Главная страница ДонНТУ                    Портал магистров ДонНТУ
Одно из моих увлечений – мотоциклы. И хоть я являюсь счастливым обладателем советской техники – Днепр МТ 9, писать буду не про него. Выбрал тему про историю мотоциклов Harley-Davidson, потому что эти мотоциклы меня всегда восхищали своим внешним видом и техническими характеристиками. Собственно над их историей никогда не задумывался, но вот представилась для этого возможность. Сел за компьютер, вошел во всемирную сеть Интернет, и вот что нашел.
Harley-Davidson – культовая вещь для всех поклонников мотоциклов, а не просто средство передвижения. Мотоциклы этой легендарной марки, как никакие другие, соответствуют представлениям о независимости. Дух свободы, связанный с этим именем, так же незыблем, как, скажем, McDonalds или Статуя Свободы. В мире байкеров обладатели Harley-Davidson – такие же «аристократы», как счастливые хозяева Ferrari или Lamborghini в автомобильном мире.
      История марки началась в далеком 1902 году в американском городе Милуоки, где на одном из предприятий работали друзья детства – чертежник Уильям Харли и модельщик Артур Дэвидсон. По характеру увлекающиеся, молодые люди лелеяли одну и ту же мечту – построить такую машину, у которой для передвижения не использовался бы педальный привод. Друзья смогли провести серию экспериментов, однако из-за нехватки должного инженерного опыта дело не очень-то продвигалось вперед. Поняв это, они решили подыскать квалифицированного механика, который согласился бы работать над созданием мотоцикла собственной конструкции. Выбор пал на родного брата Артура Дэвидсона – Уолтера, имевшего неплохой опыт в конструировании моторов. Осталось только уговорить последнего приехать в Милуоки из другого города, где он имел хорошо оплачиваемую работу, и принять участие в сомнительной, с финансовой точки зрения, авантюре изобретательства «с нуля».
Уолтер весьма охотно дал свое согласие на эксперимент, а вскоре компанию «родственно-дружественной» троице составил третий из братьев Дэвидсонов – Уильям, работавший бригадиром слесарей-инструментальщиков на железной дороге. Теперь уже квартет целеустремленных и напористых молодых людей быстро шел к успеху, изготавливая недостающие детали из всего, что попадалось под руку.
Первый мотоцикл был построен Уильямом Харли и братьями Девидсонами в 1902 году. Объем мотора, изготовленного вручную, составлял всего 165 см3 и был создан на основе мотоцикла французской фирмы «de Dion». В сущности это был велосипед, оснащённый одноцилиндровым двигателем вращающем заднее колесо посредством кожаного ремня. Велосипедные педали и цепи присутствующие в этой модели, были вспомогательным инструментом для первоначального разгона мотоцикла до скорости, при которой становился возможным запуск двигателя, а так же при подъёме в гору, когда не хватало мощности мотора. Все детали были изготовлены вручную. Этот мотоцикл развивал скорость сопоставимую со скоростью человека при быстрой ходьбе (7-8 км/ч).
В следующем, 1903 году был построен ещё один двигатель с объемом в 406 см3. Именно этот двигатель был установлен на раму собственного дизайна, что позволяет говорить о создании первого мотоцикла «Harley-Davidson». Эта модель, упрятанная в саркофаг, до сих пор бережно хранится в вестибюле главного офиса компании на Жунё Авеню.
Производство мотоциклов в 1904 году составило 8 машин, в следующем году 16 и в 1906-возрасло до 50 единиц. К первоначальной окраске исключительно чёрного цвета, добавили серый. Байкеры тех времён, дали кличку своим мотоциклам «серый-тихий-друг», исключительно из-за низкого шума производимого двигателем и общей цветовой гаммы мотоциклов. Стремление к большим скоростям, подвинуло компанию Harley-Davidson на создания мощного и сильного двигателя, – знаменитого – V-Twin.
