ЯЗЫК И СТИЛЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выразить какую-либо мысль и передать её другим – это далеко не всегда одно и тоже. Постижение языковых закономерностей публичной речи, воспитание высокой речевой культуры, языкового чутья, умение владеть словом – неотъемлимая часть подготовки оратора. Незнание или игнарирование закономерностей устной речи, отсутствие чувства языка ведут к серости, бесцветности выступления, снижают его выразительность. Но речевое богатство оратора, конечно, не сама цель. Случается, что безупречно правильная и даже красивая, но бесстрасная и бедная содержанием речь проходит «поверх голов», не затронув ни рассудка, ни сердца. А простая и безыскусная, порой не совсем складная, но зато искренняя и взволнованная речь произведёт сильнейшее воздействие на аудиторию. В своё время весьма своеобразно эту мысль выразил известный русский теорик ораторского искусства П.Сергеич: «Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех.»
Хороший лектор, пропагандист, работая над языком будущего выступления, исходит из принципа коммуникативной целесообразности, т.е. использование такого языкового материала, который обеспечивает наилучшее воздействие на данную аудиторию в конкретной обстановке, в соответствии с темой и задачей выступления.
Современная публичная речь – сложное и противоречивое функцианально-стилистическое образование. С одной столроны, публичному монологу-лекции, докладу – свойственны логическая и языковая организованность, стилистическая стройность, которые обычно харктерны для письменной литературной речи. С другой стороны, современное публичное выступление всё более отходит от книжных канонов, его отличает стремление к разговорности, спонтанности устного бытового диалога.
Современная аудитория не приемлет назидательного, менторского тона выступления, ей более всего желателен разговор «на равных». И чем дальше по своему характеру публичное выступление отклоняется от простой информации, чем более оно рассчитано воздействовать на слушающих, тем активнее в нем используются средства разговорной и образной речи. Итак, отчетливой стилистической чертой публтчной речи становится разговорность, т.е. простота в построении фраз, отступление от строгих грамматических норм, использование разговорной лексики и фразеологии, различных речевых средств управления вниманием слушателей.
Простота публичной речи отличается от простоты речи обыденной. Простота и доходчивость речи лектора – это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, учитывая особенности аудитории. Как замечал римский философ Сенека, речь, цель которой – истина, должна быть простой и безыскусной. Такая речь воспринимается легко, и мысль слушателей без всякого затруднения следует за мыслью оратора.
Стилистическое своеобразие публичной речи проявляется более всего в особенностях ее синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Как полагают языковеды, «именно синтаксис таит в себе огромные стилистические возможности, которые заключаются преимущественно в его способности передавать тончайшие смысловые нюансы и оттенки мысли». В публичной речи как бы сплетаются синтаксические признаки разговорного и литературного языков при явном тяготении к разговорности. Это обеспечивается в первую очередь более простыми и короткими по сравнению с книжной речью фразами, которые легче воспринимаются на слух. Чем длиннее предложение, тем труднее оно для слухового восприятия, тем сложнее излагается мысль.
С целью привлечь внимание слушателей к определенной части высказывания в публтчную речь широко вводятся так называемые сегментированные конструкции с предлогами: «что касается», «относительно».
В устной речи нередко встречаются так называемые существительно – местоименные конструкции типа: «Лев Толстой, он родился в 1828 году». В публичной речи местоименное дублирование какого – либо члена предложения не только не мешает, но в определенных случаях, особенно в длинной фразе, помогает понять говорящего.
Среди других стилистических особенностей устной речи публичной – начальное «ну» как приглашение к восприятию последующего сообщения. По мнению лингвистов, это «ну» звучит сегодня во всех типах публичных выступлений, в том числе по радио и телевидению, хотя и противоречит требованиям письменно – литературной нормы.
