ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ
Реферат Библиотека Автобиография Отчет о поиске Ссылки




Эрих Мария Ремарк. Биография.

Правила необходимо нарушать,
иначе они не доставляют никакого
удовольствия.
                          Эрих Мария Ремарк



     Эрих Мария Ремарк настолько популярный писатель, что имя его стало чуть ли не нарицательным. Кажется, будто секретов в этом имени нет никаких. Между тем, секреты есть. Например, можно услышать и даже прочитать, что Ремарк - вовсе не фамилия, а псевдоним, представляющий собой фамилию, написанную задом наперед, и таким образом, настоящее имя создателя знаменитых романов «На Западном фронте без перемен» и «Три товарища» - Эрих Мария Крамер.
     Самый спорный момент биографии - имя Ремарка. В комментариях к немецкому изданию «Дороги назад» утверждается, что писателя с псевдонимом Erich Maria Remarque звали Erich Paul Remark; в «Трех товарищах», что Remark - это прочитанное задом наперед Kramer. В другом источнике - что Erich Maria Remarque вообще не псевдоним, а настоящее имя писателя.
     Человек, которого мы знаем как Эриха Марию Ремарка, родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюке в скромной семье Ремарков и получил имя Эрих Пауль.
     Писательское имя Эрих Мария Ремарк родилось в 1921 году. Получается, что Ремарк стал Ремарком не сразу. Здесь нет никакого парадокса. Между двумя именами - человека и писателя - есть определенная разница: первое пишется Remark, а второе Remarque. Для того чтобы понять, как это получилось, надо обратиться к молодым годам писателя, а еще лучше - к произведениям, написанным в это время.
     Предки Ремарка по отцовской линии бежали в Германию от Французской революции, поэтому фамилия когда-то действительно писалась на французский манер: Remarque. Однако и у деда, и у отца будущего писателя фамилия была уже онемеченной: Remark. Отца звали Петер Франц. Мать, Анна Мария, была коренной немкой и до замужества носила древнюю фамилию Шталькнехт. Впоследствии у Эриха сложатся с отцом непростые отношения, а вот в своей матери писатель души не чаял, и это тоже скажется на перемене имени.
     Петер Франц был переплетчиком. Профессия много денег не приносила, семья бедствовала и часто переезжала с место на место. За первые тринадцать лет жизни Эриха его отчий дом менялся одиннадцать раз, а школа, в которой он стал учиться с шести лет, - трижды. Тоска по дорогим вещам и красивой жизни преследовала юного Ремарка все отрочество. Потом она отразится в ранних произведениях, а стремление к роскоши всегда будет сопутствовать писателю.
     Водить пером по бумаге Эрих Пауль любил с юных лет, за что и заслужил в школе кличку Пачкун. Эта кличка тоже аукнется в будущем и послужит «паролем» к перемене фамилии.
     Первая журналистская публикация Ремарка - в газете «Друг Родины» - датируется июнем 1916 года. Юноше тогда только-только исполнилось восемнадцать лет. Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го. Личная фронтовая биография Ремарка получилась очень короткой - всего пятьдесят дней. Этого оказалось достаточно, чтобы через одиннадцать лет родился роман «На Западном фронте без перемен» - одно из самых пронзительных и трагических произведений о первой мировой войне и «потерянном поколении». В сентябре 1917-го умерла мать. Ремарку - он лежал в госпитале после тяжелого ранения - с трудом удалось приехать на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария.
     В марте 1918 года его постиг еще один удар: умер старший товарищ - оснабрюккский поэт и художник Фриц Херстемайер, которого Ремарк боготворил. Фриц умер молодым человеком - ему было всего тридцать шесть, - однако для двадцатилетнего Эриха это был «пожилой» мужчина, умудренный опытом друг и наставник. Наверное, замысел первого романа родился у Ремарка именно тогда.
