Шопенко В.Д.

ведущий экономист Управления по надзору за деятельностью коммерческих банков

Финансы и кредит (Москва), №5, 8.03.2004

«Финансово-организационный механизм инновационного бизнеса»

Роль и значение инноваций в современной экономике определяют необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений, форм и методов стимулирования развития инновационного бизнеса, что может быть реализовано в концепции совершенствования финансово-организационного механизма инновационного бизнеса.

В научной литературе нет однозначного понятия финансово-организационного механизма. Так, исследователи выделяют организационно-экономический механизм, финансовый механизм. Применительно к инновационному бизнесу целесообразно введение понятия "финансово-организационный механизм" , поскольку, как было показано, для развития инновационного бизнеса необходимы не только финансовые инструменты и методы, но и совокупность организационных мер, которые должны быть взаимоувязаны. Исходя из этого под финансово-организационным механизмом следует понимать совокупность финансовых инструментов и закрепленных в организационно-правовых формах методов их использования в целях обеспечения инновационных процессов в экономике. В структуре финансово-организационного механизма необходимо выделять следующие блоки: финансовые инструменты; финансовые методы; организационные меры; нормативно-правовое обеспечение; органы управления.

Определим содержание каждого блока финансово-организационного механизма применительно к инновационному бизнесу.

Основные финансовые инструменты для инновационного бизнеса: прибыль, цена, налог, амортизация, кредит, гарантии. Эти финансовые инструменты взаимообусловлены и определяют эффективность развития инновационного бизнеса.

Основные финансовые методы, которые представляют собой способ использования одного или нескольких финансовых инструментов, для инновационного бизнеса, это: инвестирование, налогообложение, кредитование (банковское, коммерческое, бюджетное), страхование, аренда, лизинг, самофинансирование и финансирование. В отличие от финансовых инструментов, финансовые методы в большей степени независимы и в зависимости от специфики инновационных фирм, общей экономической ситуации необходимо определить совокупность финансовых методов, которые должны обеспечить ожидаемый результат.

Организационные меры, посредством которых может быть поддержано развитие инновационного бизнеса, могут быть разделены по уровням управления: макроуровень, региональный уровень, уровень ассоциаций.При этом наибольший эффект в мерах организационного характера достигается при взаимоувязке организационных мер на всех уровнях. В условиях дефицита финансовых ресурсов организационные усилия федеральных и региональных властей могут быть сосредоточены на поддержке саморегулирующихся ассоциаций, союзов, обществ инновационного характера. При улучшении финансовой ситуации или создании в регионе привлекательного инвестиционного климата может быть разработана программа использования финансовых инструментов и финансовых методов для поддержки инновационного бизнеса.

Важное место в совокупности организационных мер поддержки развития инновационного бизнеса занимает создание информационной инфраструктуры с целью обеспечения инновационных фирм необходимой информацией и продвижения результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторских разработок.

Эффективными организационными формами, позволяющими с минимальными затратами реализовать эффект экономии на масштабах инновационного бизнеса, являются комплексные и специализированные (в том числе для энергетического машиностроения, электронной, химической, текстильной, пищевой промышленности, сельского хозяйства) технологические центры (технопарки, технополисы и т.д.), поскольку позволяют обеспечить системное применение финансовых инструментов (льготных налогов, льготных кредитов, льготных таможенных пошлин). При этом в функции инновационно-технологических центров должно быть включено создание специальных фондов для финансирования:

- прикладных НИР по федеральным и региональным программам с последующей передачей отработанных технологий инновационным фирмам малого и среднего бизнеса на льготных условиях;

- распространения маркетинговой и технической информации с помощью семинаров, выставок, баз данных;

- тестирования и сертификации материалов и продукций, метрологического контроля и помощи в управлении качеством;

- консультаций и экспертиз, помощи в освоении новой техники и технологии;

- допуска к опытной, лабораторной и вычислительной базе способных исследователей и изобретателей;

- обучения персонала, связанного с оказанием инновационных услуг.

Россия в ближайшие годы не имеет возможности напрямую субсидировать инновационный бизнес, как это делали в 1980-х гг. развитые зарубежные страны. Тем важнее развитие венчурного финансирования, реорганизация и упрощение налогообложения, создание системы конкурсного возвратного финансирования инновационных проектов на долевой основе.

