ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ЦИФРОВОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПТИМАЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗИЦИОННЫМ ПРИВОДОМУДК 621.313.33:519.876.5АВТОРЫТолочко Ольга Ивановна, д - р техн. наук, профессорКоцегуб Павел Харитонович, д-р техн. наукРозкаряка Павел Иванович, аспирантДонецкий национальный технический университетЗнайдено вирази для похибок чисельного інтегрування методом Сімпсона сигналу завдання на швидкість цифрового задатчика положення, що формує оптимальні за тепловими втратами діаграми відпрацьовування переміщень. Запропоновано метод і схемне вирішення компенсації цих похибок. Найдены выражения для ошибок численного интегрирования методом Симпсона сигнала задания на скорость цифрового задатчика положения, формирующего оптимальные по тепловым потерям диаграммы отработки перемещений. Предложен метод и схемное решение компенсации этих ошибок. Formulas for Simpson's numerical integration error of velocity setting signal of digital position controller were found. The profile is optimal by heat loss. The method and circuit design of error compensation was offered. Одним из способов снижения непроизводительных затрат электроэнергии при управлении позиционными механизмами является применение задатчиков положения (ЗП), формирующих диаграммы перемещения, оптимальные или квазиоптимальные по тепловым потерям. Формулы и алгоритмы расчета выходных сигналов таких ЗП в литературных источниках (например, [1, 2]) приводятся, как правило, в предположении непрерывного характера изменения этих сигналов. При реализации рассматриваемых ЗП в цифровой форме использование формул, выведенных без учета эффекта квантования по времени, приводит к существенным отклонениям формируемых управляющих воздействий от желаемых.
В [3] разработана методика корректировки алгоритмов цифровой
реализации оптимальных по тепловым потерям диаграмм отработки заданных
перемещений, формируемых в реальном времени, путем расчета диаграммы
задания на ускорение
1) рассчитывают узловые точки диаграммы задания на ускорение, исходя
из величины отрабатываемого перемещения
2) абсциссы узловых точек диаграммы
3) полученный сигнал
4) при отсутствии ограничения на рывок для первого из цифровых
интеграторов (ЦИ), формирующего дискретный экстраполированный сигнал
задания на скорость
а для второго, формирующего сигнал
при наличии ограничения на рывок первый интегратор также должен выполнять численное интегрирование методом трапеций.
В [3] показано, что при указанных в п. 4 типах ЦИ сигнал
Целью работы является устранение установившейся ошибки в дискретном
экстраполированном сигнале задания на положение В предложенной в [3] методике цифровой реализации задатчика положения (ЗП) выбор ЦИ производился из стандартной библиотеки Discrete приложения Simulink пакета MATLAB, который, благодаря наличию в нем приложения Real Time Workshop, может рассматриваться как один из возможных вариантов программной реализации цифровых управляющих устройств. Звено Discrete-Time Integrator рассматриваемого программного продукта может реализовать ЧИ с использованием интерполяционных полиномов нулевого и первого порядков, порождающих соответственно методы прямоугольников и трапеций. Между тем, точное интегрирование параболического сигнала, каковым является сигнал задания на скорость, можно выполнить, используя алгоритмы ЧИ более высокого порядка, например, алгоритм Симпсона. Один шаг ЧИ методом Симпсона описывается разностным уравнением второго порядка
которому соответствует передаточная функция (ПФ):
На рисунке 1 представлены непрерывные и дискретные диаграммы перемещения, оптимальные по тепловым потерям, сформированные по приведенной выше методике и при замене ЦИ, интегрирующего методом трапеций (см. ПФ (2)), цифровым интегратором, использующим методом Симпсона (ПФ (5)). Период прерывания на приведенном рисунке намеренно завышен для того, чтобы хорошо были видны ошибки, обусловленные дискретностью процессов.
Рисунок 1 - Диаграммы отработки заданного перемещения, оптимальные по тепловым потерям
Из рис. 1 видно, что интегрирование кривой
Причиной такого эффекта является неправомерное использование формулы
Симпсона в моменты времени Определим величину ошибки, возникающей на первом шаге после начала отработки очередного перемещения. Точное значение задания на перемещение в этот момент времени составляет
а значение, вычисленное методом Симпсона, -
Таким образом, значение ошибки ЧИ на первом шаге, сохраняемое в соответствии с формулой (4) на всех нечетных шагах, можно вычислить следующим образом:
В момент времени
Дополнительные исследования позволили выявить следующие закономерности формирования сигнала задания на положение методом Симпсона:
![]() ![]()
![]()
где
![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Для ликвидации ошибки ЧИ необходимо в соответствующие моменты времени прибавлять к выходному сигналу интегратора, формирующего задание на положение, вычисленную по формуле (11) ошибку с противоположным знаком. Вариант реализации этого решения в среде Simulink представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Модель компенсации ошибки ЧИ в цифровом ЗП с интегратором Симпсона
В представленной модели блоки сравнения предназначены для запуска
режима автоколебаний на первом (
модуль ошибки в модели умножается именно на этот сигнал. В результате устраняется не только статическая, но и динамическая ошибка задания на положение в моменты времени, кратные периоду прерывания. Выводы 1. При формировании цифровым ЗП диаграмм отработки перемещений, оптимальных по тепловым потерям, по методике, описанной в [3], даже при интегрировании сигнала задания на скорость методом Симпсона имеет место отклонение дискретного сигнала задания на положение от соответствующего эталонного аналогового сигнала в моменты времени, кратные периоду прерывания. 2. Ошибка ЧИ накапливается только в моменты времени, в которые сигнал задания на ускорение изменяется скачком. Знак ошибки зависит от направления скачка; величина ошибки прямо пропорциональна амплитуде скачка и квадрату периода дискретности (см. формулу (11)). 3. Для компенсации ошибок ЧИ к выходному сигналу ЗП необходимо прибавлять константу (11) с противоположным знаком, начиная со времени ее возникновения на каждом втором шаге, что может быть реализовано при помощи модели на рисунке 2. Список использованной литературы 1. Карнюшин Л.В., Пышкало В.Д., Рогачев А.И. Области существования оптимального управления электроприводами // Электромашиностроение и электрооборудование. - Киев: Техника, 1972. - Вып. 15. - С. 3-8. 2. Костенко В.И., Коцегуб П.Х., Розкаряка П.И., Толочко О.И. Формирование оптимальных по нагреву диаграмм отработки заданных перемещений при наличии постоянного статического момента на валу двигателя // Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ". - Харків: НТУ "ХПI". - 2002. - №12. - Т.2. - C. 350-354. 3. Толочко О.И., Коцегуб П.Х., Розкаряка П.И. Особенности цифровой реализации оптимальных алгоритмов управления позиционным электроприводом // Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету. - Кременчук: КДПУ. - 2006. - №3 (38). Ч. 1. - С. 8-11. Кафедра ЭАПУ ДонНТУ 83000, Донецк, Артема, 58 301-09-78, 301-03-35, 301-03-05 |