Об инновационных подходах к развитию экономических процессов Автор: М.Н. Юринов - Министр экономического развития Республики Карелия Источник: Республика Карелия для инвестора В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» определено, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи: • обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности; • создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах; • обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий; • усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях; • обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики; • стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики. • создать инфраструктуру инновационной деятельности. Последняя в этом списке задача является на сегодняшний день наиболее важной и включает в себя следующие составляющие инновационной инфраструктуры: ¦ производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.; ¦ финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), ¦ информационная: аналитические, статистические, информационные центры, базы данных и знаний; ¦ кадровая: система подготовки и переподготовки кадров в области научного и инновационного менеджмента, маркетинга, технологического аудита и т.д.; ¦ экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). В принятой в июле 2006 года Законодательным Собранием Республики Карелия «Концепции социально-экономического развития РК на период до 2012 года» есть блок позиций по направлениям деятельности органами государственной власти в инновационном направлении. Здесь рассматривается инновационный подход к развитию экономических процессов. Можно считать, что инновации становятся неотъемлемым атрибутом нашей жизни. На сегодняшний день в республике сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов органов управления, промышленного персонала, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки: Массовое появление импортной продукции и технологий подтолкнули к совершенствованию производств, ради сохранения позиций на внутреннем рынке. Появилась возможность выхода товаров на мировые рынки, где уже завоеваны определенные позиции (беленая целлюлоза, газетная бумага, пиломатериалы, крафт-мешки, окатыши, электрическая проводка для импортных автомобилей и т.д.). Необходимо увеличивать объемы завоеванных рынков. Идет формирование спроса промышленными предприятиями на создание новой технологичной продукции в научных учреждениях республики и Северо-Западного территориального округа. Существуют причины, затрудняющие осуществление инновационной деятельности. Прежде всего, это - экономические. Отсутствие средств создает незавершенность разработок, которые по преимуществу доходят только до стадии создания макета. Отмечаются слабое маркетинговое обоснование проектов и отсутствие специализированного оборудования, а также есть проблемы обеспеченности площадями и линиями коммуникаций, трудности с сертификацией продукции, слабая обеспеченность специальной информацией и связей с поставщиками, недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях, неразвитость инновационной инфраструктуры. Последняя причина и является, пожалуй, самой важной, в чем и состоит задача органов государственной власти - создание инновационной системы. Мировой опыт показывает, что инфраструктуры создаются только с помощью государства. Сами по себе они не возникают, даже по желанию большого капитала. Поэтому, правительство Карелии проявляет озабоченность по данному поводу и стремится к организации на региональном уровне инновационной инфраструктуры. В эту область задач входят: - обеспечение государственными заказами субъектов инновационной деятельности на разработку научно-технической продукции на конкурсной основе; - способствование созданию бизнес-инкубаторов, техноцентров, центров трансфера технологий; - организация и проведение выставочных инновационных мероприятий и конференций; - оказание консультативной и кредитной помощи органами государственной власти; - информационное обеспечение через сайты Интернета и СМИ; - создание благоприятного инновационного климата и другие элементы инновационной инфраструктуры, включая законодательное и нормативно-правовое обеспечение. Существует два подхода к организации инновационной деятельности через бюджетную сферу. В первом случае, «научном», научной организацией создается научно-технический результат, который ожидает своего спроса неопределенное время. Во-втором случае, «промышленном», финансируется промышленное предприятие, победившее в конкурсе на создание серийного конкурентоспособного продукта. В соответствии с «промышленной» моделью предприятие привлекает научную организацию по конкурсу выполнения НИОКР. Фактически «промышленная» модель означает скрытое субсидирование государством производства инновационного продукта или новой технологии. В США таким способом создается до 80% инновационной продукции на сумму 200 млрд. долларов. В России, по наблюдениям специалистов, организация инновационной деятельности в основном осуществляется через научные организации. По мнению некоторых авторитетных ученых Карелия является уникальным местом для развития генетических технологий, что обеспечивается экологической чистотой края, высоким научным потенциалом, наличием свободных земель, границей с высокоразвитой страной ЕС и т.