• Библиотека

  • Доклад на тему:

    «Мое отношение к Болонской системе образования»

    Якименко А.A., группа ЭАПУ-07м

    Содержание

         1. Введение
         2. Основная часть
         3. Заключение

    Введение

         В любой стране существуют свои правила, законы, нормы... Но в наше время – время открытых границ и развивающихся технологий необходимо создание единого Европейского пространства высшего образования. Начало сближенния систем образования стран Европы началось еще в 70-е годы прошлого столетия с подписания Советом министров ЕС Резолюции о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, это движение получило название Болонского процесса. 19 мая 2005 г. на конференции министров образования стран Европы в норвежском Бергене было принято решение о присоединении Украины к Болонскому процессу.


    Основная часть

          Сегодня в мире нет ни одной страны, которая развивается в полной изоляции. Развитие предусматривает широкое сотрудничество среди политических, культурных, а также научных элит различных государств. Именно это сотрудничество способствовало такому стремительному прогрессу в науке и технике в последние годы. Для поднятия этого сотрудничества на новый уровень были созданы многие международные документы, которые призваны объединять и способствовать установлению одних стандартов и норм. Одним из таких документов в сфере высшего образования является Болонская декларация. Она устанавливает единые стандарты, правила и нормы, которые должны соблюдаться в вузах тех стран, которые подписали эту декларацию.
         Основные положения Болонского процесса следующие:

         1.Утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней.

         2.Система подготовки, основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.

         3.Создание системы кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) - единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций

         4.Содействие мобильности студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью.

         5.Повышение роли студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения.

         Я считаю, что идея создания в Европе единой системы высшего образования стало одним из главных достижений в области образования. Получение студентами дипломов, которые имеют равные права не только на территории родной страны, но и в других европейских странах – это же просто мечта каждого студента. Хотя, по правде, многим работодателям важны не только оценки, которые в данном случае едины для всех, но и место получения знаний. Введение Болонского процесса не означает то, что знания студентов улучшатся, оно означает только то, что теперь со студентов будут спрашивать как со всех (не зависимо от того где ты учишься).

         Болонский процесс влечет за собой уничтожение всех, наработанных в течение многих лет, а то и веков, систем образования, программ обучения, во имя одной, по чьему-то мнению, «правильной».

         Одним из преимуществ внедрения Болонской декларации считают повышение конкуренции среди вузов. Но в данном случае привлечь студента можно только названием, каким-то выдающимся педагогическим составом, либо особым географическим положением, а не оригинальным методом преподавания, который оправдал себя уже много лет назад, когда работодатель доволен качеством знаний выпускников.

         В Украине сегодня наблюдается «лихорадочное» стремление за максимально короткое время перейти на Болонскую систему. При этом считают, что все европейское «хорошее», а все советское «плохое», забывая о том, что еще во времена Советского Союза русские и украинские специалисты на порядок превосходили иностранных за счет непосредственной связи инженеров с производством. Поэтому, сегодня нельзя разрушить полностью старую систему образования, ведь на руинах старого нельзя построить нового. Это не раз доказала нам история.

         Я думаю, что нам из Болонского процесса нужно взять только отдельные аспекты, которые, по мнению специалистов, «хромают» в нашей системе, и не пытаться «сломя голову» влиться в русло европейского образования. История не прощает необдуманных решений.

          Я вижу выход из данной ситуации в том, что необходимо ввести двойную шкалу оценивания - оставить родную и ввести общеевропейскую, чтобы работодатели в нашей стране легко ориентировались в качестве знаний работника по родным оценкам, а зарубежные – по своим.

         Миф о несоответствующих европейским стандартам дипломах не решит Болонская система, так как на работу принимают специалиста, а не его диплом.



    Заключение

          В заключение следует подчеркнуть, мы должны очень вдумчиво, без всякой гонки, приветствуя прогрессивные принципы Болонского процесса, двигаться вперед и решать проблемы с достоинством. Рассматривать участие в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования в целях сближения с европейской системой образования, но при условии сохранения фундаментальных ценностей и конкурентных преимуществ отечественной системы высшего образования.




  • Библиотека
  • © ДонНТУ 2008 Якименко Александр Александрович