Доклад по дисциплине "Основы ораторского мастерства" на тему:"Самые серьезные ловушки, которых необходимо избегать на пути к успешному выступлению. Выступление на конференции"Майборода В.Н.Донецкий национальный технический университетВСТУПЛЕНИЕ Хорошо говорить - сказать то, что необходимо (Талейран) Слово должно быть мостом. Но может быть и стеной (Альбрехт Геэс) Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь (Марк Твен) Ораторы должны всегда предлагать самое лучшее, а не самое легкое (Демосфен) Это опасный человек - он действительно верит в то, что говорит (Оноре Мирабо) Оратор - замечательная профессия, потому что соединяет в себе по чуть-чуть от каждой профессии. Ораторы - архитекторы и строители, помогающие людям строить лучшую жизнь. Они открывают новые окна в человеческом сознании, помогая им яснее видеть и думать. Ораторы - врачи, лечащие смехом тяжесть на сердце. Ораторы - повара и диетологи, отбирающие нужные ингредиенты и подающие аппетитную пищу для размышлений. Ораторы -торговцы идеями и идеалами. Фермеры, высаживающие семена и обогащающие умы. Ораторы - тренеры, проповедники и многое-многое другое. Речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нужное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сделать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладеет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским искусством позволит только длительная и упорная тренировка речи и мышления. САМЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ НА ПУТИ К УСПЕШНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ Потеют ладони? Колотится сердце? Для многих публичное выступление связано с этими и другими неприятными симптомами. Так быть не должно. Победителями становятся те, кто совершает наименьшее количество ошибок. Если вы в курсе того, какие ловушки подстерегают ораторов в процессе выступления, вы постараетесь их избежать и добьетесь большего успеха на сцене. Профессиональные ораторы знают, что составляющая номер один удачного выступления - это подготовка. Профессионалы никогда не позволяют себе выступать „на авось"; они тратят часы - иногда десятки часов - на подготовку одной речи, даже если она касается темы, в которой они хорошо разбираются. Если вы стремитесь к тому, чтобы ваша аудитория понимала вас и следила за вашими мыслями, эти мысли должны быть представлены в логическом порядке. Если же ваши идеи сумбурны, слушателю слишком сложно установить связь между доказываемыми вами положениями. Если вас просят выступить на тему, о которой вам ровным счетом ничего неизвестно, имейте мужество твердо сказать „нет"- не пытайтесь схалтурить. Скажите примерно так: „Я знаю совсем немного по данному вопросу, не уверен, что моего опыта достаточно, чтобы дать аудитории действительно то, в чем она нуждается. Сфера моей компетенции - это..." Если вы поставите вопрос таким образом, просьба будет звучать по-иному. Если вы собираетесь выступать по какой-то теме довольно регулярно, читайте всю литературу по ней, какую только можно достать. Выясните, какие книги готовятся к изданию в течение ближайшего года, позвоните автору и скажите, что вам хотелось бы иметь гранки этой книги. Иногда авторы отсылают желающим гранки просто потому, что хотели бы получить отзывы о работе. Профессиональные ораторы хорошо представляют себе важность фокусирования на одном вопросе. Самые блестящие ораторы не пытаются охватить все; они выражают лишь одну идею, но выражают ее так экспрессивно и незабываемо, как аудитории еще не доводилось ее слышать. Перед тем как выступать (даже перед тем как приступать к написанию речи), определите вашу цель, а далее сосредоточьтесь на ее достижении. Любой профессиональный оратор знает, что адаптация любого выступления к присутствующей аудитории - самый эффективный способ завладеть вниманием слушателей и заручиться их расположением. Люди желают слушать то, что является частью их работы или личной жизни, или то, что может поспособствовать их карьерному росту. Дайте аудитории право быть в центре внимания. Участники с большей охотой воспринимают ваши концепции, если вы пользуетесь их терминологией. Президент компании может выступить с одной и той же речью и перед акционерами, и перед своими менеджерами, но он должен адаптировать каждое выступление к публике, которая уникальна. Адаптация означает знание вашей аудитории. Если вы выступаете на какой-либо встрече и у вас просто не было времени подготовиться заранее, побродите вокруг, присмотритесь и прислушайтесь к присутствующим. Тогда вы сможете вовлечь людей в свое выступление и стать частью вашей аудитории. Также следите за тем, как часто вы произносите „я думаю" или „я полагаю". Вместо этого используйте „наш", „нас" и „мы". Это сближает вас с аудиторией, создавая у нее впечатление, что вы - один из них. Речь состоит из слов, поэтому вам необходимо прослушать ее, прежде чем произносить перед аудиторией. Одно из главнейших преимуществ репетиции - приобретение уверенности, что крайне немаловажно для любого оратора, будь он профессионал или новичок. Вы думаете, у опытных ораторов перед выступлением по коже не бегают мурашки? Иногда бывает. Большинство из тех, кто выглядит абсолютно уверенным, поднимаются на сцену, испытывая определенный страх. Просто эти люди в состоянии его контролировать. Страх