д. В научных учреждениях Карелии проводятся исследования в 30 областях критических технологий из 52, утвержденных Президентом Российской Федерации. Большое место занимают научные исследования в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностях. В связи с повышением требований на экспортную продукцию, возрастает спрос на новые технические и экологические разработки в данных отраслях. Достаточно весомая доля научных исследований приходится на агропромышленный комплекс. Существенные успехи имеются в области нанотехнологий. Давая ответ на вызов времени, сегодня перед обществом поставлена достаточно амбициозная задача о необходимости перевода экономики на инновационную основу развития. Задачей карельских ученых должно стать проведение научных исследований, максимально нацеленных на спрос со стороны рынка. Именно тогда карельская инновационная система по настоящему приобретет субъект под названием Инноватор. Мы видим, как идет сегодня трансформация нашего Петрозаводского государственного университета из научно-образовательного центра в особый университетский комплекс – учебно-научно-инновационный комплекс. Это можно только приветствовать. Есть еще одна важная проблема, связанная с созданием технопарков, как элементов инновационной инфраструктуры и системы в целом. Создание технопарков во-многом сегодня увязывается со сферой IT-технологий. Это правильно, поскольку данное направление во многом олицетворяет инновационное развитие. Имеется озабоченность и тревога за развитие в этой сфере. С одной стороны у Карелии есть вполне определенные успехи в области информатизации. Есть хорошая школа подготовки кадров. При ПетрГУ работает предприятие Центр ПетрГУ-Metso Систем Автоматизации, занимающееся разработкой информационных систем. Но информационные системы – это только одна из граней направления под названием IT-технологии. Многие наши выпускники находят работу в зарубежных фирмах или уезжают в их филиалы в Москву и С-Петербург. Отсюда вытекает, что нам необходимо привлечение брендов известных мировых компаний, которые заинтересованы именно в создании структурных условий для симбиоза вузов с работодателями – питательной среды для «выращивания» квалифицированных программистов, инженеров технической поддержки и других специалистов. Компаний, которые способны на крупные инвестиции в создании своих филиалов в Карелии, нацеленных на решение их стратегических задач. Еще одно важное условие создания инновационных предприятий – это поиск в научной (или околонаучной) среде специалистов, обладающих предпринимательскими или менеджерскими качествами. Именно такие люди должны стать центрами создания предприятий, которые своей деятельностью будут давать работу своим коллегам по научному цеху. Без таких людей проблему создания инновационных предприятий не решить. Кроме сказанного, научной среде республики можно было бы рекомендовать установление более тесных связей с предприятиями РК на предмет выявления проблем, требующих инновационных подходов в решении. При этом можно еще выполнять функцию трансфера технологий на предприятия из-за пределов республики, т.е. «заимствованных» инноваций. На наш взгляд необходимо провести глубокую ревизию всех своих разработок, проектов на предмет выявления перспективных наработок и идей для их дальнейшей актуализации и продвижения. Следует еще плотнее работать с отраслевыми подразделениями республиканских министерств и ведомств по выявлению проблем региона, требующих проведение НИОКР и активно участвовать в подготовке технических заданий для госзаказа. Наконец, еще больше внимания уделить (совместно с бизнесом) исследованию возможностей использования природных ресурсов в экономике, технологиям их обогащения, переработки и т.п. Особое направление здесь – переработка отходов промышленного производства. Все эти вопросы и есть, по-сути, то рыночное «предложение» со стороны потенциальных инновационных сил, которые должны улавливать сигналы от тех, кто формирует рыночный спрос на исследования. Вопрос сегодня ставиться так: или мы в республике создадим возможное инновационное предложение, субъект под названием Инноватор, который будет востребован экономикой, либо инновационный спрос от предприятий пойдет за пределы республики. Учитывая технологическую отсталость нашей экономики и ее потенциальную потребность в обновлении, говорить об отсутствии спроса – это глубоко не правильно. Единственно, что оправдывает в этой ситуации тех, кто так говорит, это то, что спрос пока не имеет четких и понятных формулировок со стороны предприятий. Это – не сформулированный спрос. Важнейшим направлением республиканской инновационной системы является создание и поддержка соответствующей инновационной инфраструктуры. Правительством РК принято решение о создании Центра поддержки малого бизнеса и размещении его в Петрозаводске. Здесь будут выделены площади под бизнес-инкубаторы, которые будут работать и на инновационном поле. Важным инфраструктурным направлением является трансфер технологий. Один из центров трансфера уже создан при Петрозаводском государственном университете, другой при Карельском научном центре РАН. В перспективе мы бы видели создание нескольких таких центров, возможно в разрезе каких-то отраслевых специализаций. Причем основное направление деятельности центров трансфера видится пока не столько в выводе карельских разработок на внешние рынки (что, безусловно, важно), сколько в подтягивании и внедрении прогрессивных технологий на карельские предприятия из-за пределов республики. Гораздо полезнее иногда не изобретать велосипед, а использовать уже наработанный интеллектуальный продукт кем-то. Главное для нас сегодня, что в Карелии начался большой и открытый диалог между властью, научной средой и бизнесом. Если его не заглушать, то он обязательно даст результат. В ближайшее время будет принят Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия». Идет разработка соответствующей целевой программы. Приоритеты программы инновационной деятельности хозяйственного комплекса Республики Карелия сформулированы следующим образом: стимулирование существующих компаний к использованию инноваций; стимулирование создания малых инновационных предприятий; привлечение инвестиций преимущественно в высокотехнологическую сферу; создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций; повышение уровня инновационной культуры в регионе; формирование государственного заказа на НИОКР. Таким образом, органами государственной власти Республики Карелия предпринимаются усилия по переводу экономики республики с ресурсного потенциала на инновационный. |