     Первый V-образный двухцилиндровый четырёхтактный двигатель – легендарный «V-Twin» был собран в 1909 году. Тогда же произошло изменение окраски с чёрного цвета на серый. В этой модели была использована разработанная компанией "Sager-Cushion" конструкция передней вилки, значительно минимизировавшая люфт переднего колеса. Цилиндры были такие же как и у одноцилиндрового мотоцикла и в сумме давали 804 см3. Угол компоновки цилиндров составлял 45°, что стало правилом для всех последующих «V-Twin». Первые мотоциклы этого класса получились не идеальные. Одной из главных проблем было то, что приводной ремень не имел механизма автоматического натяжения. Приходилось регулировать этот параметр, передвигая заднее колесо вперед или назад относительно продольной линии рамы.
После выявления недостатков в конструкции модель была снята с продаж на один год. В 1911 году после добавления в «V-Twin» механизма натяжения ремня, замены впускных вакуумных клапанов на механические, эта модель вернулась на рынок.После удачного перезапуска «V-Twin» в 1911 году развитие технологии пошло семимильными шагами. Подвеска переднего колеса, первая коробка скоростей, располагавшаяся сзади, новая конструкция рамы с пониженным сидением на пружинных амортизаторах, вот далеко не полный перечень новинок появившихся в 1912 году. Цепная передача, заменившая часто соскальзывающий ремень, была сделана в следующем году, а в 1914 выпустили подножки, и был сконструирован и изготовлен, ставший сейчас классическим, механизм ножного стартера.
      В 1916 году дебютировал новый грациозный стиль мотоциклов «Harley-Davidson». Самым модерновым элементом в дизайне новой машины стал бензобак обтекаемой формы, а так же абсолютно новые, для того времени, рычаги ножного стартера, которые помогли, избавится от велосипедных педалей присущих ранним моделям. Эти два изменения, с высоты сегодняшних дней, кажутся нам, незначительны, но эти изменения превратили велосипед с моторчиком в настоящий мотоцикл. Появился первый мотоцикл с коляской (модель 18-J), укомплектованный самым мощным мотором, для тех лет, значительные преимущества в комфорте для пассажира. При трехскоростной коробке передач, включение первой скорости осуществлялось движением рычага переключения вперед. Нейтральная скорость была промежуточной между первой и второй с третьей, для которых положение включения, было направленно назад, поступенно. Для модели 18-J были изготовлены и в последствии стали устанавливаться на все мотоциклы фонари заднего света, которые работали от громоздкой батареи размещаемой над рулём.
В 1912 году объём двигателей вырос с 812 см3 до 1000 см3. А в 1921 году появилась знаменитая «семьдесят четверка» – 1200 см3. Постоянно осуществляя улучшение в V-Twin двигателях, конструкторы компании не смогли избавиться от основных проблем присущих этому мотору, так как по-прежнему, при открытых клапанах последние постоянно засорялись, быстро изнашивались, были трудны в эксплуатации и обслуживании.
В это время конкуренты Harley-Davidson – «Indian Motorcycle Company» выпускали «V»-образные двигателя с плоской головкой цилиндров. Теоретически эта конструкция была менее эффективна, но инженеры довели её до совершенства, получив максимально возможную мощность, и легкость в обслуживании. Руководство компании Harley-Davidson пришло к выводу, что наступило время, когда им необходимо создать свой индивидуальный класс V-образных моторов с продольным расположением. Первый образец, которого появился на улицах городов в последние дни второго десятилетия.
      У первых мотоциклов «Harley-Davidson» с двигателем «Flathead V-twin» («Плоскоголовый») суммарный объёмом составлял 730 см3. Этим мотором была укомплектована модель D, которая успешно конкурировала с "Indian Scout" и зарекомендовал себя высококачественным двигателем имевшим долгую жизнь вплоть до 1973 года. Так же были сделаны «Flathead V-twin» с объемом в 1200 см3 и 1300 см3. Но они просуществовали не продолжительное время и не обладали надёжностью присущей 730 кубовым моторам.
