ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Дорофеев Виктор Александрович

Дорофеев Виктор Александрович


ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод

ЯПОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ


Такахама Кёси / Takahama Kyoshi
Годы жизни: 1874 - 1959
Место рождения: г. Мацуяма, преф. Эхимэ, Япония
Родился, как и Сики, в Мацуяма, на острове Сикоку. В 1891 г., познакомившись с Сики, стал его любимым учеником и вскоре получил широкое признание как выдающийся поэт жанра хайку. В 1895 г., переехав из Киото в Токио, присоединился к Сики в деле создания новой школы хайку. С 1898 г. до самой смерти он - с небольшими перерывами - возглавлял центральный журнал поэтов хайку "Хототогису" ("Кукушка"), основателем которого формально считается Сики.
Придерживаясь принципа "создания песен о цветах, птицах и ветре" (кате фу эй рон), Кеси воспевал главным образом явления природы. Его хайку нередко отступают от общепринятой семнадцатисложной формы в угоду "объективности изображения". Большинство трехстиший Кеси сгруппировано в "сезонные циклы", типичные для классических антологий и сборников хайку.
Многочисленные литературоведческие трактаты Кеси наравне с его стихами способствовали формированию таланта многих молодых авторов. К числу учеников Кеси относятся поэты Мидзухара Сюоси и Иида Дакоцу, хотя оба впоследствии выработали свой, вполне индивидуальный стиль.
Такахама Кеси по праву считается крупнейшим, после безвременно умершего Сики, поэтом жанра хайку первой половины XX в.
© Александр Долин, Шедевры поэзии хайку "серебряного" века

Мисима Юкио / Mishima Yukio
Годы жизни: 14.01.1925 - 25.11.1970
Место рождения: преф. Токио, Япония
МИСИМА Юкио (1925–1970) - писатель. Настоящее имя - Хираока Кимитакэ. С ранних лет Мисима увлекся японской и западной классической литературой декадентской и романтической направленности - Танидзаки Дзюнъитиро, Мори Огаи, Оскар Уайльд, Рильке и другие.
Мисима учился в привилегированном учебном заведении Гакусюин (Школа пэров), и первая проба пера (новелла "Лес в полном цвету", в которой формируется идейно-эстетический принцип писателя - триумф красоты, тесно переплетающийся с глубоким гомосексуальным и эротическим чувствами) относится к тому периоду.
Получив по окончании Токийского государственного университета диплом юриста, по специальности Мисима работал менее года, после чего всецело посвятил себя литературной деятельности. Роман "Исповедь маски" (1947) - произведение эгобеллетристического жанра, в котором проявляются гомосексуальные наклонности писателя. Роман "Жажда любви" (1950) - выражение фантазий и размышлений автора на тему красивой смерти. Роман "Запретные цветы" (1951) повествует о похождениях гомосексуалиста, что стало результатом посещения писателем баров для трансвеститов. В те же годы Мисима создает ряд пьес для современного театра Но.
С 1955 г. Мисима начинает увлекаться национальными видами боевых искусств - кэндо, каратэ, а также популярными в то время боди-билдингом и боксом. В 1956 г. выходит роман "Золотой храм", в котором на примере реального случая - пожара исторического памятника архитектуры (буддийского храма в Киото) - все больше разрабатывается и оттачивается теория прекрасного и его права на существование в этом порочном и коррумпированном мире.
В романе "Дом Кёко" (1958) вырисовывается "философия действия", перекликающаяся с концепцией красивой смерти. Повесть "Патриотизм" (1960) - дальнейшее развитие взглядов писателя на активное действие - низвержение неправильных и ложных устоев японского общества (в видении Мисима), появление которых было вызвано проникновением западной цивилизации, и восстановление власти императора, основанной на канонах синтоизма. Впоследствии по книге был снят тридцатиминутный фильм, главную роль в котором сыграл сам писатель, на экране совершивший харакири.
Со второй половины 60-х гг. Мисима приступает к созданию тетралогии под общим названием "Море плодородия" ("Весенний снег", "Скакуны", "Храм рассвета", "Падший ангел"), в которой находит свое воплощение дальнейшее выражение идей патриотизма и национализма.
Мисима Юкио был не только писателем, но и общественным деятелем, и политиком, стоящим на правых позициях. В 1967 г. он создал Общество щита - организацию единомышленников, которая провела несколько военных тренировок на базе сил самообороны. К тому же времени относится оживление публицистической деятельности писателя, например эссе "Эти семнадцать лет без войны", в котором Мисима с ностальгией вспоминает военное время.
Мисима Юкио в ноябре 1970 г. после неудавшегося государственного переворота совершил харакири.
Мисима - писатель, который по количеству переводов своих произведений на западные языки оспаривает первое-второе место с Акутагава Рюноскэ. Выдвигался в кандидаты на соискание Нобелевской премии. На русский язык переведены романы "Золотой храм", "Исповедь маски", повесть "Патриотизм", пьесы "Мой друг Гитлер", "Маркиза де Сад" и несколько новелл и рассказов.
© Энциклопедия "Япония от А до Я"

