Навигация по сайту

•  Автобиография
     руc •  укр •  фр •  анг

•  Реферат
     руc •  фр

•  Библиотека

•  Ссылки

•  Отчет о поиске

•  Индивидуальное задание

•  ДонНТУ

•  Портал магистров


     Судя о полезности сайта, помещаю на эту страницу информацию, которая будет востребована многими студентами. Философия техники интересна и занимательна, а главнае необходимая для написания рефератов и сдачи экзамена в магистратуре. Мною был выбран выдающийся философ техники и основатель этого учения в России XIX века Петр Климентьевич Энгельмейер.



П.К.Энгельмеер как основатель философии техники в России



ВЕДЕНИЕ

     Проблемам распространения технических знаний в России стало уделяться значительное внимание со времен Петра Великого. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.): «Петр I заставил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях» [2, с. 44]. Однако преподавание научных дисциплин в этих заведениях было еще весьма элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера усложнялась и практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. Горнозаводское дело одним из первых ощутило нужду в специальных горных школах.

     К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты.

     Важную роль в распространении технических знаний играет философия техники. Еще в 1898 году в брошюре «Технический итог XIX века» П.К.Энгельмейер следующим образом формулирует ее задачи:

     1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?

     2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?

     3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.

     4. Разработка вопросов технического творчества.

     «Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники» [2, с. 46, 49].

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРА В ПОНИМАНИИ П.К. ЭНГЕЛЬМЕЙЕРА


     Несмотря на многочисленные работы в области истории и теории развития техники, термин и понятие "философия техники" имеют далеко не однозначное толкование. Можно показать, однако, что в трудах Энгельмейера они были не только впервые введены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл - и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, бытии, и как гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, как социология техники. В высшей степени важным является то обстоятельство, что в трудах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора.

     В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством.

     Петр Климентьевич Энгельмейер является автором целого ряда трудов, совокупность которых без преувеличения может быть названа классикой философии техники. Перу Энгельмейера принадлежит около 100 статей, брошюр и книг (из них около 20 на немецком и французском языках) [2, с. 50]. Более того, он фактически является единственным, кто сумел раскрыть подлинную суть и социальную значимость инженерной деятельности. Вот какое значение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этой деятельностью: «Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера – этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру... Но если так, то инженер должен и готовиться к руководящей государственной роли, и готовиться сразу с четырех сторон, а именно прежде всего, конечно, со стороны технической в тесной связи с экономической и юридической. Но при этом нигде и никогда он не должен упускать из виду и этической стороны своей общественной функции... Вот в каком смысле и на каком основании все чаще и чаще раздаются авторитетные голоса, доказывающие необходимость сообщать инженеру уже в школе не одни технические познания, но и общую глубокую умственную культуру. Я бы сказал так: надо будущему инженеру сообщать:

     1) фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике, психологии и этике;

     2) кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильно пользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышление правильное, логическое, философское» [3].

2 КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ


     Собственно о самой жизни П.К.Энгельмейера нам известно немного. Его имя не вошло ни в «Большую советскую энциклопедию», ни в другие справочные издания. Количество публикаций об этом - поистине выдающемся теоретике инженерного дела весьма незначительно. Сами же его труды, выходившие в период с 1887 по 1930 гг., ни разу не переиздавались.

     Петр Климентьевич Энгельмейер прожил долгую жизнь - с 1855 по 1942 гг [2, с. 49] . Вот несколько штрихов из его биографии. В 1881 г. он окончил курс Императорского Московского технического училища, получив квалификацию инженера-механика. Энгельмейер имел богатый опыт работы на различных заводах, в том числе в Германии. Преподавал в высшем техническом училище (ныне - МГТУ им.Н.Баумана) и в Бакинском политехническом институте. Был знаком с многими выдающимися мыслителями того времени - с Эрнстом Махом, Львом Толстым и проч.

     В первые годы советской власти создает кружок по общим вопросам техники при Политехническом обществе Московского отделения Всесоюзной ассоциации инженеров (ВАИ). Программа этого кружка была сформулирована в статье «Нужна ли нам философия техники?» (1927 г.). В 30-е годы и кружок, и ВАИ были распущены, а сам П.К.Энгельмейер умер в безвестности в 1940 или 1941 году. Парадоксально, но птри жизни его идеи были лучше известны в Германии, чем в России, где лишь в последнее десятилетие они стали предметом осмысления и обсуждения [1, c. 92].



3 ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ П.К. ЭНГЕЛЬМЕЙЕРА И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ ТЕХНИКИ

     Основным трудом Энгельмейера можно считать «Философию техники», в котором он вводит целый ряд новых понятий. Прежде всего, это понятия техницизма и эврологии. Начинал же он свою деятельность с издания и редактирования журнала «Техника». В первой четверти века его хорошо знали как в России так и за рубежом. Поэтому не случайно в 1922 г. советская общественность чествовала П.К.Энгельмейера «как старейшего русского работника на поприще философии техники».

