ДонНТУ
Магистратура ДонНТУ
Поисковая
система ДонНТУ
История риторики и ее теории
Я.В.Сочевичек
Зачетная работа по дисциплине "Ораторское искусство"
Вступление
Перед написанием данной работы я поставила перед собой цель ознакомиться с материалом по теме, проработать его и сделать для себя вывод о важности курса риторики для современной молодежи.
На мой взгляд, в современном мире молодежи существует большая проблема, связанная с умением правильно и красиво изъясняться на публике. Это связано с нежеланием молодых людей много читать, интересоваться культурой и наукой и работать над собой. Мы забыли об этике речи и безразлично относимся к тому, как и что мы излагаем. Словарный запас современного студента оставляет желать лучшего в то время, как квалифицированный специалист или магистр должен уметь правильно разговаривать.
История риоторики и ее теории
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения,
эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного
образования. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в «Похвале Елене» пишет: „Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом следует постоянно работать, чтобы оно приобрело власть над людьми. Поэтому красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: „Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".
В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.
Платон в диалоге „Федр" перечисляет блестящих ораторов, которых называет „Дедалами речей". Здесь Горгий и Тиссий с их небывалой виртуозностью аргументации, Гиппий с Предиком, умевшие соблюдать меру в речах. Пол с его „музыкой речей", Эвен Паросский с его похвалами в форме порицаний, особенно же Фрасимах Холкедонский, который был известен своими жалобными речами о старости и бедности. Имеется упоминание о небывалом своеобразии речей Крития, хотя говорили, что он „невежда среди философов и философ среди невежд", Протагор же славился своим талантом как произносить обширные речи, так и выражаться кратко.
Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства. Ведь софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Протагор считался изобретателем „общих мест"; Горгий стал использовать три самые яркие риторические фигуры: параллелизм (исоколон), антитезу и созвучие окончаний; Фрасимах (современник Горгия) первым, как считают, стал разрабатывать вопросы ораторского ритма; Пол и Ликимий, ученики Горгия, занимались вопросами ораторской лексики. В учении софистов большое внимание уделялось семантике, синонимии (Продик), качествам речи.
Основателем риторического искусства считается Протагор. А. Ф.Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты, которых Диоген не называет, вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв. Среди сочинений Протагора называют: „Искусство спорить", „О борьбе", „О науках", „Повелительное слово", „Прения". Как видим, разрабатываются отдельные аспекты речи. Но самым главным представителем софистической риторики считают Горгия.
А. Ф. Лосев ссылается на Филострата, который отметил, что Горгий сделал
очень много: „Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов, [специальное обучение] способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения...".
Классика занимает в античной эстетике Древней Греции период с VI по IV в. до н.э. Софисты, будучи представителями нового течения эстетической мысли, выраставшего из глубин социально-исторических судеб Греции второй половины V в. до н. э., отмечает А. Ф. Лосев, преодолели старый космологический период античной философско-эстетической мысли, являясь представителями средней (зрелой) классики. Именно в это время мелкий, свободный собственник становится на путь экспансии, идет к разрыву с полисным коллективом, начинает вести завоевательную политику. В сфере афинской рабовладельческой демократии также происходит развитие рабовладельческих аппетитов. Греческая же аристократия тяготеет к прежним родовым обычаям и авторитетам. Таким образом, растущий индивидуализм и субъективизм требовали не космологического направления, как было раньше, при гармонии рабовладельческого строя, когда эта гармония на Земле отождествлялась с гармонией в космосе. Сейчас космологическая теория отходит на второй план. Уже требуют постановки на первый план проблем человека, проникновения в его субъективные начала, в его психологию, в его переживания. Представителями этого направления и были софисты, их взгляды возникли на почве разложения космологии.
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова - с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром. Б. Чернышев, говоря о характере риторики софистов, которая основывалась на волевых и эмоциональных моментах, пишет: „Сознательное прокламирование формального идеала образования, преклонение перед риторической культурой и составляет момент, который рядом с внешней общностью профессиональной практики и в связи с ней смыкает софистов в некое единство.
Действительно, хотя логическая аргументация и входит в состав средств убеждения, однако нередко и блестящий парадокс, неожиданный эристический прием (эристика - искусство вести спор, полемику), богатая инструментовка речи может более эффектно впечатлить аудиторию. Если бы мы хотели вкратце выразить задачу оратора, мы сказали бы: он должен загипнотизировать слушателей". Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность.
Вывод
Учения об ораторском искусстве, красноречии и риторике существовали еще в Древней Греции и Египте. Древние греки очень серьезно подходили к этим вопросам и считали, что умение хорошо, правильно и красиво говорить необходимо. Мало того, нужно еще уметь преподнести свое изложение так, чтоб слушатели были увлечены рассказом.
В настоящее время умение владеть речью не менее важно. Красноречием должны владеть как политики, дипломаты, директора, представители компаний, журналисты, так и все образованные люди. Как часто нам не хватает этого умения при приеме на работу, когда нужно преподнести информацию о себе уверенно, емко, убедительно, чтоб заинтересовать директора? Как часто мы являемся участниками споров и дискуссий, когда нам необходимо отстаивать свою позицию, а ввиду небольшого запаса слов мы этого сделать не можем, хоть и уверенны в своей правоте. Даже в элементарных жизненных ситуациях мы являемся заложниками у своего неумения хорошо говорить.
Основным решением этой проблемы является работа над своей речью. Для примера можно использовать отрывок из реферата «Ораторская речь как искусство: теория и практика.
Для публичного выступления с этим материалом для начала необходимо его прочитать много раз для того чтоб вникнуть в суть, ознакомится с неизвестными терминами, привыкнуть к стилю изложения автора и составить свое мнение по этому поводу. Затем нужно несколько раз прочитать текст вслух и после чего приступить к пересказыванию. При пересказывании уже с первого раза необходимо рассказывать выразительно с такой скоростью, чтоб слушатель смог все усвоить. Не в коем случае нельзя рассказывать слишком медленно, иначе аудитории станет скучно, и их внимание станет рассееным. При выступлении необходимо использовать цитаты и излагать примеры для того, чтоб заинтересовать слушателя. После того, как текст отработан при подготовке, следует отрепетировать речь перед зеркалом, чтоб чувствовать себя уверенным перед зрителем. А так же, если время докладчика строго фиксировано, необходимо репетировать речь предварительно засекая время.
С учетом всех этих правил аудитория будет заинтересована речью докладчика и прослушает его от начала и до конца.
ДонНТУ
Магистратура ДонНТУ
Поисковая
система ДонНТУ