Акита Удзяку / Akita Uzyaku
АКИТА УДЗЯКУ [1883-] - псевдоним японского писателя Токудзо. Представитель левого, наиболее радикального слоя трудовой интеллигенции. Первый из японских писателей открыто приветствовал Октябрьскую революцию. Один из руководителей движения за сближение с СССР. Родился в бедной семье. Окончил отделение английского языка и литературы университета Васэда в Токио. В противовес господствующему в новейшей японской литературе натурализму неуклонно идет по пути романтической драматургии. После пережитого духовного кризиса во время войны 1914-1918 (увлечение индийской философией) Акита в 1919 примыкает к группе интеллигентов-литераторов, поднявших знамя пролетарской литературы. Начинает писать небольшие драмы в экспрессионистском стиле, проникнутые анархистскими идеями и приближающиеся по своей структуре к театрализованным диалогам. Акита Удзяку известен еще как автор детских сказок и ярый сторонник эсперантизма.
Библиография: Коротенькие пьесы: Удзумарэта-хару, 1912; Мицу-но-Тамасии, 1918; Гайкоцу-но-бутё, 1925 и др.; рассказы: Тайе то ханадзоно, 1921.
© 2004 ФЭБ

Мидзукхара Сюоси / Mizukhara Shuoshi
Годы жизни: 1892 - 1981
Место рождения: преф. Токио, Япония
Настоящее имя Мидзухара Ютака. Родился в Токио. Окончил медицинский факультет Токийского имперского университета и несколько лет работал врачом. Начав писать хайку, примкнул к группе журнала "Хототогису" и некоторое время был рьяным последователем Такахама Кеси. Со временем, однако, "субъективный реализм" Сюоси вступил в противоречие с принципом "объективного реализма" Кеси и пути поэтов разошлись.
С 1917 г. Сюоси встал во главе популярного журнала хайку "Асиби". В своем творчестве он стремился усилить эмоциональное начало хайку, внести человеческое содержание в пейзажные зарисовки.
После войны обозначился новый взлет поэтического дарования Сюоси.
Опубликовав ряд сборников хайку, он в 1963 г. был удостоен премии японской Академии художеств, а в 1966 г. стал действительным членом Академии.
© Александр Долин, Шедевры поэзии хайку "серебряного" века

