Мои суждения, мой опыт, мои оценки, мои пожелания относительно кредитно-модульной рейтинговой системы обучения.
Чалый В.В. магистрант
Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
По моему мнению и опыту полученному в процессе обучения в ДонНТУ, вступление в Болонский процесс несколько негативно скажется на качестве образования Украины и остальных стран в целом. В каждой стране существует своя специфическая система образования. Более того, каждый ВУЗ как правило обладает своей специфической программой. И таким образом попытки приравнивания и стандартизации являются практически бессмысленными.
Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учебы и введение системы зачетных баллов ECTS (European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям. И это на самом деле так. Потому как данные отделения сами по себе являются творческой отраслью деятельности. И их стандартизация невозможна по определению. Они относятся к высшим наукам, аналогов любого труда просто не существует. Их ценность невозможно определить балами, стандартизировать, приравнять к чему-то другому уникальному.
К техническим направлениям проще применить такую систему, и тем не мене и тут имеются противоречия. Каждая техническая специальность в отдельно взятом ВУЗе ориентирована на специфику своего района.
Еще одним «против» является уже чётко отлаженный и твёрдо сложившийся образовательный механизм каждого учреждения. Тем более что процесс проводится слишком сумбурно. Не хватает времени для переработки и переоборудования научно-технической базы.
Более того, немаловажную роль в процессе играет психологический аспект. Который прежде всего касается преподавательского состава. Студентам проще перестроиться. А у преподавателей уже существует четко отлаженная и оптимизированная система изложения материала. И любые масштабные изменения вносимые в нее неизбежно негативно скажутся на качестве образования.
|