Электроприводы переменного тока с частотным регулированием: учебник для студ. высш. учеб. зав. /Г. Г. Cоколовский. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 272 с. страницы 58–60.
Начнем рассмотрение электромагнитных процессов в синхронном двигателе с наиболее простого случая, когда демпферная
обмотка на роторе отсутствует. Будем рассматривать двигатель с
явнополюсным ротором, имея в виду, что для перехода от явнополюсной к неявнополюсной машине достаточно в математическом описании двигателя приравнять друг другу индуктивности
обмотки статора по обеим осям.
Так же, как это было сделано при математическом описании
асинхронного двигателя, введем в рассмотрение систему координат d – q, связанную с ротором и вращающуюся вместе с ним.
Однако между системами координат d – q в асинхронном и синхронном двигателях есть существенное различие, состоящее в том,
что в первом случае эта система координат вращается в электрическом пространстве со скоростью ротора рп = w0эл – wр, которая
во всех режимах, кроме режима идеального холостого хода, отличается от синхронной скорости, а во втором случае ее скорость в
электрическом пространстве всегда равна синхронной скорости рпw0 = w0эл. Таким образом, система координат d – q в математическом описании синхронного двигателя играет ту же роль, что
вращающаяся с синхронной скоростью система координат alfa – betta в
математическом описании двигателя асинхронного.
Поскольку обмотка статора синхронного двигателя принципиально не отличается от статорной обмотки асинхронного двигателя, уравнение равновесия напряжений статора может быть
непосредственно использовано в математическом описании синхронного двигателя, если входящие в него пространственные векторы представить через их проекции на оси координат:
U1 = u1d – j*u1q,
I1 = i1d – j*i1q,
Y1 = Y1d – Y*?1q.
В отличие от асинхронного двигателя, обмотка ротора которого обтекается трехфазным переменным током с угловой частотой, равной wр, в обмотке возбуждения синхронной машины протекает постоянный ток. Напряжение на обмотке возбуждения uf, ток в ней if и потокосцепление ротора Yf могут быть представлены пространственными векторами, неподвижными относительно ротора и вращающимися вместе с ним, а следовательно, вместе с системой координат d – q. В этом смысле они не отличаются от пространственных векторов, образованных в результате рассмотрения трехфазной системы статорных напряжений, токов и потокосцеплений. Поэтому, направив ось вещественных d по оси обмотки возбуждения, т. е. по вектору потокосцепления ротора и совпадающим с ним по направлению векторам напряжения и тока возбуждения, роторные величины, связанные между собой равенством uf = Rf*if + p*Yf, можно рассматривать как проекции пространственных векторов на ось координат d. Для рассмотрения связи между токами и потокосцеплениями удобно воспользоваться моделью двигателя, представленной на рис. 3.1. В модели трехфазная обмотка статора заменена двумя, неподвижными относительно вращающейся системы координат d – q, обмотками, которые характеризуются активным сопротивлением R1 и индуктивностями L1d b L1q.
Рис. 3.1. Модель синхронного двигателя
во вращающейся системе координат
Оси этих обмоток направлены по осям координат d и q. К ним приложены напряжения
постоянного тока по прямой и квадратурной осям u1d и u1q, в результате
чего по обмоткам протекают токи i1d и i1q.
К обмотке ротора с сопротивлением Rf и индуктивностью Lf приложено напряжение возбуждения uf, ток
в ней обозначен как if. Из рис. 3.1 видно, что при принятом направлении
осей координат потокосцепление статора по оси и определяется
токами i1d и if, а по оси q – только током i1q.
С учетом сказанного математическая модель электромагнитных
процессов в синхронном двигателе без демпферной обмотки может быть представлена в виде системы уравнений для проекций
обобщенных векторов на оси вращающейся системы координат:
u1d = R1i1d + pY1d – w0элY1q , (3.1)
u1q = R1i1q + pY1q – w0элY1d , (3.2)
uf = Rfif + pYf , (3.3)
Y1d = L1di1d + Mdfif , (3.4)
Y1q = L1qi1q , (3.5)
Yf = Lfif + Mfdi1d . (3.6)
где R1, Rf – сопротивления фазы обмотки статора и обмотки возбуждения соответственно;
L1d, L1q, Lf – полные индуктивности
обмоток статора по осям d и q и полная индуктивность обмотки
возбуждения соответственно; Mdf – коэффициент взаимной индукции между обмоткой возбуждения и обмоткой статора по оси d,
Mdf = Mfd
[Библиотека]
Автобиография
Отчет о поиске
Реферат
Ссылки
Библиотека
Индивидуальное задание