Поэтому во избежание нерационального использования и прямого расхищения бюджетных средств целесообразно объединить многочисленные "некоммерческие" фонды в единую систему под контролем федеральной и региональных администраций инновационного бизнеса.

Закрепление мер финансового и организационного характера в правовых документах создает благоприятные основы для реализации инновационной политики. При этом в совокупности нормативно-правовых актов наиболее действенными являются указы Президента Российской Федерации и федеральные законы. Постановления Правительства Российской Федерации, методические рекомендации, разрабатываемые специализированными или отраслевыми ведомствами, как правило, трудно реализуемы. Следует отметить, что и принятие закона не всегда создает условия для реализации основных положений, в нем определенных.

Так, принятый в 1995 г. Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" , который, как ожидалось, создаст условия для ускоренного развития и инновационного бизнеса, не был реализован на практике:

1. Большинство льгот, перечисленных в Законе, действовало и ранее. Уточнен лишь порядок ускоренной амортизации основных фондов (двойной по сравнению с установленной для данного вида основных фондов нормой плюс возможность дополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет);

2. Это не закон прямого действия, в нем много общих фраз: "оказание содействия" , "анализ состояния" , "координация деятельности" и т.д., которые никак не отразились на деятельности инновационных фирм, и еще больше пожеланий, отсылок к другим законам, льготам, механизм действия которых не определен (упрощение отчетности, возмещение убытков от необоснованного отказа в регистрации, недопущение ухудшения условий налогообложения - ст. 9 и др.);

3. Не учтены особенности деятельности малых инновационных фирм. Так и осталось неясно, кто и как будет проводить "передачу результатов НИОКР и инновационных программ" , что конкретно означает "поддержка инновационной деятельности, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новой технологии" и т.д.

Эксперты назвали ряд финансово-экономических проблем, решение которых в начале XXI в. важно для инновационных фирм и не требует бюджетных ассигнований:

1. Резко сократить количество налогов с инновационных фирм, заменив большинство из них единым налогом на валовой доход в размере 15-20% или взимаемым раз в год в твердой сумме лицензионным сбором. Так, инновационная фирма "Анод" (разработка и производство средств защиты, контроля и автоматизации газонефтепроводов), "Горпекс" (проектные работы в Санкт-Петербурге) со штатной численностью 5 - 10 чел. вынуждены ежемесячно уплачивать налоги, никак не связанные с их деятельностью (транспортный, отчисления в дорожные фонды, на муниципальные нужды и т.д.). Налоги исчисляются из различной базы (объем реализации, фонд оплаты, прибыль и т.д.) и носят чисто фискальный характер, никак не заинтересовывая инновационную фирму в расширении объема и повышении эффективности инновационной деятельности. Лишь в 2001 г. некоторые из этих налогов были заменены налогом с продаж.

2. Изменить порядок исчисления налога на добавленную стоимость. По действующему порядку, под добавленной стоимостью понимается разница "между стоимостью реализации товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отчисленных на издержки производства и обращения". Во-первых, при этом не учитываются и не вычитаются нематериальные затраты (за исключением финансируемых из бюджета и централизованных фондов). Во-вторых, НДС удерживается и с затрат на НИОКР, не воплотившиеся в реализованные товары и услуги, т.е. с работ, выявивших неактуальные направления развития, но не создавших добавленной стоимости.

3. Наиболее важно для инновационных фирм введение реальной оценки нематериальных активов и их амортизации. Ныне дополнительные затраты на материалы входят в себестоимость и не увеличивают налогооблагаемой прибыли, хотя они связаны с расходованием невоспроизводимых природных ресурсов и ухудшают экологию. Тот же результат, полученный гораздо более эффективным путем - за счет создания и использования ноу-хау, наказывается налогообложением прибыли. Оценка нематериальных активов позволила бы резко повысить стоимость капитала инновационных фирм, их кредитоспособность и т.д.

4. Введение с 2001 г. единого социального налога позволило сосредоточить сбор и контроль платежей во все внебюджетные фонды в налоговой инспекции, не заполняя пять платежных поручений, представлять каждому фонду (пенсионному, медицинскому, социального страхования, занятости и т.д.), расположенным по разным адресам, самостоятельный отчет, нести перед каждым из них административную ответственность, принимать проверяющих и т.д. Поскольку все расчеты ведутся от одной базы (фонд зарплаты), можно вносить платежи одним поручением на один собирательный счет МНС России с последующим перечислением.

