Вернуться в библиотеку

Бобита Т.Ю. ЭССЭ  /по курсу «Ораторское искусство»/

PER ASPERA AD ASTRA

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Д. Уэбстер

(американский политик и бизнесмен)

 

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Пытаясь дать определение термину  «ораторское искусство» я прочла множество версий. Но все они сводились к единой мысли, что ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно.

Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести поздравление, объяснить что – либо, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Вообще, риторика - это одно из древнейших искусств, возникших приблизительно в V веке до н.э., как ответ на практическую потребность общества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.

Ещё с детства я замечала, что симпатии и признание окружающих принадлежат не послушным тихоням, а людям ярким и неординарным. Благодаря умению не просто «говорить красиво», а именно заразить людей своей энергетикой, окружающие всегда были на их стороне. В подтверждение сказанному приведу пример, как владея мастерством публичной речи, можно выйти из самой затруднительной ситуации.

Конец 18 века. После только что отгремевшей великой французской революции, судьба распорядилась так, что Вольтер оказался на улицах Лондона, окружённый толпой агрессивно настроенных англичан. «Француз! Француз!», - раздались крики, - «Повесить его!», - британцы в то время ненавидели французов.

Казалось, от смерти уже не уйти. Но что сделал Вольтер? Он воскликнул, обращаясь к обезумевшей и неуправляемой толпе: «Англичане! Вы хотите меня повесить за то, что я француз? Но не достаточно ли я уже наказан тем, что я не англичанин?»

Раздался смех, и англичане оставили Вольтера в живых…

Что и говорить об актуальности данного предмета! Элементарно, вести непринуждённо и грамотно беседу, чтобы у собеседника и мысли не возникло перебить вас на полуслове, не дав закончить фразу, должны уметь все и точка! Разве только вы не монах – отшельник, давший обед молчания, дабы всю свою оставшуюся жизнь провести в горах вдали от людей, наслаждаясь постом и раскаянием. Умение владеть собой, а значит, не только контролировать свою речь, голос, мимику, жесты, но и  владеть ситуацией, парировать любые выпады, всегда находить нужные слова вовремя, а не сидя дома и перебирая достойные и остроумные варианты ответа (ну кому это не знакомо!) - ведь после драки, пардон, кулаками не машут.

Я думаю, если покопаться в памяти, у каждого найдётся хотя бы один случай публичного выступления, из разряда «лучше и не вспоминать». У меня такой опыт имеется. К слову сказать, отучившись в техникуме, защитив «на отлично» диплом, участвуя в конкурсах и праздничных программах, я и не подозревала, что у меня проблемы с самообладанием. Но выступать  перед «проверенной» публикой, где одни знакомые лица, которые хотя бы даже из чистого чувства солидарности будут делать вид, что если не слушают, то хотя бы не спят – дело одно. А перед огромным залом незнакомых людей, когда тебе к тому же надо произносить умные речи и отбивать атаку  летящих вопросов  – совсем иное.

Вот и мой последний доклад на научной конференции заставил меня всерьёз задуматься. Я добросовестно готовилась к выступлению, но стоило мне выйти на трибуну и взглянуть «врагам» в лицо, как в голове всё смешалось, мысли до языка не долетали, и мой речевой аппарат начал жить своей жизнью. И как у А. Н. Некрасова: «Лицо являло след недавнего недуга, стыда, отчаянья, моленья и испуга...». Я успокаивала себя, как могла. Но ни осознание того, что половина аудитории сейчас занята повторением собственных докладов, половина оставшейся половины увлечена мыслями наподобие: «что бы съесть сегодня на ужин», - и только четверть  аудитории готова слушать - мне не помогло. В общем, всё прошло, как в тумане. И в итоге – неприятный осадок и недовольный руководитель.

Следовательно, овладеть навыками ораторского искусства просто жизненно необходимо всем, у кого выступление на публике вызывает багряный румянец и нервную дрожь в коленках, и как минимум полезно, даже если у вас похожие симптомы не наблюдаются. Ведь, как известно, нет предела совершенству.

Бесспорно, ораторское, как и всякое другое искусство, связанос талантом человека. Но согласно житейской мудрости из одного советского фильма: «Нет ничего невозможного для человека с образованием». Поэтому развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора.