Нацумэ Сосэки / Natsume Soseki
Годы жизни: 09.02.1867 - 09.12.1916
В юности он получил классическое образование и слыл знатоком древней китайской и японской классической поэзии. После окончания Токийского императорского университета по специальности "Английская литература" Сосэки решил продолжить обучение в аспирантуре.
В 1894 г. у него обнаружились признаки туберкулеза, однако долгие годы страдать ему пришлось от другой болезни — язвы желудка.
Весной 1895 г. Сосэки получил должность учителя английского языка на острове Сикоку. Его друзей очень удивило решение Сосэки поехать в этот удаленный уголок Японии, поскольку, по сути дела, он обрекал себя на добровольное изгнание. В июне 1896 г. он женился на дочери видного парламентского деятеля, однако женитьба с самого начала была несчастливой.
В 1900 г. Нацумэ Сосэки был отправлен на стажировку в Англию (1900–1902), из которой вернулся ярым англофобом. Пребывание в Англии пагубно сказалось и на его здоровье — у Сосэки появились признаки нервного расстройства и депрессии.
С 1903 г. он получает должность преподавателя английской литературы в Токийском императорском университете (на этом посту он сменил Лафкадио Хёрна).
Собственно, творческий путь писателя начинается в 1905 г., когда из-под его пера выходят две остросатирические повести — «Ваш покорный слуга кот», "Мальчуган" и роман "Трава у изголовья".
Сосэки как писатель свой творческий путь начал довольно поздно, в тридцать восемь лет. В 1907 г., он переходит на работу в газету "Асахи" на должность редактора литературной полосы, что также немало удивило его друзей, поскольку оставить место преподавателя в университете и перейти на работу в газету считалось шагом вниз.
Дальнейшее творчество писателя представлено трилогией романов — "Сансиро" (1908), "Затем" (1909), "Врата" (1910), в которых выведен образ японского интеллигента, отстраненного от жизни, и поднимается проблема человеческого эгоизма и эгоизма в масштабах страны.
Экспериментальный роман ("антиновелла") "Шахтер" и "Ночи грез" стоят несколько особняком от основного творческого метода писателя. В "Ночах грез", например, одни критики усматривают влияние Фрейда, другие — экзистенциализма. Еще одна трилогия писателя — "Пока не окончилось равноденствие", "Путник" и "Сердце" — закрепила творческий успех Нацумэ Сосэки.
Недосказанность, не выраженная явно конфликтность ситуации, буддийские реминисценции, т.е. все то, что было присуще литературным традициям Японии, делают произведения Сосэки любимыми японским читателем. Кроме того, Нацумэ Сосэки был одним из лучших знатоков английской литературы начала XX столетия, и в памяти современников остались его блестящие лекции, с которыми он неоднократно публично выступал. Среди литераторов, посещавших писателя, был Акутагава Рюноскэ, который почерпнул немало полезного из бесед с Нацумэ Сосэки.
© ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЯПОНИЯ ОТ А ДО Я"

Масаока Сики / Masaoka Shiki
Годы жизни: 17.09.1867 - 19.09.1902
Место рождения: г. Мацуяма, преф. Эхимэ, Япония
Масаока Сики (псевдоним; настоящее имя Масаока Цунэнори) (17.9.1867, Мацуяма, - 19.9.1902, Токио), японский поэт и теоретик стиха. Учился на отделении японской филологии Токийского университета. Начал печататься в 1885. В теоретических работах "Беседы Дассай-сёоку о хайку" (1893), "Основы хайку" (1895), "Послание поэтам танка" (1898) М. призывал к обновлению традиционных форм японской поэзии - танка и хокку. С 1898 издавал журнал "Хототогису", вокруг которого группировались сторонники новой поэзии. Стихи 1885-96 вошли в 5-томный сборник "Зимние горы и нагие деревья" (1925), в котором отразилась художественная эволюция автора от традиционного стиля к реалистической поэзии. Новаторство М. проявилось в правдивом изображении человеческих переживаний, конкретном восприятии природы. Оказал глубокое влияние на развитие современной японской поэзии.
Соч.: Масаока Сики дзэнсю, т. 1-22, Токио, 1929-31; в русском переводе, в сборнике: Японская поэзия, М., 1956.
Лит.: История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Самукава Сокоцу, Масаока Сики-но сэкай, Токио, 1956.
К. Рехо, © Большая советская энциклопедия