5. 98% экспертов отметили, что указание закона о сокращении отчетности не работает. Ежеквартальная бухгалтерская отчетность малых инновационных фирм требует заполнения 20 - 25, а годовая - до 80 таблиц (соответственно 600 и 2 000 показателей), в том числе (в Санкт-Петербурге) по 15 видам налогов и сборов, в том числе для статистического управления, налоговой службы, внебюджетных фондов и банка. По действующим нормативам документооборота, это требует 5 единиц учетного персонала, что превышает численность основных работников во многих инновационных фирмах.

В этих условиях инновационные фирмы задерживают или упрощают отчетность, что вызывает многочисленные штрафы. При этом ошибки не отделяются от намеренного уклонения от уплаты налогов, контролеры поощряются в зависимости от суммы взысканных штрафов, контрольные организации не дают бухгалтерам инновационных фирм справок по вопросам налогообложения, имеют собственное мнение о порядке применения постоянно изменяемых инструкций и держат его втайне до выхода на проверку, которая проводится нередко за 2-3 предыдущих года со взысканием штрафов за весь этот срок. Посещение многочисленных семинаров и услуги аудиторов весьма дороги, полученные там разъяснения не принимаются налоговой службой.

Все эти жизненно важные проблемы закон не решает, конкретный перечень отчетности (достаточно иметь баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, расчет налога) не устанавливает.

В целом, в Законе установлены i5 видов государственной поддержки малого бизнеса. От 65 до 99% экспертов отметили их актуальность для инновационных фирм (наиболее важны налоговые, кредитные и страховые льготы, компенсация расходов на внешнеэкономический маркетинг, лизинг, ускоренная амортизация). В то же время лишь 2 - 6% опрошенных отметили, что их инновационные фирмы реально пользуются этими льготами. Главная причина - отсутствие средств для выплаты компенсаций у Фонда поддержки малого бизнеса, соответствующих инструкций, возражения налоговой службы против уменьшения налогооблагаемой базы.

В качестве примера бесполезного для малых инновационных фирм акта в ходе интервью приводились постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд". В них содержатся общие пожелания "предусматривать возможность" , "создавать условия" , "рассматривать возможность" , "оказывать содействие" , но в отличие от зарубежной практики нет никаких конкретных квот для инновационных фирм. Не содержат конкретных механизмов и не были реализованы из-за отсутствия бюджетных средств указы Президента Российской Федерации о поддержке и развитии малого предпринимательства, принятые в 1990-х гг., хотя предусмотренная этими указами проверенная за рубежом идея создания единой государственной структуры поддержки малых предприятий не вызывает сомнения.

Как представляется, целесообразным является разработка Федерального закона "Об инновационной деятельности" , в котором следует определить понятие инновационной продукции, инновационного бизнеса, организационных форм осуществления инновационного бизнеса, формы и методы поддержки государством инновационной деятельности, увязав этот закон с Гражданским кодексом РФ, а также внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части регулирования налогообложения инновационной деятельности. Кроме того, необходимо разработать и принять среднесрочную программу развития инновационной деятельности по приоритетным отраслям экономики.

Кроме того, Миннауки России необходимо сформировать методические основы разработки инновационной политики, в которых определить формы и методы взаимодействия со всеми министерствами и ведомствами, с Российской академией наук, с региональными администрациями с целью координации деятельности в этом важнейшем для экономики направлении. В Государственной Думе РФ, на взгляд автора, целесообразно создать подкомитет по инновационной деятельности с целью ускорения принятия законопроектов, касающихся развития инновационной деятельности и финансирования инновационных программ.

Отдельную проблему представляет определение эффективных финансовых отношений инновационного бизнеса. Общая оценка экспертами этих проблем представляется следующей. Безусловно, положительную оценку эффективности связей с малыми предприятиями дали лишь 35% экспертов, из них 7,3% отметили эффективность кооперации с малыми инновационными предприятиями, от которых их фирмы получают научно-техническую информацию, инжиниринговые услуги либо отдельные детали и комплектующие изделия. Еще 7,3% отметили позитивную роль дочерних инновационных фирм, которые производят конечную продукцию, используя производственные площади, оборудование и научно-техническую информацию головной фирмы, перечисляя ей часть доходов. 21% экспертов отмечают эффективность заказов независимым малым фирмам, прежде всего на маркетинговые информационные услуги. В то же время 23% экспертов отметили, что эти связи неэффективны, ибо они расхищают интеллектуальную собственность, созданную за счет средств бюджета, продавая ее за бесценок за рубеж. Около 43% экспертов в наукоемких отраслях производства не располагают информацией о связях с инновационными фирмами.

