Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Зачетная работа
по курсу: «Ораторское искусство» на тему: «Культура произнесения речи перед аудиторией» Выполнил Ст. гр. ОС-07м Н. А. Разумная Проверил Г.Г.Левченко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3 Культура произнесения речи перед аудиторией………………………………..4 Заключение………………………………………………………………………...6 Список использованной литературы…………………………………………….7
ВВЕДЕНИЕ
Ораторское искусство – умение произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно. В свою очередь, ораторская речь – это подготовленная речь, она готовится книжным, письменным источникам, так как они оказывают влияние на структуру успешной речи. Существует множество людей, чья профессия связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов и просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить ильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Учитывая вышеизложенный материал, на последующих страницах данной работы будет изложена довольно интересная с точки зрения предмета «Ораторское искусство» тема - культура произнесения речи перед аудиторией
КУЛЬТУРА ПРОИЗНЕСЕНИЯ РЕЧИ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, и ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности. Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демогогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие - вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей. Кратко охарактеризуем их. Штампы в речи - это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют "затасканные, избитые выражения". Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа "развернули работу широким фронтом","новая методика взята на вооружение", "мероприятием было охвачено", "на данном этапе". Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности. К таким выражениям относятся: "в отчетный период ", "зафиксировать число опоздавших", "налаживать работу". Также мало чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: "заткнуть глотку", "дать в лапу", "рожа", "заткнись". Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира: "кореш" (друг), "завязать" (решительно покончить), "пристегнуть" (прибавить). Многословие и демогогия - это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отступление от предмета речи, замена точных и ясных формулировок общими фразами. Слова паразиты - типичная болезнь многих ораторов: "это самое", "ну вот", "в самом деле". Среди типичных ошибок ораторской речи наибольшее распространение получило несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах. Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией. Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства. Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В той связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи: Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, аоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту. Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод о том, что важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль. А также, оратор с высокой культурой речи отличается:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поль Л. Сопер, "Основы искусства речи", Издательство Агентсва "Яхтсмен", 1995. 2. М . Р. Львов, "Риторика", Москва, 1995 3. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978. 4. Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.
|