Моторы «Flathead» комплектовались клапанами с боковым расположением, имели меньший КПД, чем двигатели с верхним расположением клапанов или гибрида «Flathead» (F-head intake over exhaust), у которого только впускные клапана располагали сверху. Но классический «Flathead» оказался намного легче в обслуживание и смог конкурировать с изделиями "Indian Motorcycle Company". Инженерные расчёты мощности убедительно показывают, что наибольшая отдача у «Flathead», по сравнению с «F-head», достигалась при высоких оборотах двигателя за счёт его небольшого веса, а основные потери приходились на низкие обороты.
К сожалению «Flathead» появился за пару месяцев до «черного понедельника» 29 октября 1929 года, когда началась Великая Депрессия. В это время продажи «Harley-Davidson» упали более чем вдвое, но компания сумела выстоять, тогда как многие другие разорились. В середине 30-х годов, когда экономика стабилизировалась, «Harley-Davidson» имел выигрышную позицию – большой спрос при практически полном отсутствии предложения. До 1929 года компания концентрировалась на выпуске «V-Twin» моторов. Во времена Депрессии «Harley-Davidson» начал разработки одноцилиндровых моторов нового поколения. Вместе с тем и «Big-twin» («Большие двойки») не были забыты. В конце 1935 года, к 1200 кубовым моторам добавили вариант с рабочим объёмом 1300 см3. Ведущие разработчики компании «Harley-Davidson» склонялись к мнению, что мотоциклетный мир стоит на пороге появления двигателей нового поколения и разработка принципиально другого мотора началась в 1931 году. Этот процесс занял немногим более пяти лет, но рожденный в результате этих долгих разработок "Panhead" показал себя с наилучшей стороны. Вместе с тем, и «Flathead», не был заброшен. «Harley-Davidson» продолжал его выпуск для трёхколёсного мотоцикла Servi Car вплоть до 1973 года.
До 1933 года будущий владелец мог заказать вместо стандартной окраски оливкового цвета, любую другую. А 1933 году стандартным становится комбинированный чёрно-красный цвет с эмблемой на бензобаке имитирующей крыло птицы. Во времена Великой Депрессии компания «Harley-Davidson» расширила спектр окраски своих мотоциклов. Так же добавилось второе сиденье для пассажира сзади, что стало очень популярно среди байкеров. Компания создала новый стиль в дизайне заднего крыла, придав ему мягкие закругленные линии. Ещё одним, очень важным новшеством, относящемся к этому времени, следует назвать изобретение и начало установки на все последующие модели «Harley-Davidson» – дуг безопасности. «Harley-Davidson» использовал ручное переключение скоростей и ножное сцепление вплоть до 1952 года. Впрочем, и в семидесятые годы можно было заказать мотоцикл с подобной компоновкой по желанию клиента.
Закончилась эра основателей. В самом расцвете популярности компанию Harley-Davidson постигает ряд смертей. В 1937 году ушел из жизни Уильям Дэвидсон, в 1942-м не стало его рата Уолтера, а в 1943-м – и Уильяма Харли. В 1950 году автомобильная авария вывела из игры последнего из отцов-основателей Harley-Davidson – Артура Дэвидсона, и с его смертью закончился очередной этап развития компании. В этой тяжелой ситуации новое руководство фирмы не дрогнуло и продолжало выпускать мотоциклы, в том числе для нужд американских военных. В 1952-1953 годах в двигателях всех выпускавшихся фирмой машин появились хромированные поршневые кольца. Одновременно свет увидела и новая модель мотоцикла – «K» с 750-кубовым двигателем, низкой рамой и гидравлическими амортизаторами передней и задней подвесок. К тому времени Harley-Davidson уже считалась одним из ведущих мотоциклетных производителей в мире...
