Источник: Будшевский В. А. Расчеты и проектирование транспортных средств непрерывного действия. - Донецк: Норд-Пресс, 2005. - С. 16 - 19.
ВЛИЯНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЫПНОГО ГРУЗА НА ЕГО ПЛОТНОСТЬ Для уточнения расчетов вместимости
или производительности транспортных средств необходимо учитывать влияние
гранулометрического состава насыпного груза не его плотность. Для решения поставленной задачи
принято допущение о том, что частицы груза имеют форму эллипсоида. Принятое
допущение правомочно, так как оно часто используется в других
работах. Решим поставленную задачу для
насыпного груза, состоящего из частиц одинакового размера. Площадь поперечного
сечения груза на ленте конвейера или в вагонетке можно получить, зная площадь
груза, вписанного в треугольник. Поэтому рассмотрим форму поперечного
сечения груза, насыпанного на плоской поверхности (рис. 1). Треугольник
ABC является равнобедренным с углом при
основании φ, равным углу естественного откоса. Полученная фигура путем простых
аффинных преобразований может быть преобразована в равносторонний
треугольник с вписанными в него кругами (рис. 2).
При преобразованиях такого рода
отношения площадей треугольников и вписанных в них фигур остаются
постоянными, т.е. справедливо выражение:
где n – количество частиц, расположенных в
рассматриваемом поперечном сечении;
, – площадь полученных в
результате аффинных преобразований образов соответственно частиц и поперечного
сечения груза. Представленное выражение позволяет
для определения использовать схему поперечного сечения, изображенную на
рис. 2. Площадь круга . Площадь треугольника АВС:
где
i – число слоёв шариков вписанных в
треугольник. Откуда: . Таким образом:
где i ≥ 1. При этом i можно считать параметром,
характеризующим степень измельчения частиц груза, так как он однозначно
определяет их количество, вписанных в заданный объём . На рис. 3 изображен график
зависимости (2), показывающий, что с увеличением степени измельчения частиц
груза плотность заполнения вмещающего поперечного сечения растет и при
, т.е. при
стремлении размеpов частиц к нулю, имеем:
При i =1 отношение . Плотность насыпного груза
определяется выражением: , где – насыпная плотность
груза;
– плотность
материала частицы в целике;
–
коэффициент разрыхления насыпного груза. Очевидно, что . Следовательно, для насыпных грузов
справедливо неравенство . Данное неравенство справедливо для любых насыпных грузов
независимо от их влажности, абразивности и липкости. Причем
коэффициент разрыхления δ=0,604 является минимально возможным и
соответствует максимальной крупности частиц, а коэффициент δ=0,906 –
максимально возможным и соответствует минимальной крупности частиц. Для
обоснованного выбора δ из найденного интервала необходимо использовать
выражение (2), учитывая линейные размеры частиц. Поэтому целесообразно
произвести следующие преобразования. Учитывая, что , где R - радиус частицы при минимальной
степени измельчения груза (i=1), получим:
где – относительный линейный размер
частицы. Подставляя (3) и (2) после
преобразований получим:
где 0<ξ<1. Выражение (4) позволяет определить δ
для различных размеров частиц груза (рис. 3). В случае, когда груз состоит из
частиц различных размеров, δ может быть определена по выражению
где – коэффициент разрыхления, полученный по
формуле (4) для частиц размерами ;
– вероятность появления
в общей массе груза частиц размером . Полученные выражения (4) и (5)
позволяют уточнить значения плотности насыпного груза в зависимости от его
гранулометрического состава. На основании зависимостей (2) и (4)
можно сделать вывод о том, что с увеличением степени измельчения частиц
насыпного груза его плотность растет. Кроме того, результаты исследований
показывают, что минимально возможное значение плотности любых насыпных грузов не
меньше 0,604, а максимально
возможное ее значение не превышает 0,906, что соответствует известным
фактическим данным о плотности насыпных грузов.