Как уже отмечалось, характерная черта публичной речи – непринужденность и относительная свобода строя. Однако это обстоятельство не дает оратору право нарушать общепринятые языковые нормы. Более того, каждый лектор, докладчик является борцом за чистоту родного языка, ибо это одно из условий эффективности устной пропаганды. В современной высокообразованной аудитории любое необоснованное отступление от норм литературного языка немедленно подмечается слушателями, мешает восприятию содержания и может нанести ущерб авторитету говорящего.
Наряду с соблюдением грамматических норм или правил словоупотребления в публичной речи крайне необходима правильность произношения. В памяти слова живут в определенном постоянстве «звукового облика», что и обеспечивает автоматизм их восприятия и воздействия. Этот автоматизм осуществляется лишь в том случае, если у оратора абсолютно правильное произношение, если он правильно ставит ударение в словах и фразах.
С особым вниманием надо относиться к произношению сокращений, географических названий, собственных имен, фамилий. В любом сомнительном случае необходимо обращаться к словарям и справочникам.
Правильность публичной речи лишь одно из важнейших качеств, определяющих ее эффективность. Речь может быть абсолютно правильной, но не убедительной. К другим важнейшим качествам хорошего публичного выступления относятся богатство речи, краткость, ясность и точность, уместность и эмоциональность.
Богатство речи – это ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение оратора свободно пользоваться всеми ресурсами родного языка, отбирать из них те, которые наиболее соответствуют издагаемой теме, обстановке и аудитории. Богатство речи – это следствие высокой общей культуры говорящего, его эрудиции, опыта публичных выступлений. Считается, что важнейший показатель богатой и глубокой речи – разнообразие синонимов. Удачный выбор синонимов усиливает речь, однако неточное словоупотребление может ее исказить, например сделать излишне напыщенной.
У хорошего оратора богатство и разнообразие языка сочетаются с ясностью и точностью выражения мыслей – важнейшими критериями эффективности публичной речи.
Говорить ясно – значит доходчиво и понятно для слушателей, выбирать такую логическую и языковую форму высказывания, которая бы полностью соответствовала возможностям их восприятия.
Критерий точности речи – ее полное соответствие замыслу оратора, когда его слово понимается слушателями точно так же, как понимает его он сам. Речь бывает точной, когда оратор хорошо знает предмет выступления.
Наряду с требованиями точности речи важнейший фактор успешного выступления – уместность речи, т.е. соответствие теме, аудитории и условиям выступления. Уже в античной риторике уместность речи и такт, умение найти верный тон считались одной из важнейших предпосылок успеха оратора.
Ясность и точность речи обычно сочетаются с таким ее важным качеством, как краткость, лаконичность. Как правило, лаконичная речь – следствие отличного знания материала, высокой общей эрудиции, избытка словарного запаса. Краткость должна сочетаться с содержательной емкостью речи – ее идейностью, научной глубиной, информативностью. В речах выдающихся ораторов подобное сочетание порожлает афористичность. Афоризмы, заключающие большое, глубокое содержание в яркой, лаконичной форме, обычно производят сильное впетчатление на аудиторию и надолго запечатлеваются в сознании.
В речи хорошего оратора высокая идейность и содержательность сопровождается эмоциональностью – важнейшим компонентом эффективного публичного выступления. Речь, которая составлена из одних рассуждений, сколь бы серьезны они ни были, труднее усваиваются и запоминаются, чем речь, в которой сочетаются умело рациональное и эмоциональное начала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ораторское мастерство лектора, пропагандиста соотносится как с формой, так и с содержанием речи, находится в неразрывной связи с идеологической направленностью, актуальностью тематики, логической и речевой культурой.
Используемый материалл
1. Гурвич С.С. Основы риторики: Учебное пособие. – К.: Высшая школа, 1988. – 248с.
2. Руденко Р.А. Судебные речи и выступления /Под ред. Рекункова А.М. – М.: Юрид. лит., 1987 – 368с.
3. Интернет: www.yandex.ru – Словарь.