ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОУ «КОЛЛЕДЖ МОСЭНЕРГО».

Автор: В.В. Темник, Директор НОУ « Колледж Мосэнерго», заслуженный учитель РФ

Негосударственное образовательное учреждение «Колледж Мосэнерго», проектируя образовательную систему, опирается на лучшие традиции российского образования и опыт зарубежных стран, учитывает национальные и социальные особенности граждан мегаполиса.

«С момента образования колледжа вся его деятельность была направлена на подготовку кадров для энергетических предприятий столицы и области. Сегодня Ваш жизненный опыт позволяет Вам успешно конкурировать с другими образовательными учреждениями столицы, готовить профессиональные кадры, востребованные промышленностью», - так оценил деятельность колледжа начальник Экспертного Управления Президента РФ А.В. Дворкович в своем поздравлении с 20-летним юбилеем учебного учреждения.

Инновационная деятельность колледжа осуществляется в рамках научно – исследовательской и экспериментальной работы. Колледж является экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме «Образовательная система колледжа в условиях диверсификации интересов личности и высокотехнологичного производства».

Инновационная программа развития образовательного учреждения реализуется по основным направлениям: создание модели функционально – управленческой структуры колледжа в условиях диверсификации профессионального образования; обновление содержания и методического обеспечения образовательных программ в условиях диверсификации энергопроизводства; создание современной системы мониторинга качества образования и подготовки специалистов в корпоративных интересах заказчика кадров; развитие системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов; становление и развитие личности будущего специалиста в процессе профессионально – трудовой специализации; развитие ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы качества профессионального образования педагога и студента.

Мониторинг многоуровневого корпоративного образования в инновационном режиме показывает, что в деятельности педагогического коллектива колледжа сложилось противоречие между потребностью осуществлять поиск новых, нестандартных решений возникающих проблем и недостаточностью необходимой для этого методологической культуры в области педагогического проектирования.

Для преподавателей, заинтересованных в научно-исследовательской деятельности и работающих в режиме инноваций, была организована школа педагога – исследователя «Инновационная и экспериментальная деятельность в образовательном учреждении», которую проводили ученые из Российской академии образования и Института развития профессионального образования г. Москвы. Штатные педагогические, инженерно-педагогические и административные работники очного и заочного отделений результативно развивают качественные перемены образовательного процесса, используя действенные инструменты инновационной деятельности.

Инновационная деятельность образовательной системы колледжа осуществляется структурными подразделениями управления, творческими группами, профессиональными цикловыми и методическими комиссиями по следующим направлениям: педагогическому, предполагающему освоение эргономики и современного рационализма методологии, гуманизации, новых методов и методик, приемов обновления содержания обучения, разработку и внедрение новых образовательных программ, учебно-методических комплексов, воспитательной системы, мониторинга качества обучения; технологическому, с применением инновационных педагогических технологий, требующих радикальных личностных изменений в организации труда преподавателей, инструкторов производственного обучения и студентов для реализации концепции профобразования колледжа; организационному, означающему формирование новой управленческой структуры, отвечающей требованиям корпоративной культуры и устойчивого развития непрерывного образования; экономическому, с отработкой механизмов диверсификации источников финансирования, оплаты труда, комплексно-методического обеспечения и материально-технической базы профобразования.

Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале педколлектива и его готовности к работе в режиме развития. В соответствии с программой экспериментальной деятельности осуществляется анализ и обновление содержания профессионального образования в условиях диверсификации высокотехнологичного энергопроизводства.

Широкое использование технологических инноваций (рейтинговая технология обучения, метод проблемного обучения, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и др.) способствуют не только качественному усвоению материала, развитию ключевых и профессиональных компетенций, но и развивают креативность личности студента.

В соответствии с инновационной программой развития колледж занимается проблемами развития непрерывного профессионального образования, включая совершенствование управленческой структуры образовательного учреждения и создание модели выпускника. После реструктуризации ОАО «Мосэнерго» качественно новые условия партнерских и договорных отношений оказывают влияние на взаимодействие субъектов образовательного пространства и должны обеспечить эффективность развития «мягкой» модели образовательной системы колледжа.