     В 1920 году этот роман, получивший название «Traumbude» (в нашем переводе - «Приют Грез»), был уже написан, и его вскорости опубликовали в дрезденском издательстве «Красота».
     Провал был оглушительный. Критики высмеивали роман за сентиментальность, читающая публика кривилась от “душераздирающей” мелодраматичности, самый приветливый эпитет был - «посредственный». А в ушах автора отдавалась школьная кличка - Пачкун. В том году литератор по имени Эрих Remark ушел в небытие. Спустя несколько лет возникнет другой писатель - Эрих Мария Remarque.
     Ремарк больше никогда не вспоминал об этом романе и уж, конечно, не повторял публикацию. За следующее крупное произведение - «Гэм» - он принялся только через три года, писал его с лета 1923-го по лето 1924-го, но так и не решился опубликовать. Текст романа остался в рукописи и ждал своего часа три четверти столетия: он увидел свет только в 1998 году, когда в Германии, к столетию писателя, были выпущены несколько томов его неопубликованных, а также давно не издававшихся произведений.
     В гораздо большей степени Remarque проявится в третьем романе - «Станция на горизонте», который будет закончен в 1927 году.
     Первая половина 1920-х - трудное время для писателя. Чтобы прокормить себя, он хватается за любую работу - работает подменным учителем в школе, трудится в гранитной мастерской, изготовляя надгробья, по воскресеньям играет на органе в доме для умалишенных, подвизается театральным критиком, обкатывает автомобили и сочиняет рекламные проспекты для автомобильной компании. И чем дальше, тем больше втягивается в журналистику - его рецензии, путевые заметки, короткие рассказы появляются сначала в оснабрюккских, а затем и ганноверских газетах и журналах. В декабре 1924 года Ремарк переезжает в Берлин. У него уже есть некоторое имя, есть профессиональный опыт, и Эриха Марию берут редактором в журнал «Иллюстрированный спорт». Разумеется, он не только редактирует, но и продолжает писать - о спорте, модах, автомобилях…
     Третий роман - как раз об автогонщике, в некоторой степени это произведение и о самом себе. Роман принят журналом, и его публикуют сериалом с ноября 1927 года по февраль 1928-го.
     Писатель Эрих Мария Remarque наконец-то родился.
     Он еще и сам не понял этого. Следующий роман, как признавался впоследствии сам Ремарк, он сочинял не для публикации. Ему просто хотелось выписаться, освободиться от жуткого военного опыта, от года, проведенного в воюющей армии, от пятидесяти дней в окопах. Тем не менее роман «Im Westen nichts Neues» (в русском переводе - «На Западном фронте без перемен») попадает в печать. С ноября по февраль 1928 года он публикуется с продолжениями в газете, а в конце января 1929-го выходит отдельной книгой. Первые же рецензии говорят о поразительной удаче автора, но Ремарк все еще не верит в свое счастье - ему по-прежнему мерещится крах, приключившийся с «Приютом Грез». В 1929 году он даже попытается использовать псевдоним «Крамер», вывернув свою фамилию наизнанку, - вот откуда легенда об «истинной» родословной писателя! Крамер так и останется эпизодом. В мировую литературу войдет Эрих Мария Ремарк.
     К 1932 году «На Западном фронте без перемен» переведут на двадцать девять языков, за восемнадцать месяцев будет продано три с половиной миллиона экземпляров… Публично сжигая его книги, нацисты кричали: «Против литературного предательства солдат Первой мировой войны, за воспитание народа в духе реализма! Огню предаются книги Эриха Марии Ремарка!» Речь шла, прежде всего, о знаменитом антивоенном романе Ремарка «На Западном фронте без перемен», который обеспечил писателю почетное место в черном списке национал-социалистов, «Этот роман не обвинение и не признание, писал автор в предисловии. Это всего лишь повествование о поколении, которое убила война, даже тех, кто уцелел под снарядами». Ремарк решился нарушить существовавшее в те времена табу. Речь идет о героической смерти на поле боя. Эрих Мария Ремарк в своем первом романе не просто поставил все это под вопрос и разоблачил ложный пафос военного героизма он презрительно насмеялся над ним.