После Второй Мировой Войны британские модели, хлынувшие на рынок в США, привлекли к себе значительное внимание американских байкеров, мотоциклы «Harley-Davidson», серий «K» и «KH» стали терять свою былую популярность.
В 1957 году компания создает новый «V-Twin» двигатель с объемом в 883 см3 и верхним расположением клапанов. У этого мотоцикла коробка передач была соединена в едином корпусе с двигателем (так называемая блочная конструкция). Рама осталась без изменений, а бензобак украсила новая эмблема. Так родился легендарный «XL Sportster», ставший в последующее десятилетие непобедимым лидером всех гонок и соревнований.
      В 1958 году после пятидесяти лет жёсткой езды на «харлеях» покупатели получают новый «Big-twin» – «Glide-Ride». Эта модель оснащалась независимой задней подвеской. Что в купе с передней, так же независимой, дало необычайно мягкое движение. Соответственно все модели «Hydra-Glide», у которых появилась вторая подвеска, стали называться «Duo-Glide». Внешний вид меняется не только из за хромированных задних амортизаторов, а так же из за надписи на переднем крыле. В ряду дополнительного оборудования «Harley-Davidson» начинает предлагать специальное лобовое стекло, увеличенное сидение, ручки для пассажира, особый сигнал поворота, дополнительные фонари. Можно было заказать весь этот комплект сразу. Компания придумала «оригинальное» название для этого комплекта – «Dresser» («dress» в английском языке – одежда).
Модель «Sportster» имевшая значительное количество полированных деталей выпускается в начале 1959 года, под заводским индексом «XLCH». Этот мотоцикл был более универсален, так как был предназначен для езды и по скоростным шоссе и в условиях бездорожья. В то время ходили упорные слухи, что буква «С», в индексации модели, расшифровывается как «competition» (конкурент), и является ответом на притязания японских мотоциклетных фирм в этом особом мото-спортивном секторе американского рынка. Впрочем, «Harley-Davidson» был выше этих домыслов так как он и не подтверждал так и не отвергал эти слухи. Модель «Sportster XLCH» отличалась от «XLH» улучшенной конструкцией зажигания, высоко устанавливаемой выхлопной трубой, бензобаком необычной формы напоминающей половинку ореха арахис, задним крылом, получившим в последствии наименование «bobbed», а так же необычным протектором резины. В дополнение ко всему эта модель получила личную, специфическую эмблему используемую ранее на гоночных мотоциклах, и новый вариант фары, который устанавливается на «Sportster» и в наши дни. Это была очень популярная модель.
С 1958 года на мотоциклы начинают устанавливать электрический стартер. Теперь байкерам не приходится заводить мотоцикл ногой. А у 1200 кубового «V-Twin» меняют конструкцию механизма ножного стартера, таким образом, что он более не отбрасывал ножку стартера назад. Это нововведение понравилось не всем байкерам. Но спустя некоторое время к нему привыкли. Новая модель получила название «Electra Glide». Из за электрического стартера пришлось ставить аккумулятор с увеличенной ёмкостью, что сделало мотоцикл ещё более тяжёлым. В полном снаряжении вес «Electra Glide» достигал 363 килограммов. При комплектации электростартером, с увеличенным по ёмкости аккумулятором, и полным комплектом декоративных элементов «Electra Glide» весил около 363 килограммов. Что не могло не сказаться на скоростных характеристиках мотоцикла. Конструкторы «Harley-Davidson» принимают решение добавить мощность двигателей «Big-twin», путем увеличения хода поршня на 10%. Крышки цилиндров, у новых моторов, получились похожими на перевернутую совковую лопату, из-за чего и были прозваны (все мотоциклы этого модельного ряда) – «Shovelhead». Чем то этот двигатель напоминал «Sportster» десятилетней давности.