есть часть профессии оратора. Необходимо просто подчинить его. Чем вы организованнее и лучше всего подготовлены, тем успешнее вы обуздываете страх. Составьте план своего выступления и отталкивайтесь от ключевых моментов. Вы должны знать первые две-три минуты выступления как свои пять пальцев, ибо именно на этом этапе вы будете волноваться сильнее всего. Используйте визуальный вспомогательный материал, с ним вы будете чувствовать себя комфортнее. Перекладывать все на плечи других и прибывать точно к моменту выступления - занятие весьма рискованное. Вам бы хотелось рисковать своей репутацией? Позднее прибытие считается таковым тогда, когда 50 процентов аудитории уже собралось в комнате. Вам необходимо время, чтобы расслабиться, привыкнуть к помещению и находящимся там людям. Поднимитесь на сцену, включите микрофон и сосчитайте до десяти или попросите любого человека постоять в противоположном конце комнаты, пока вы будете проверять микрофон, дабы убедиться в том, что звук громко и без помех доходит в конец помещения. Вы когда-нибудь присутствовали на выступлении, когда оратор использовал визуальный материал, который с последних рядов рассмотреть было невозможно? Готовясь к выступлению, поинтересуйтесь размерами помещения и готовьте материал, учитывая его габариты. В большинстве своем новички с ходу рассказывают какую-нибудь шутку, полагая, что так делают все. Профессионалы так не делают. Они обычно начинают выступление с личной истории или юмористического примера. Большинство ораторов чувствуют себя довольно неуютно первые восемь минут. Чем больше вы рискуете в течение этих первых восьми минут, тем вероятнее ваши шансы потерпеть фиаско. Можете пошутить тогда, когда вы полностью расслабились и обрели контроль над собой. Вместо вступительной шутки можно задать вопрос, процитировать изречение, рассказать стихотворение или какую-нибудь личную историю. Можно начинать выступление с такого обещания: „Причина, по которой я сегодня нахожусь здесь, - рассказать вам, как увеличить ваш доход на 10 000 долларов в течение последующих 26 дней". Подобная фраза очень привлекает внимание слушателей. Вот еще один полезный совет: не игнорируйте статистику. Она притягивает интерес к вам и к вашей теме, обезоруживая ваших возможных противников. Девяносто процентов населения не станут спорить со статистическими данными. Если уже в самом начале выступления вы даете себе подобную характеристику, вы заранее просите прощения за некачественную, низкопробную речь. Вот один из советов, который поможет составить наиболее эффективное вступление. Объясните распорядителю или представляющему вас человеку, какие именно комментарии вы бы хотели от него услышать, когда подниметесь на сцену. Например, можно попросить сказать так: „Я попросил Тома уделить нам несколько минут и рассказать о тех вещах, которые крайне необходимы для достижения успеха". Краткое симпатичное вступление; оно вселяет уверенность и дает представление о том, как следует строить начальные предложения. Кроме того, подобные просьбы - не такая уж и редкость. Как вы говорите, зачастую оказывается не менее важным, чем то, что вы говорите. Эффективный оратор прекрасно понимает, что его голос, тело, движения по сцене, визуальный контакт с аудиторией и иные аспекты представления речи являют собой существенные элементы выступления. Стойте прямо, ни на что не облокачиваясь. Делая жесты рукой, не тыкайте ею в людей, а сделайте легкое движение по направлению к ним. Все жесты должны исходить от центра вашего тела - начинайте от груди или от себя. Оденьтесь подобающим образом. Выступление - проходит оно в неформальной обстановке или же нет - всегда несет на се6e определенный отпечаток официозности. Никогда не держите руки в карманах во время выступления и предпочитайте красному, желтому и серому одежду синего цвета, поскольку было доказано, что синий цвет оказывает на аудиторию расслабляющее воздействие. Модулируйте скорость и стиль вашего повествования в зависимости от важности излагаемого пункта. Не бойтесь повышать голос, описывая нечто значительное; ничто не заставит аудиторию быстрее заскучать и потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме, чем тихий голос, который они толком и не слышат. Можно резко набирать темп перед тем, как сделать какое-то веское, серьезное утверждение. Затем, после того как изложите свою позицию, темп снова замедляйте. Можно захватить внимание аудитории стремительностью, а затем удерживать ее внимание в процессе повествования. Постарайтесь научиться подвижной мимике: внимание аудитории прочно приковывается к лицу. Поднимите брови, улыбнитесь посередине приятной мысли, лицо должно меняться. Не раз нам доводилось наблюдать за ораторами, повествующими о предметах, которыми они страстно увлечены, но на лицах которых эта страсть никак не отражалась. Аудитория в таких случаях быстро теряет всякий интерес к предмету изложения. Если визуальный контакт доставляет вам дискомфорт, представьте, что вы находитесь в комнате, где сидят отдельные люди. Обращайтесь к одному человеку, затем переводите взгляд с одного лица на другое. Это помогает привлечь слушателей и делает вашу речь более личностно обращенной. Никогда, ни при каких обстоятельствах не читайте всю речь целиком. Вместо этого запишите основные пункты выступления