Микава Ж.
Источник:
Методы Менеджмента качества.- 2003, № 4. - с. 58-60.
Процесс состоит из нескольких действий (операций). Во-первых, программирования, т. е. целеполагания, проектирования, планирования. Во-вторых, деятельности по реализации программы (исполнения). В-третьих, оценки результата (контроля).
В процессе управления имеют место горизонтальные связи (связи преобразования) и вертикальные связи (управления и обратной связи) между процессами. У процесса управления обычно имеются несколько входов и выходов, несколько каналов управления, по которым с верхних по иерархии процессов поступают управленческие воздействия или информация управления в виде норм деятельности, несколько каналов обратной связи, по которым поступают с нижних по иерархии процессов информация о выполнении деятельности в виде норм отчетности, несколько каналов ресурсного обеспечения выполнения процедур всего процесса.
Процесс управления - это логическое продвижение возникающих у руководителя мысленных (внутренних) образов в предметную действительность посредством исходящих от него импульсов.
Структура процесса складывается из последовательности действий, каждый из которых может рассматриваться так же, как самостоятельный процесс. Организацию и управление ею можно изобразить через составляющие ее процессы или действия. Все процессы, описанные таким образом, объединяются по связям, через входы и выходы, нормы отчетности и нормы действия (управления) в виде "атласа процессов". Любая организация может быть описана в виде "атласа процессов", который позволяет анализировать, оценивать, корректировать, определять характеристики производства, качество и эффективность деятельности работающих в ней специалистов. В системе государственного управления, процессы и связанные с ними ответственности, процедуры и ресурсы, установлены законодательно и поддерживаются согласованным образом. Для качественного, функционирования отдельных государственных организаций необходимо, чтобы они самостоятельно управляли внутренними, многочисленными взаимосвязанными процессами.
Процессный подход как принцип управления появился в нашей стране в начале 70-х гг. прошлого века на основании разработанного Щедровицким Г. П. "системодеятельностного анализа деятельности". В международном стандарте ИСО серии 9000: 2000 "процессный подход" принят как один из принципов построения системы менеджмента качества любой организации, предприятия, государства. Процессный подход в управлении позволяет эффективно и результативно управлять возможностями организаций или страны в целом для улучшения ее жизнедеятельности.