     История создания романа со временем обросла легендами. Ремарк написал его в течение всего четырех недель. Писал вечерами, так как днем приходилось зарабатывать на хлеб актуальными репортажами, писанием рекламных текстов для выпускавшей шины компании «Континенталь»… Рукопись Ремарк послал в 1929 году Самуэлю Фишеру, самому известному в те времена немецкому издателю, но Фишер вернул автору рукопись: мол, никто в Германии уже и слышать не хочет о войне. Фишер редко ошибался, но здесь сделал капитальную ошибку.
     Всего год спустя после того, как роман «На Западном фронте без перемен» опубликовало берлинское издательство «Ульштайн», в Голливуде был снят фильм, поставленный Люисом Майлестоном. Когда фильм вышел на немецкие экраны, нацисты попытались сорвать его показ в Берлине. Руководил акцией «сам» Йозеф Геббельс, который был тогда гауляйтером столицы (секретарем берлинского комитета партии). Штурмовики СА выпускали белых мышей в кинотеатрах, когда там гас свет. Скоро картина была и официально запрещена в Германии, так как она «оказывает разлагающее влияние на молодежь». Но к тому времени Эрих Мария Ремарк был уже за пределами страны. В 1931 году, уже предчувствуя, что могут натворить нацисты, он уехал из Берлина и поселился на швейцарском берегу Лаго Маджоре.
     За громкую славу, пришедшую уже в молодом возрасте, писателю пришлось заплатить очень дорогую цену: он лишился родины, его книги публично сжигали в мае 1933 года в крупных университетских городах Германии. Он стал космополитом против воли, по принуждению. Его носило по свету: из Швейцарии во Францию, потом в Соединенные Штаты. Он мучился от одиночества и депрессий, много пил, менял подруг… Свой грандиозный успех 1929 года Эриху Марии Ремарку так и не удалось повторить. Даже вышедший после Второй мировой войны роман «Триумфальная арка», в котором рассказывается об эмигрантской жизни в Париже в 1938 году, не поднялся до уровня первого бестселлера.
     Талант Ремарка писать книги, пользующиеся широкой популярностью, вызывал подозрительность литературных критиков: именно поэтому писатель никогда не считался при жизни действительно серьезным объектом для литературоведов. Это болезненно задевало Ремарка.
     Рецензенты «не могли простить ему, что он Ремарк, а не Томас Манн, Деблин или Хемингуэй», писал Фридрих Люфт. Он страдал из-за того, что имел успех у массового читателя. Лишь за два года до смерти Немецкая академия языка и литературы в западногерманском городе Дармштадте избрала его своим действительным членом.
     В марте 1939 года Эрих Мария Ремарк прибыл в Соединенные Штаты сначала не как беженец, а как турист. И здесь автор романа «На Западном фронте без перемен» был знаменит. В свое время киностудия «Юниверсэл пикчерз» потратила на съемки фильма Майлестона по этой книге астрономическую для 1930 года сумму 100 тысяч долларов. Когда же «Метро Голдвин Майер» решила в 1938 году снять фильм по роману «Три товарища», то сценарий его заказали Ф. Скотту Фитцжеральду. Но критика встретила эту кинокартину более прохладно. «Триумфальная арка» с Ингрид Бергман, Чарльзом Бойером и Чарльзом Лаутоном в главных ролях тоже не смогла убедить их. Тем не менее этот фильм принес Ремарку 235 тысяч долларов.
     В «Новом свете» Ремарк был знаменит не только своими книгами у миллионов «рядовых» читателей. Он был желанным гостем на официальных приемах и вечеринках, став настоящим «салонным львом».
     Последние годы своей жизни Эрих Мария Ремарк провел на вилле в Порто-Ронко, где он и скончался 25 сентября 1970 года.



© ДонНТУ Соколов В.И. 2008


Реферат Библиотека Автобиография Отчет о поиске Ссылки