3.1 Руководство для изобретателей


     В области техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третье издание практического руководства «Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка», в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями [3]. Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей. С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу - «Катехизис шофера» [3]. В 1930 г. он выпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивным особенностям моторных лодок. А в начале тридцатых годов представляет на 30 машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построить на базе Политехнического музея в Москве.

     Много работал П.К.Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей «Изобретения и привилегии» с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов. Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведена ниже. «Милостивый Государь Петр Климентич! ... Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха. С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой» [3].

     Текст этого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В самом руководстве рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса. Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как «Соперничество между изобретениями», «Неудачи изобретений», «Изобретение вечного движения» [3]. В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных «привилегированию изобретений», то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности. Это руководство фактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кроме основных разделов, в которых дано представление об изобретениях как «объектах права собственности», и «достижении возможно большого объема права», в приложении даются примеры «судебных процессов по привилегиям на изобретения, по товарным знакам и рисункам». Это издание и в настоящее время может служить прекрасным пособием для курса «Патентное право».



3.2 Участие в общественной жизни

      Не чужд был Петр Климентьевич и участию в общественной жизни России. Подтверждением активной гражданской позиции П.К.Энгельмейера может служить его выступление на Третьем Съезде Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, проходившем в декабре 1903 – январе 1904 гг. Выступая на секции «Школы и курсы для рабочих», с докладом «О необходимости предварительной грамотности для технического образования», он особо подчеркивал важность для успешного развития страны и воспитания высококвалифицированных инженеров, техников и рабочих, обучения грамоте широких слоев населения. В подтверждение своих слов о влиянии грамотности на промышленный потенциал страны он приводит данные 1899 г. о проценте грамотных новобранцев в разных странах: Сербия- 25% , Швеция - 97,8% , Германия - 99,8%, Россия - 45%, Дания - 99,6%, Швейцария - 99,9% [3].

3.3 «Философия техники» П.К.Энгельмейера и его «формула воли»


     Все, что было сказано ранее о работах П.К.Энгельмейера, важно и актуально до настоящего времени. Однако своего апогея в развитии идей, относящихся к «философии техники», он достигает в своем фундаментальном труде с одноименным названием. Появлению четырех выпусков «философии техники» предшествовал длительный путь осмысления роли «технического» в общественной жизни людей.

     В первой части работы, рассматривается само понятие «техника». Во второй и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение « власти над силами природы», появление машин и энергетический принцип действия, раскрывается на конкретных примерах смысл «аккумуляции энергии», сравниваются различные типы «аккумуляторов». Таким образом, несмотря на то, что в «Экономическом значении современной техники »техника анализируется с различных позиций: исторической (от первобытного человека до современника), машинной (машина - как источник преобразований) и энергетической, - основное внимание все же уделено чисто утилитарным проблемам развития техники. Попытка сформулировать некоторую философскую концепцию «раннему Энгельмейеру »явно не удалась.

     Тем интереснее воспринимается материал следующей работы П.К.Энгельмейера в этом направлении, вышедшей спустя десять лет - «Технический итог XIX-го века» (1898 г.). Внешне, по оглавлению, данная работа весьма сходна с уже рассмотренной. Однако это только формальное сходство. В «Техническом итоге...» Энгельмейер впервые выходит на действительно философский уровень [1, с. 92] . Размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает «деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение». Впервые, именно в данной работе, вводится взаимосвязь технико-экономических показателей. «Техника - пишет Энгельмейер - относится к экономике как полезность (потребительная ценность) к ценности (меновой)» [3].

     Следующим шагом явилась книга «Теория творчества», вышедшая в 1910 г. В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки «эврилогии» - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве. Основное место в книге занимает «теория трехакта» [2, с. 51] , состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

     Далее Энгельмейер проводит классификацию искусств на изящные (эстетические) и полезные (утилитарные) [3] . Основываясь на этой классификации, он отвечает на вопрос «что такое польза?», следующим образом. «Полезно все то, что облегчает достижение намеченной цели, ... все то, что увеличивает производительность труда. Но это как раз и есть функция и основная цель техники, как профессии и как искусства« [3]. Исходя из этого он дает определение техники, как искусства, направленного на пользу, в противоположность художеству, направленному на красоту.

     Как уже было сказано, основной, итоговой работой П.К.Энгельмейера, следует считать «Философию техники». Рождение этого труда сам Энгельмейер связывает с успехом публичной лекции, прочитанной им в Москве 11 февраля 1912г. в пользу научных кружков студентов Императорского Московского Технического Училища [2, с. 51]. Фактически эту дату можно принять за точку отсчета рождения нового научного направления - философии техники, так как впервые рассматриваются не просто аспекты проблемы, но выдвигаются и обосновываются теоретические положения.