Говорят, Демосфен, великий оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Люди его освистали и не захотели слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды – так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи. Этот человек, рано лишившийся отца, с детства страдающий физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик),  справился со всем, что ему преподнесла судьба, и вошел в историю. Демосфен - один из выдающихся ораторов древней Греции, человек, сделавший огромный шаг от косноязычия к красноречию.

Это ярчайший пример, который показывает, что если не врождённый талант, то долгая и упорная работа над собой непременно приведёт к намеченной цели.

Итак, о работе над собой.

То, что внешний вид оратора должен отвечать требованиям слушателей и обстановки, думаю, ясно и без объяснений. Уважающий себя человек всегда должен выглядеть опрятно.

На эту тему в одной из передач по «National Geographic» лектором Сэмом Сэнфордом был рассказан случай, происшедший  в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая  продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, де­вушка внимательно окинула его взглядом  и  сказала: «Ну что ж... Все-таки я пойду».

Хотя к счастью для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления.

И если с внешним обликом всё более – менее ясно, то «воспитать»  уверенность в себе, дело куда более сложное. Даже самые начитанные и образованные люди из-за робости и нерешительности при публичном выступлении могут предстать не в самом лучшем свете. Существует масса способов обретения уверенности в себе. Этой теме посвящено множество книг по психологии, стратегии личностного роста и др. Но так как данная работа посвящена именно личному опыту, опишу опыт хотя и не мой, но моей хорошей знакомой. Когда-то на мою просьбу, помочь подготовить речь к выступлению, Оля ответила: «Какой совет ты ожидаешь услышать от человека, который, даже пересказывая фильм, отбивает у людей всякое желание его смотреть?». Преодолеть свою стеснительность она пыталась всевозможными способами и, забегая вперёд, скажу, что уверенности в себе ей сейчас не занимать. В метро она сидела на поручне (хотя было много свободных мест), от метро до дома шла спиной вперёд, пела в транспорте (сначала, якобы подпевала, слушая плеер, затем просто так), читала стихи в толпу (после этого накрывала волна экстаза, особенно, когда начинали аплодировать), впадала в детство и, лёжа на животе в парке отдыха, рисовала мелками (рядом с другими детьми) всякие красивости, намеренно ловила такси, не соглашалась на цену и отпускала (пока не надоест). Это  некоторые из её способов в борьбе с нерешительностью. Вот только замечу, что лучше избегать методов, которые вместе с уверенностью в себе помогут обрести ещё и неприятности.

Итак, обретение уверенности – дело важное, но далеко не последнее на пути воспитания у себя навыков оратора. Ведь, как сказал Конфуций: "Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор".

Естественно, хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех (хотя еще и не гарантирует его). Но не достаточно владеть материалом, нужно ещё грамотно и уверенно излагать свои мысли. А для этого речь должна быть избавлена от всякого рода слов – паразитов.

Так в манере разговора своей сестры меня всегда раздражало частое повторение слова «говорит», которое при быстром произношении переходило в «грит». Не так давно я с раздражением сделала ей по этому поводу очередное замечание, на что она с не меньшим раздражением ответила, что у меня самой «таких паразитов хватает». Мы  решили (в качестве эксперимента, хотя бы на один день), контролировать сказанное, а если такой «паразит» проскочит, провинившаяся сторона должна трижды гавкнуть. Договорившись, мы присоединились за обедом к родителям и стали рассказывать о нашем походе «на шашлыки». Первые пару минут мы практически не могли произнести ни слова, только гавкали (сползая под стол от смеха). К концу дня контролировать свою речь стало легче, только смущали паузы, которые обнажились из-за отсутствия слов-паразитов, служивших связками. Приходилось говорить медленнее. Но мамой было отмечено значительное уменьшение «мусора» в нашей речи.

Ещё один «пункт» в овладении ораторским искусством ввёл меня в замешательство. Это - жестикуляция. Ещё в школе, прочитав, что наличие жестов – это признак низкой культуры человека (якобы от нехватки слов, люди пытаются заменить их движениями рук) – я полностью искоренила в себе эту привычку. И вот я читаю, что жесты использовать не только можно, но даже нужно! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того, о чем я говорю, а если не буду, то дай бог 40%. А насчёт высказывания, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь, скорее всего, речь шла о жестах хаотических. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов избавляться нужно.