Танэда Сантока / Taneda Santoka
Годы жизни: 1882 - 1940
Настоящее имя Танэда Масаити. Родился в префектуре Ямагути. Поступил на литературный факультет университета Васэда в Токио, но бросил учебу. Начал сочинять хайку с 1911 г. Сторонник примитивизма в хайку. Став ревностным адептом дзэн-буддизма, провел большую часть жизни в странствиях по Японии и окончил свои дни в хижине отшельника близ Мацуяма на острове Сикоку.
© Александр Долин, Шедевры поэзии хайку "серебряного" века

Сайгё / Saigyo
Годы жизни: 1118 - 1190
Сайгё (монашеское имя; настоящее имя - Сато Нарикиё) (1118-1190), японский поэт. В 23 года оставил военную службу, семью, постригся и всю жизнь скитался по стране как нищий, бродячий монах. Его творчество пронизано глубоким пессимизмом. Сайгё - наиболее известный из японских поэтов 12 в.; его стихи (танка) отличаются философской глубиной, искренностью чувства, яркостью и простотой образов. Он имел огромное влияние на литературу своего времени. Сохранились сборники стихов "Сангасю" и сочинения по поэтике в записи его ученика под названием "Беседы о Сайгё". Сайгё приписывается также "Избранный сборник" сказаний (главным образом буддийских).
Соч. в рус. пер., в сб.: Японская поэзия, М., 1956.
Лит.: Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970.
© Большая советская энциклопедия

Акутагава Рюносукэ / Akutagawa Ryunosuke
Годы жизни: 01.03.1892 - 24.07.1927
Акутагава Рюносукэ [1892-1927] - выдающийся представитель японской лит-ры. Окончил филологический факультет Токийского университета. Дебютировал в 1916 рассказом "Нос" и сразу же выдвинулся в первые ряды литераторов. Акутакава и его единомышленники, выступившие в годы войны 1914-1918 против натурализма (провозглашение неоромантизма, эстетизма и т. д.), выражали настроение мелкобуржуазной интеллигенции, судорожно заметавшейся под гнетом старой и новой буржуазии "нарикинов" (японских шиберов). Основной пафос искусства Акутагава - эстетический скепсис, изысканный цинизм, никого не шокирующее кощунство. Цикл христианких легенд, написанный Акутагава по рецептам Франса, был бы очень уместен в Европе, но не в Японии, где нет воинствующей католической реакции. Акутагава ни разу не коснулся широких социальных тем.
© 2004 ФЭБ

Найто Мэйсэцу / Naito Meisetsu
Годы жизни: 1847 - 1926
Место рождения: г. Мацуяма, преф. Эхимэ, Япония
Настоящее имя Найто Мотоюки. Родился в Мацуяма, префектуре Эхимэ, в семье служилого самурая. Получил классическое конфуцианское образование. После буржуазной революции Мэйдзи занимал ответственный пост в администрации префектуре Эхимэ, затем служил в Министерстве образования в Токио, был старостой общежития студентов из клана Мацуяма. С 1892 г. одним из первых примкнул к формировавшейся школе Сики. Среди членов общества танка «Нэгиси» пользовался большим авторитетом. Его художественная манера отличается классической простотой и изяществом.
© Александр Долин, Шедевры поэзии хайку "серебряного" века

Накамура Кусадао / Nakamura Kusadao
Годы жизни: 1901 - 1983
Настоящее имя Накамура Сэйитиро. Родился в префектуре Аити. Окончил факультет японской литературы Токийского университета. Активно участвовал в деятельности общества хайку "Хототогису". В своем творчестве стремился обогатить унаследованный от Сики принцип реалистического отражения жизни глубоким психологизмом. Расцвет поэтического таланта Кусадао приходится на 20-30-е годы.
© Александр Долин, Шедевры поэзии хайку "серебряного" века

Назад

ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Автобиография Библиотека Индивидуальное задание
Отчет о поиске Реферат Сылки