     Особый интерес представляет «формула воли», которую Энгельмейер выводит на основе «побуждений», или, говоря современным языком, мотиваций. Считая, что любые побуждения связаны со стремлением к Истине, Красоте, Добру, Пользе, он определяет волевую сферу как смешение этих стремлений. Проводя аналогию с химией, когда, несмотря на бесконечное разнообразие органических тел, все они состоят в конечном счете из четырех элементов: углерода - С, водорода - H, кислорода - О, азота - N, соединенных в определенной пропорции, то есть с определенными коэффициентами, он вводит систему антонимов [3], с соответствующими обозначениями понятий и коэффициентами при них: Истина (И) - Ложь (коэф. m), Красота (К) - Уродство (коэф. N), Добро (Д) - Зло (коэф. Р), Польза (П) - Вред (коэф. q). Обозначая Волю через "В", получаем общую формулу: В=И+К+Д+П, которая имеет два бесконечных предела. Божественная воля, когда все коэффициенты стремятся к "+" бесконечности, и дъявольская воля, при стремлении коэффициентов к "-" бесконечности. Между этими пределами и осуществляется воля человека. Разберем типичные случаи. Когда n=p=q=0, то воля направляется только на истину и мы имеем формулу "чистой науки": В=И. Когда m=p=q=0, то возникает "чистое искусство": В=К. Если m=n=q=0, имеем чистую этику и религию: В=Д, и, наконец, когда m=n=p=0, возникает "чистая техника". В действительности ни один из коэффициентов нулю не равен, но когда один из них начинает преобладать над другимто возникают прикладные: наука, искусство, этика, техника.

     Последний и наиболее значимый выпуск «Философии техники» назван «Техницизм». В самом общем виде техницизм определен как строительство жизни. В качестве теории техницизма Энгельмейером предлагается «Трехактная теория творчества» [2, с. 51] . Основные положения этой теории таковы. Человек творит искусственный мир. Этот искусственный мир называется культурой, и в нем различается культура вещественная и культура духовная. Под вещественной культурой разумеется искусственный мир, внешний человеку, а под духовной культурой понимается искусственный мир, созданный человеком внутри себя самого. Техницизм является учением о человеческой деятельности, а стало быть и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью. В качестве обобщенного итога теории творчества Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю.

     Собственно же деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта [2, с. 51]: интуитивный, дискурсивный или рассудочный и рефлекторный. Разрабатывая вопросы, связанные с изобретательством, Энгельмейер вышел на уровень проблем инновационной деятельности. И хотя в его работах мы не встретим слов инноватика и нововведение, фактически разбираются именно эти понятия в современном их толковании. Поэтому работы Энгельмейера так же «классичны» и всегда актуальны для инженера, как «классичны» и всегда актуальны работы Платона, Гегеля, Канта для философа. Многие положения «Теории творчества» и «Философии техники» не только не утратили своей актуальности, но только-только начинают осознаваться специалистами и обществом в целом.

ВЫВОДЫ


     Таким образом, философия техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику. Однако и появление, и развитие самой философии техники (в частности философии техники П.К.Энгельмейера) было бы невозможно без гуманитарного движения в среде самих инженеров. Из многочисленных публикаций русских инженеров на гуманитарные темы можно привести лишь один пример, на который указывает и сам Энгельмейер, – это работа инженера-технолога А.Павловского «Успехи техники и их влияние на цивилизацию», в разделе «Техника в связи с философией» интересна одна фраза: «Мы знаем, как в начале нашего столетия расцвело естествознание и как оно повело в философии к обоснованию эволюционизма. Техника несомненно оплодотворит, со временем, философию не менее обильно. Философия познания облегчала первые шаги технике: пришло время, когда техника, с неизвестной до сих пор быстротой и силой расчищает пути других отраслей и знаний, с философией в их главе» [2, с.53].

     Можно считать, что у Энгельмейера в то время был социальный заказ и понимающая и желающая понимать публика в среде русского инженерства. Поэтому и сегодня одной из главных практических задач философии техники остается формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом. А решение этой задачи заключается в обязательном преподавании философии техники по крайней мере в высших технических учебных заведениях. В этом – один из путей гуманизации науки и техники через образование.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


     1. Алексеева Л.О., Додонов Р.О., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов – Донецк: ДонНТУ, 2006.-113 с.

     2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. Пособие /Науч. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: ИНФЗА-М, 1998.

     3. www.edu-zone.net/show/181615.html



© ДонНТУ 2008 Щербак Карина Викторовна