и примеры или пояснения, с помощью которых вы собираетесь доказывать основные положения. Эти примеры нужно выучить, все остальное придет само. Хорошие ораторы выходят на сцену, держа в голове две вещи: основные положения своего выступления и примеры, которыми они будут их подтверждать. Сцена - как телевизионная камера: она никогда не лжет. Если вы собираетесь стоять на сцене перед аудиторией и разыгрывать представление, эта же аудитория разнесет в пух и прах вашу речь. Не пытайтесь быть тем, кем на самом деле вы не являетесь. Слушатели насквозь видят притворщиков и не верят ни единому слову из их речи. Эта ловушка даже не требует пояснений. Самый лучший способ произвести впечатление на аудиторию - рано закончить выступление. Если достаточна очевидно, что вы не закончили пояснения всех положений, можете сказать: „Я не все успел подготовить". Слушатели вас простят. Лучше закончить пораньше и получить приглашение еще раз. Дилетанты так обычно и поступают. Они используют все запланированное время на выступление - вместо того чтобы оставить какое-то время на вопросы и ответы, которые не менее информативны, чем сама речь. Не повторяйте эту распространенную ошибку - завершите речь пораньше. Объясните, что, хотя у вас еще есть несколько нерассмотренных вопросов, вы предпочитаете уделить время ответам на вопросы слушателей. Не спрашивайте: „Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?" Лучше спросить: „Какие вопросы у вас возникли?" Если желающих задать вопрос не нашлось, используйте парочку заготовленных вопросов. Если расшевелить группу примером вопроса, на который вы готовы ответить, она скоро забросает вас ими. Получив вопрос, вы можете сделать одно из четырех: ответить на него, проигнорировать его, вернуть назад или ответить позже. Проигнорировать вопрос можно таким образом: „Чтобы остановиться на этом вопросе подробнее, нам необходимо встретиться еще раз, ибо за оставшееся время мы не успеем его обсудить". Вернуть назад можно так: „Джим, если бы я задал тебе тот же вопрос, как бы ты на него ответил?" А можно вернуть вопрос всей группе, спросив: „Кто-нибудь может ответить на вопрос Джима исходя из только что услышанного вами?" Отложить ответ можно такими словами: „Вопрос замечательный, и я хотел бы немного поразмыслить над ним, прежде чем давать ответ. Если вы подойдете ко мне после окончания выступления, я с удовольствием обсужу его с вами". Многие ораторы имеют обыкновение резко прекращать выступление - как магнитофон, у которого вдруг закончилась кассета. Опытные ораторы, наоборот, понимают, что конец выступления так же - если не более - важен, как начало. Для вас это возможность оставить в умах аудитории мысли, слова и образы, которые запомнятся им надолго. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь подобрать такой заключительный пример, который связал бы воедино все, о чем вы говорили в течение выступления. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНТЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 21 - 23 мая 2008 года в Днепродзержинском национальном техническом университете проводилась научно-практическая студентческая конференция по специальности "Электромеханические системы автоматизации и электропривод". Я выступал с докладом на тему "Исследование сервоприводов на базе синхронной машины с постоянными магнитами". Материал, усвоенный в процессе изучения курса ораторского искусства, неоценимо помог мне в ходе выступления на конференции. Я представился аудитории, назвал авторов, занимающихся данной темой, сформулировал небольшое вступление, выделил основную суть в содержании, привел примеры, изображения (презентационные слайды) комментировал кратко и точно, связывая текстом одну картинку с другой. Старался говорить не спеша и выразительно, связно и осмысленно, а также правильно ставить ударения. Конечно же, как и у любого "новичка" в моем выступлении не обошлось без ошибок. С самого начала я задался целью ограничить тему соразмерно отпущенному времени, однако в итоге времени на рассказ всего материала не хватило, поэтому, пришлось немного урезать объем дабы остальные участники конференции успели задать вопросы. Обязательным моим "товарищем" в эти дни было небольшое волнение, однако оно не оказало существенного влияния на изложение материала. Другие ошибки - это скованность, почти полное отсутствие жестикуляции, большая эмоциональность. В целом, смею надеяться, что мой доклад был изложен без грубых ошибок - ловушек, приведенных ранее, "приятно" и достойно. А главное, что я извлек для себя - это опыт, который обязательно пригодится в будущей жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Любой вид деятельности является своего рода коммуникацией, но именно благодаря речи человек отличается от прочих живых существ. Пополняя, обогащая и совершенствуя свои знания, умения и навыки, мы повышаем собственный культурный уровень. Необходимо помнить: если есть заинтересованность в результате, любой наверняка его добьется. ЛИТЕРАТУРА 1. Леммерман Х. Учебник риторики. АО "Интерэксперт", 1997. - 255 с. 2. Карнеги Д. Как овладеть навыками ораторского мастерства. "ПАНПРИНТ", 1997 - 240 с. 3. http://www.aforizm.info/theme/oratorstvo-krasnorechie/ 4. http://orat.biz/?Oratorstvo_-_delo_nehitroe%3A_prosto_podelitesmz_s_lyudmzmi_tem%2C_chto_vy_znaete |