Преимущества малого инновационного бизнеса, в том числе в развитии внешнеэкономических связей, получили неоднозначную оценку экспертов. 45% из них отметили оперативность принятия решений, быстрое приспособление инновационных фирм к запросам рынка; 29% - экономию на накладных расходах в связи с более простой структурой управления; 18% - преимущества узкой специализации, отказ от многотемпности, когда все силы сосредоточены на нескольких проектах; 20% отмечают значимость соединения научно-технического и административного руководства в одном лице, когда директор продолжает лично заниматься НИОКР. 15% подчеркнули высокую сплоченность коллектива малых инновационных фирм, где люди знают и доверяют друг другу. Лишь 10,2% экспертов полагают, что будущее в научно-технической сфере только за крупными корпорациями, а малые инновационные фирмы не имеют реальных преимуществ.

Эксперты полагают, что инновационный бизнес должен развиваться в различных организационных формах. Примерно равное число (1/3) опрошенных ставят на первое место дочерние фирмы крупных корпораций и объединений, независимые инновационные фирмы, самостоятельно выбирающие, с кем им сотрудничать, и малые инновационные фирмы в составе ассоциаций малого бизнеса, предпринимательских сетей и т.п., заключающих договора о кооперации, франчайзинге и т.д.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов внутри страны для развития инновационного бизнеса одним из важнейших путей развития отечественного инновационного бизнеса является активизация финансово-организационных отношений, ориентированных на мировой рынок.

Наиболее реальным путем улучшения финансового положения российских инновационных фирм в ближайшие годы является содействие их внешнеэкономической активности, в частности на рынках стран Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, в странах СНГ. Для этого необходима организация с участием государства информационно-маркетинговых центров, льготное кредитование и финансовые гарантии по экспортным сделкам, разумный протекционизм в отношении отечественных производителей услуг, включая их взаимовыгодную кооперацию с зарубежными фирмами.

Особое значение приобретают формы связей транснациональных корпораций с инновационными фирмами в высокотехнологичных отраслях. К ним относятся: 1) подряд; 2) создание сети дочерних фирм на основе венчурного финансирования; 3) создание совместных предприятий; 4) формирование в рамках корпорации (холдинга) новых "деловых единиц" (т.н. "роение"); 5) развитие постоянной системы сотрудничества с контрагентами, включая обмен технологиями, помощь в техническом оснащении, контроле качества, обучении кадров, привлечение к проектированию новых товаров, инвестиции и коммерческий кредит; 6) франчайзинг.

Так, на основе анализа фактических данных, следующие основные направления международного трансферта технологий и инноваций, по мнению автора, являются наиболее эффективными:

- организация целенаправленного поиска необходимых России инновационных технологий за рубежом;

- организация внутренней и международной экспертизы потенциальной конкурентоспособности инновационных технологий, предлагаемых для разработки инновационными фирмами и выдвигаемых ими для внешней финансовой поддержки;

- формирование доступного для инновационных фирм разработчиков и заказчиков банка данных по конкурентоспособным технологиям;

- поиск партнеров по инновационному бизнесу по конкретным технологиям, обоснование предложений по передаче технологий иностранному партнеру и по получению технологий за рубежом;

- подготовка и реализация контрактов с крупными корпорациями и предприятиями малого и среднего бизнеса по коммерциализации инновационных технологий.

В целом, первоочередными мероприятиями по совершенствованию финансово-организационного механизма инновационного бизнеса могут стать:

- формирование совместного фонда фундаментальных исследований и фондов финансирования конкретных научно-технических программ;

- координация действий по отбору приоритетных направлений развития науки и техники;

- унификация технических стандартов и тарифов;

- единое законодательство по охране интеллектуальной собственности;

- федеральная с региональными отделениями патентно-информационная структура.

Реализация предложенных теоретических выводов, методических положений и рекомендаций позволит оказать существенное влияние на повышение эффективности как инновационного бизнеса, так и всей российской экономики.


В.Д. Шопенко, ведущий экономист Управления по надзору за деятельностью коммерческих банков

©ДонНТУ 2008 Парвина Т.