Именно «мягкая» модель образовательной системы дает возможность принятия решений с учетом состояния и результатов деятельности, обеспечивает устойчивое развитие, как самой системы колледжа, так и индивидуальной педагогической системы преподавателя, влияющих на качество профессиональной подготовки рабочих и техников для энергетических компаний московского региона.

Главное отличие педагогической системы колледжа состоит в максимальном сближении образовательных и производственных целей, формировании корпоративной культуры у будущих работников энергетического производства, последовательной реализации интегрированных программ профессиональной подготовки.

Совместимость экономических целей энергетического производства и образовательных целей учебного учреждения определяют потребности в непрерывном образовании при самоопределении нового поколения персонала наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих педагогической системы, модернизация государственной системы общеобразовательной подготовки всех уровней профессионального образования и система непрерывного профобразования персонала в акционерном обществе «Мосэнерго» позволили колледжу адаптироваться в социально-экономическом пространстве Московского региона.

Непрерывное образование должно охватывать как общее среднее образование, так и все формы и типы последующей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, включая постоянное самообразование.

Если идею непрерывного образования принять в качестве важнейшей парадигмы модернизации всей образовательной системы, то будущее, на наш взгляд, – за специальными образовательными комплексами, последовательно реализующими интегрированные программы ранней профессиональной ориентации школьников, программы начального, среднего и высшего профессионального образования, а также программы переподготовки и повышения квалификации специалистов (образование через всю жизнь).

Примером тому является комплекс “ школа – колледж - вуз”, реализуемый НОУ «Колледж Мосэнерго» и НОУ ВПО «Экономико-энергетический институт».

Система профессиональной подготовки кадров для АО-энерго г. Москвы может стать эффективной за счет интеграции НПО, СПО и ВПО и их объединения в образовательный комплекс. Это даст возможность пересмотреть направления профессиональной подготовки на основе анализа спроса и предложения на профессии и специальности, востребованные энергопредприятиями, а также более эффективно использовать имеющиеся учебно-материальную базу, интеллектуальные ресурсы, производственную базу предприятий – заказчиков кадров.

Решение поставленных задач непрерывного профессионального образования, способы взаимодействия в системе “общеобразовательная школа – колледж” разработаны нами с учетом интеграции образовательного содержания предпрофильной и профильной подготовки школьников.

Организация непрерывного образовательного процесса в системе “колледж – вуз” предоставляет работникам энергетических компаний Московского региона и молодежи возможность выбора соответствующей их устремлениям образовательной траектории и уровня профессионального образования (начального, среднего, высшего, второго высшего).

Энергетическим компаниям, фактическим работодателям для большинства специалистов, подготовленных в таком корпоративном комплексе, целесообразно объединиться в целях привлечения к курированию образовательного процесса. Это позволило бы:

- повысить роль энергетических компаний в качественной подготовке специалистов;
- преодолеть существующий разрыв между содержанием образования и требованиями заказчиков кадров путем проведения специалистами энергокомпаний экспертизы образовательных программ и учебных планов колледжа и института, участия в разработке новых профессиональных образовательных стандартов;
- добиться существенного снижения текучести кадров, создать кадровый резерв, обеспечить условия для карьерного роста сотрудников.
Выбор молодым человеком образовательной траектории определяется, в первую очередь, его интеллектуальными и психофизическими возможностями. А также степенью овладения компетенциями профессии или специальности энергетической отрасли, физическим развитием, способностью к успешной адаптации к трудовой деятельности на ТЭЦ, в сетевых компаниях, ориентированностью на непрерывное образование.