И вот, подготовились мы к выступлению, воспитали в себе уверенность, речь наша чиста, голос приятный, внешний вид безупречный, жестикуляция отработана. Занимаем удобную позу… Кстати о позе принимаемой оратором - это такая же наука, как и всё вышеперечисленное. Но не буду останавливаться на этом пункте, так как полагаю, что уверенность человека (а её мы уже приобрели) будет отражена в его позе и манере держаться. Главное, не суетится, чувствовать себя свободно и не бегать из угла в угол перед слушателями. Необходимо занять удобную позицию и - вперёд!

Да вот незадача: вроде бы всё продумано и отработано, но до обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, опускать глаза на пол или поднимать их к потолку, уткнуться в заметки... А потеряв нить разговора, как вернуть утраченное внимание слушателей? Я прочла множество приёмов, как это сделать, и ещё больше - как этого избежать. Но приведу пример из жизни, рассказанный пару лет назад моим другом.

Пятая пара. За окном монотонно барабанит дождь. Все сонные и слушать лекцию по органической химии никто не настроен. Некоторое время преподаватель пытается привлечь внимание вялых студентов. Но видя всю тщетность своих попыток, замолкает на полуслове и подходит к окну. Несколько минут задумчиво смотрит на стекающие по стеклу капли. И затем тихим-тихим голосом начинает (делая многозначительные паузы после каждой фразы): «Дату точно не помню…Тогда тоже лил дождь… Поехали мы с внуком на матч Шахтёр - Барселона.  Людей на стадионе было - не счесть. Перед вторым таймом мы в нервном ожидании не могли усидеть на местах. Стали пробираться к полю. И вот – выбегают команды. Ливень - как из ведра… А тут…гром…молния…». Преподаватель замолкает, печально опускает голову. В аудитории давно тишина, все инстинктивно подаются вперёд, дабы не пропустить ни одного слова…И вдруг Николай Семёнович срывается с места,  молниеносно подбегает к доске с криком: «РЕАКЦИЯ ЗЮРЦА! ЭТО РЕАКЦИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ЦЕПИ…», - и быстро начинает заполнять доску химическими уравнениями. Группа «с перепугу» хватает ручки и начинает конспектировать. Через пару минут все взрываются диким хохотом. Остаток пары проходит оживлённо и результативно.

В конце пары на вопрос, чем же всё закончилось, преподаватель ответил: «Чем, чем…продули мы».

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ораторское искусство, в первую очередь, это работа над собой. Стремиться к лучшему, ставить цели и достигать их – вот что так необходимо всем нам. Но поставленная цель требует много усилий, и ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно всегда идти вперед. Как много препятствий ждет на пути и, как много тех, кто с ними успешно справляется!

Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня. А это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой и своеобразной речи.

Ведь ещё А.П.Чехов писал: «Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере…».

 

 

Напоследок хочу привести некоторые «ляпы» из речей  российских политиков, взятые из курса  "Риторика - Ораторское мастерство - Культура общения " Аннушкина В.И., гл.8:

 

Я вам отвечу по-горбачевски.

Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ.

Говорю то, что думаю. Точно так же, когда обо мне говорят, что

думают, а даже, не думая, говорят.

Почему же, думая, не могу сказать?

Из выступлений Михаила Горбачева

 

У нас какой-то где-то мы чего-то все сзади там, сзади все

 чего - то там побаиваемся ...

Все ваши предложения мы поместим в одно место.

Вот что может произойти, когда кто-то начнет размышлять.

Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно.

Нужно, чтобы локомотив и чтобы рулевой у локомотива соображали.

У меня к русскому языку нет вопросов.

На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом

я стараюсь не пользоваться.

Из выступлений Виктора Черномырдина

 

Это было правильное решение. Мое решение.

Длинными ночами я размышляю и спорю сам с собою.

Борис Ельцин

 

В России ничего нельзя украсть, потому что некуда положить, -

все равно украдут.

Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы РФ

 

Теперь мы все выполняем рекомендации президента, что прежде,

чем сказать, надо подумать.

Когда этот документ будет готов, мы найдем способ его куда-нибудь

приложить... Я имею в виду — в хорошем смысле.

Почему степень готовности стратегии не доведена до возможности

свести это в такой степени, чтобы включить в содержательную

часть среднесрочной программы, срок исполнения которой

уже истек?

Михаил Фрадков

 

Вернуться в библиотеку


© 2008 Бобита Татьяна Юрьевна
© 2008 ДонНТУ