2. РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ СИФУ ТП
Статья взята из КОПИИ ОТЧЕТА О НИР "Провести лабораторные исследования диагностических устройств для тиристорных преобразователей в системах управления электроприводами основных механизмов экскаваторов"


В качестве объекта диагностирования в дальнейшем рассматривается СИФУ тиристорного преобразователя, разработанного в лаборатории автоматизированного электропривода экскаваторов института «Гипроуглеавтоматизация». Названная разработка используется в качестве возбудителей генераторов и двигателей главных электроприводов экскаваторов ЭШ-20/90 №9 и ЭРШРД-5000 №2, а также в качестве преобразователя, работающего непосредственно на якоря двигателей привода разгрузочной консоли экскаватора ЭРШРД-5000 №2.
Рассмотрим структурную схему системы функционального диагностирования СИФУ тиристорного преобразователя, приведенную на рис. 2.1. Он включает в себя силовую часть СЧ и СИФУ, которая состоит из фазосмещающего устройства ФСУ, формирователя импульсов ФИ и устройства раздельного управления реверсивными группами тиристоров УРУ. Устройство функционального диагностирования УФД СИФУ соответственно количеству блоков структуры СИФУ (1-3) состоит из трех блоков 5-7.
На структурной схеме рис. 2.1 не показан узел питания и синхронизации ФСУ. Ввиду того, что ячейка питания ФСУ выполнена на основе простой трехфазной схемы выпрямления на диодах (см. принципиальную схему ячейки ЯИП ЕИЛА 656.126.032 [4]) диагностирование ее отдельным устройством не осуществляется. Предусматривается производить оценку работоспособности ячейки питания совместно с ФСУ.

Диагностирование силовой части ТП в данной работе не рассматривается. Как показывает практика эксплуатации тиристорных возбудителей, выход из строя элементов силовой части является редким, что объясняется рядом факторов, специфических для тиристорных возбудителей:
1. облегченным тепловым режимом тиристоров в рабочих процессах, что обусловлено выбором тиристоров со значительным запасом по току и напряжению.
2. наличием запаса в тиристорах по величине ударного тока и защитного показателя i2t аварийных режимах, обусловленных неправильным функционированием СИФУ ТВ.
Системы функционального диагностирования силовой части сложны, поскольку содержат значительное количество специальных датчиков. Применение таких устройств может снизить надежность работы СЧ тиристорных возбудителей в связи с чем диагностирующие средства могут оказаться не эффективными.
В [3] подчеркивается целесообразность применения устройств контроля тиристорных преобразователей, при котором ограничиваются лишь диагностированием системы управления, так как силовая часть ТП снабжена устройствами аварийного отключения и повторное срабатывание этих устройств при исправной системе управления свидетельствует об отказе силовой части.
Назад