      Тем временем конкуренты по бизнесу изрядно насолили американской фирме, затоварив рынок более дешевой, но при этом очень качественной мототехникой. Harley-Davidson начала терпеть убытки. Основными потребителями ее продукции оставались армия, полиция и немногочисленные приверженцы марки. Кстати, последние часто вносили в конструкцию мотоциклов что-нибудь свое или, наоборот, снимали с машин «лишние детали» для уменьшения их веса. Так в модельном ряду Harley-Davidson появились чопперы (Chopping – «разрезание», «разделывание на куски»). В 60-х годах фирма, мягко выражаясь, потеряла свое лицо. Был период, когда она ввозила в США итальянские мотоциклы. В 1965-м из частной структуры Harley-Davidson превратилась в АО, а через 4 года и вовсе слилась с Американской Машиностроительной и Сталелитейной Компанией (AMF), что было воспринято фанатами как удар ниже пояса. За черной полосой жизни всегда идет белая. Новый взлет Harley-Davidson пришелся на конец 60-х, после выхода на экраны «кассового» фильма «Easy Rider», где снялись сразу 2 чоппера марки. Акции мотопроизводителя резко поползли вверх, обозначился новый интерес к «харлеям». В 1971 году поклонникам культовых машин была предложена модель FX Super Glide, мгновенно ставшая популярной. А к 1976 году семейство Glide уже насчитывало 11 представителей, каждый из которых был очень хорошо принят рынком.
      В 1977 году на свет появляется модель «XLCR» под названием «Willie G. Davidson», которая выпускалась только в чёрной окраске. Необычные для харлеев семизвёздочные диски, маленький руль, бензобак похожий на гроб и спортивное сиденье с «хвостом». Благодаря змеевидной настроенной выхлопной системе, модель «XLCR1000» была одной из самых быстрых мотоциклов того времени. Эта модель не имела лого «AMF» кроме наклейки на крышке мотора, которую можно было легко снять.
Самым популярным и продаваемым мотоциклом начиная с 1977 года, стал «FXS Low Rider». С низким рулём, заниженной рамой, девяти звёздочными дисками, модель была тепло принята байкерами не равнодушными к «Harley-Davidson». Надпись на бензобаке «Fat-Bob» была выполнена в стиле печатных букв оригинального лого «Harley-Davidson». На этот мотоцикл устанавливали как электрический так и ножной стартер. Двигатель всегда был 1200 кубовый.
      В 1980 году Harley-Davidson выпускает новый «FXWG Wide Glide», который чем то был похож на предшественника – «Super Glide». Бензобак «Fat-Bob» с широкой средней частью, трубчатая 21-дюймовая (341 мм) вилка, ступенчатое сиденье, широкий регулируемый руль, ножная педаль переключения скоростей, хромированная передняя фара и задние крыло создавали неповторимый внешний вид. Немного позднее, на эту модель стали устанавливать 1300 кубовый двигатель и воздушный фильтр новой конструкции. Одной из моделей, которая в последствии несколько раз переделывалась, была «Heritage Edition». В разработке дизайна этого мотоцикла были использованы основные мотивы присущие шестидесятым годам. Хромированные задние амортизаторы, двойное сиденье с хромированной ручкой для пассажира, багажником и задними сумками. Современными были только дисковые тормоза и воздухоочиститель системы «ham can». Мотоцикл оснащался 1300 кубовым двигателем. Дизайнеры компании предложили комбинированную окраску оранжевого, и отдавая дань ностальгии по двадцатым годам, оливкового. К сожалению, эта комбинация цветов байкерам не понравилась и сейчас довольно трудно найти мотоцикл, сохранивший родной цвет. Мотоцикл «FXB Sturgis» получил своё название благодаря недельной гонке «Sturgis» проводимой в Северной Дакоте, где и состоялась его первая, спортивная «презентация». Буквы «FX» расшифровываются как наследник «Low Rider», а добавочная буква «B» указывала на наличие ременного привода вместо стандартной цепи. Этот, очень популярный мотоцикл окрашивался исключительно в чёрный цветс оранжевыми эмблемами.
