут отражены в пятом
измерении - "Процессы". Применение OLAP-технологии
(OnLine Analytical Processing - технологии,
облегчающие аналитику и доступ к данным) позволяет
получить данные по затратам на перевалку
контейнеров в разрезе операций, их себестоимость -
в разрезе перевалки 20- и 40-футовых контейнеров и
т. д. Фактически этот процесс можно рассматривать
как аналог функционального бюджетирования, но
использование его как дополнительного измерения
добавляет гибкости системе
учета.
Затраты на
процессы могут быть перераспределены в
соответствии с установленными правилами. Экономист
может изначально не знать, с какой конкретно
функцией связаны данные расходы, но у него есть
возможность отнести их на процесс более высокого
уровня, а затем регламентно распределить эти
затраты по конечным функциям. В конце концов все
расходы могут быть соотнесены с конечной
продукцией, что позволит рассчитать ее
себестоимость.
Внедрение
данной методики дает положительный результат
только в случае применения современных
компьютерных баз данных, использующих
OLAP-технологии. Вести бюджетный учет "вручную"
или в программе Excel крайне
затруднительно.
Применение
процессного бюджетирования позволяет:
Этапы большого
пути
Данную
методику рекомендуется использовать после
составления стратегических карт предприятия.
Порядок разработки бюджетной структуры таков:
формируется модель ЦФО, затем определяются
структуры бюджета, его статей, конкретных
процессов, далее статьи бюджета совмещаются с
процессами; последний этап - наложение ЦФО на
бюджетную
структуру.
Рассмотрим
упрощенный вариант бюджетирования по предлагаемой
методике в стивидорной компании, занимающейся
перевалкой
контейнеров.
В
организационной структуре предприятия можно
выделить несколько ЦФО (рис. 1), которые являются
центрами затрат. В рамках данной статьи
рассматриваются только бюджеты доходов и расходов
(рис. 2) без учета движения денежных средств
(статьи бюджетов имеют очень разветвленную
структуру, что делает их перечисление
нецелесообразным).
При
создании модели необходимо избегать дублирования
измерений учета и статей в зависимости от
характера затрат. При наличии, например, статьи
"Услуги сторонних организаций" нет необходимости
добавлять к ней "Услуги сторонних организаций
прямого производства" и т. д. Данную детализацию
можно получить из других измерений: "Бюджет",
"ЦФО", "Процесс" (рис.
3).
Также необходимо
отметить, что затраты по процессу, например,
"Юридическая поддержка предприятия" не равны
расходам юридического отдела: на данный процесс
будут отнесены издержки других центров затрат,
например транспортного участка (перевозка
сотрудников отдела), ремонтного отдела и
др.