Использование эксперементальных стендов в режиме удаленного компьютерного доступаИсточник: Московский энергетический институт (Технический университет) Л.Г.Генин, Я.И. Листратов, В.Г. Свиридов, Е.В. Свиридов, Н.Г. Разуванов
Внедрение новых информационных технологий является важнейшим фактором повышения эффективности и качества образовательного процесса. Неотъемлемым элементом инженерного образования являются лабораторно-практические занятия. С развитием цифровых сетей идея автоматизированного лабораторного практикума с удалённым доступом (АЛП УД) получила возможность реального воплощения. В настоящее время технологии АЛП УД нашли поддержку и активно развиваются специалистами многих российских ВУЗов. Весьма плодотворный подход к реализации этой идеи предложен кафедрой Электротехнических комплексов автономных объектов МЭИ. В соответствии с этим подходом для обеспечения лабораторно-практических занятий группы студентов фронтальным методом необходимо и достаточно располагать единственным автоматизированным многофункциональным лабораторным комплексом, информационно связанным (например, компьютерной сетью) с рабочими местами обучающихся. В роли рабочих мест обычно выступают персональные компьютеры учебного класса. При этом обеспечивается ндивидуальное обращение к лабораторному комплексу в режиме разделения времени, создавая обучаемому полное впечатление, что он поставлен "один на один" с экспериментальной установкой для выполнения своего задания. Подобный подход позволяет кардинальным образом перестроить учебный процесс по таким учебным курсам, как "Электротехника", "Электроника. При этом обеспечивается значительная экономия средств и площадей при одновременном повышении качества образования. Инженерная подготовка по направлению " Техническая физика" предусматривает изучение дисциплины "Тепломассообмен", в программу которой входит изучение целого ряда разнообразных процессов. Среди них такие, как теплообмен при свободной и вынужденной конвекции однофазных жидкостей в пограничном слое и в каналах, теплообмен при кипении, теплообмен при конденсации, ряд других вопросов тепломассообмена применительно к современной и перспективной энергетике. Очевидно, что вышеперечисленные теплофизические процессы принципиально невозможно осуществить на одной экспериментальной лабораторной установке. В действительности, каждому из названных крупных разделов курса соответствуют не одна, а несколько типичных задач, изучение которых целесообразно проводить в рамках лабораторного практикума. При этом специфика тепловых процессов такова, что каждый из лабораторных стендов представляет собой очень сложное, дорогостоящее и, как правило, энергоёмкое сооружение, содержащее в себе черты реального энергетического оборудования. В настоящее время кафедры российских ВУЗов не в состоянии ни создавать тепловые стенды своими силами, ни заказать их разработку и изготовление. Легко понять, почему в каталогах специализированных фирм, занимающихся производством учебной техники (РНПО "Росучприбор", НТЦ "Владис" и др.) отсутствуют лабораторные стенды по конвективному теплообмену: эти стенды слишком дороги, на них нет покупателя. Подобные трудности в создании, поддержании и развитии учебного лабораторного практикума характерны и для многих других учебных курсов бакалаврской и инженерно - магистерской ступеней инженерного образования. Один из возможных путей преодоления указанных трудностей заключается в вовлечении в учебный процесс научных и экспериментально-испытательных стендов уже имеющихся в лабораториях ВУЗов, НИИ и промышленных предприятий. За предыдущие десятилетия в организациях РАН, Минобразования и отраслевых министерств создана мощная экспериментальная база, являющаяся государственным достоянием. Многие из стендов (в том числе - уникальные) недогружены или просто простаивают. Вложением относительно небольших средств (по сравнению с их стоимостью) эти стенды могут быть модернизированы, оснащены системами автоматизации измерений и управления и подключены к информационной сети, обеспечивающей удалённый доступ к их ресурсам. Отметим, что зачастую непосредственная работа обучающихся на таких установках недопустима, например, по соображениям техники безопасности. Поэтому режим АЛП УД остаётся единственной возможностью вовлечения уникального экспериментального оборудования в учебный процесс.