В результате развития конструкторской мысли и дизайнерских разработок, на протяжении всех семидесятых годов, стало ясно, что под руководством «AMF» компания движется в ложном направлении. Совет директоров «Harley-Davidson» выступает с предложением к фирме «AMF», об обратном выкупе контрольного пакета. Что и происходит в июне 1981 года. «Harley-Davidson» опять становится самостоятельной. Возвратный путь к статусу доминирующей компании на рынке качественных и неповторимых мотоциклов был не легок, но это стремление «Harley-Davidson» поддержали все работники, дилеры, байкеры...
После того как директора Harley-Davidson выкупили контрольный пакет акций у компании AMF, появилось много новшест: ременная передача первая (от мотора к коробке) и вторая (от коробки к заднему колесу), новая компоновка мотора, пяти скоростная коробка передач. Всё это предлагалось за дополнительную плату.
В 1983 году на модели FXRS появилась новая вилка «anti-deve».
Мотоцикл Sportster XR-1000 оснастили двухкамерным карбюратором.
В 1984 году появляется «Evolution V2» с алюминиевой головкой. Мотор по-прежнему имел 1300cm/3 объём, но с большей компрессией, и он работал на обычном бензине без свинцовых добавок. В процессе последующего усовершенствования мотора, инженеры и конструктора добились искомого результата; тихий, мощный и более надёжный двигатель. Байкеры прозвали мотор «Blockhead».
Но не все мотоциклы этого года оснащались моторами Evolution, на мотоциклы Elictra-Glide устанавливались старые Shovelhead. С новым мотором появилось новое, так называемое «мокрое сцепление», которое позволяло более мягко переключать скорости. Так же появилась новая система задней подвески, давшая мотоциклу необычно мягкое движение. К этому же периоду относится появление варианта рамы, который предлагается и в настоящие время.
      Новшества мотора Evolution были так же использованы на V-twin моторах, которыми комплектовали Sportster. Эти изменения стали самыми большими, в серии Sportster V-twin начиная с 1957 года. Двигатели делали с объемом в 883см3 и 1100 см3, а в 1988 году появился мотор с объёмом в 1200 см3. С появлением мотора Evolution Harley-Davidson сделал много мотоциклов по индивидуальному заказу. Хороший пример тому модель FLSTF Fat-Boy, а также юбилейные модели выпущенные к 85, 90, и 95 годовщине. Harley-Davidson занимает завидную позицию в мире бизнеса: спрос намного превышает предложение, что постоянно повышает цену продукции и ценных корпоративных бумаг.
В 2000 году публике представлена новая модель FXSTD Softail® Deuce™
На мотоциклах семейства Softail® 2000-го модельного года устанавливается двигательTwin Cam 88B™, отличительной особенностью которого является наличие балансировочных валов.
Начинается производство лёгкого мотоцикла Buell Blast® с одноцилиндровым двигателем. Мотоцикл получает хорошие отзывы и становится основным для курсов по обучению езде на мотоцикле, организованных через дилерские центры Harley-Davidson и Buell (Rider's Edge® Academy of Motorcycling).
      В качестве новинки 2002-го модельного года представлен VRSCA V-Rod® – потомок знаменитого гоночного VR-1000. V-Rod – первый мотоцикл Harley-Davidson оснащённый системой впрыска топлива, двигателем с верхним расположением распредвалов и жидкостным охлаждением.
Чтобы найти много интересной информации, касающейся мотоциклов Harley-Davidson и не только, воспользуйтесь нижеприведенными ссылками.
2. Первый украинский мотожурнал МотоДрайв
4. Интернет-журнал о мотоциклах Motopress.ru
5. Официальный сайт компании Harley-Davidson