Развитие образовательной системы колледжа с учетом корпоративных интересов заказчика кадров требует постоянного совершенствования учебных программ, повышения квалификации преподавателей и инструкторов производственного обучения, совершенствования материально-технической базы начального и среднего профессионального образования. Потребность в персонале, подготовленном для работы на конкретном предприятии с конкретным оборудованием, породила систему контроля за качеством профессионального образования, согласованную с заказчиком. Потребности заказчика кадров отражаются и в изменениях организационной структуры колледжа, например, открытии заочного отделения для работников энергосистемы. Особенностью интегративного учебного учреждения – колледжа Мосэнерго - является разновозрастный состав обучающихся - с 14 до 50 и более лет (подготовительные курсы, очное и заочное обучение).

Идеи единообразия и единомыслия в интеграции программ начального и среднего профобразования, выпуска специалистов с повышенным уровнем подготовки и рабочих 4-5 разрядов, которые приоритетны в государственных колледжах, для энергетики являются декларативными, т.к. не учитывают уровень личностного и социального развития, человеческий фактор и особенности производства. Колледж испытывает сложности в подборе молодежи на обучение профессиям энергетиков. Особенности трудовой деятельности, нормативный статус рабочего персонала делают профессию энергетика не престижной. Характер же и содержание политических и культурно-массовых мероприятий в городе и государстве, деятельность средств массовой информации не формируют у молодого человека значимость статуса рабочего.

Большое внимание в колледже уделяется становлению и развитию личности будущего энергетика в процессе социально-трудовой деятельности.

Профессионально-трудовая социализация студента колледжа заключается:
в его развитии как члена профессионально-трудового сообщества;
в осознании им социальной значимости и важности выбранной профессии;
в наличии у него устойчивых профессиональных интересов;
в стремлении его к творческой деятельности.

Профессионально-трудовую социализацию следует рассматривать как одну из функций образовательного процесса, которая обеспечивается созданием ряда взаимосвязанных педагогических условий, к которым относятся: организация взаимодействия преподавателей и студентов, направленная на формирование профессионально-корпоративного сознания и поведения; психолого-педагогическое и информационное обеспечение профессионально-трудовой социализации через образовательный процесс; интеграция теоретического и практического опыта; учет динамики профессионально-социального развития студентов на протяжении всего периода обучения.

Важной задачей колледжа и заказчика кадров является адаптация молодого специалиста на производстве.

С этой целью компания «Мосэнерго» разработала Программу работы с молодыми специалистами и Положение о стажировке в ОАО «Мосэнерго» молодых специалистов, окончивших высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Контроль профессиональной адаптации выпускников на энергопредприятиях осуществляет психологическая служба колледжа. Основными целями этого направления деятельности являются: сопровождение профессиональной карьеры студентов колледжа для их дальнейшего профессионального становления в условиях реального производства, получение обратной связи для оценки эффективности образовательной системы НОУ « Колледж Мосэнерго».

В этой связи проводится ряд исследований:
анкетирование студентов выпускных групп об их дальнейших профессиональных планах,
мониторинг закрепляемости выпускников,
исследование условий профессиональной деятельности (адаптации) наших выпускников на предприятиях ОАО « Мосэнерго».

Регулярные опросы студентов колледжа показывают, что почти 80 % из их числа рассматривают свою будущую профессиональную деятельность с позиций корпоративных интересов ОАО « Мосэнерго». Причем многие из них считают необходимым и возможным совмещение работы на энергопредприятиях с дальнейшим обучением по профилю полученной в колледже специальности на заочных и вечерних факультетах вузов.

Инновационная деятельность педагогического коллектива колледжа - экспериментальной площадки РАО - была положительно оценена Экспертным советом Российской академии образования. Участие колледжа во Всероссийском конкурсе «Лидер СПО – 2007» принесло образовательному учреждению победу в номинации «Колледж – лидер в подготовке кадров для энергетической отрасли».

Взаимообусловленность, единство составляющих педагогической системы колледжа, ее совместимость с государственными системами общеобразовательной профессиональной многоуровневой подготовки, оперативное решение со стороны ОАО «Мосэнерго» вопросов корректировки и модификации содержания учебных программ по профильным дисциплинам с учетом корпоративных интересов позволили колледжу адаптироваться в социально-экономическом пространстве Московского региона и удовлетворять интересы московских энергосистем в получении конкурентоспособных кадров.